Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы | УУД |
Организационно-мотивационный | | Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Сергеевна, сегодня у нас урок русского языка. Садитесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. С каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим покажите солнышко, если с плохим – тучку, (предварительно розданы карточки с изображениями) Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! А вы действительно хотите много знать? К нам на урок пришел, который тоже много хочет знать, кот Матроскин. Из какого произведения этот герой? Кто автор этого произведения? | Приветствуют учителя Садятся на свои места Улыбаются Показывают солнышко или тучку Открывают ладошки, произносят волшебную фразу Отвечают Трое из Простоквашино, Эдуард Успенский | Фронтальная форма, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению (создание ситуации занимательности), наглядный метод | Л: интерес к учебной деятельности; |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | | Что бы узнать тему нашего урока Кот Матроскин решил вам загадать загадку: Он – начинающий падеж, Вопросы – КТО? и ЧТО? В нём – мама, папа, слон, манеж, И школа, и пальто. Ребята, о чем идет речь в загадке? Скажите, значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? Кот Матроскин доволен вашим ответом и хочет провести с вами весь урок. | Об именительном падеже Именительный падеж | Фронтальная форма, словесный метод (беседа) | К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать предстоящую работу |
Актуализация знаний | | Кот Матроскин составил для нас предложения, которые вы видите на карточках. 1. Зимой город стал белым. 2. Окраины города замело снегом. 3. В зимнее время городу не хватает освещения. 4. Не каждый видел такой красивый город. 5. Жители гордятся своим городом. 6. Многие поэты пишут стихи и песни о нашем городе. Прочитайте предложения про себя. Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно относится? Что вы знаете о склонении имен существительных. Вспомните всё изученное по этому разделу. Матроскин дал вот такое задание: Определите падеж слова «город» в каждом предложении и выделите в первом предложении подлежащее и сказуемое Запишите предложения в тетради и рядом в скобках падеж слова. Молодцы, мы вспомнили какие падежи существуют и как они определяются. А так же определили подлежащее и сказуемое в предложении. Как вы уже поняли, сегодня мы остановимся на одном из них – именительном. | Читают предложения Город Существительное Изменение ИС по вопросам называется изменение по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей. Выполняют задание совместно с учителем. Зимой город стал белым (И.п.) Окраины города замело снегом (Р.п.) В зимнее время городу не хватает освещения (Д.п.) Не каждый видел такой красивый город (В.п.) Жители гордятся своим городом (Т.п.) Многие поэты пишут стихи и песни о нашем городе (П.п.) | Фронтальная форма, словесный метод, практический метод (упражнение), индивидуальная форма | К: умение слушать и вступать в диалог; П: умение ориентироваться в своей системе знаний |
Первичное усвоение новых знаний | | Кот Матроскин хочет узнать, что же такое именительный падеж, мы поможем ему? Но для этого мы должны сами это узнать. Предлагаю открыть учебник на стр.23 и прочитать определение, которое нам дает профессор Самоваров. ______, Прочитай, пожалуйста. А так же прочитаем «Узелки на память». _____, прочитай. Ребята, объясните коту Матроскину, как вы поняли, что такое именительный падеж? На какие вопросы он отвечает? Чем предложении является ИС в именительном падеже? Кто мне напомнит, что такое подлежащее? Верно, подлежащее отвечает на такие же вопросы, как и именительный падеж. Как вы думаете, сможет ли Матроскин определить и рассказать своим друзьям, что же такое именительный падеж? А вы сможете? Это мы проверим, выполнив следующее задание | Да Ученик читает абзац Ученик читает «Узелки на память» Указывает на имя предмета, начальная форма имени существительного Кто? Что? Подлежащим Это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? Да Да | Фронтальная форма, словесный метод, практический метод (работа с учебником) | К: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; Понимание сущности понятия «именительный падеж»; |
Первичная проверка понимания | | Обратим внимание на упр.35, ____, прочитай задание к упражнению. Предлагаю первую строку разобрать всем вместе, а последующие вы разберете самостоятельно. Какие слова здесь являются главными членами предложения? Как мы определим падеж подлежащего? Какой это падеж? Следующие предложения разберите самостоятельно, после чего проверим. Ребята, мы убедились, что ИС именительного падежа являются подлежащими в предложении? Научились определять именительный падеж? Коту Матроскину так понравилось, как вы работаете на уроке, что он позвал друга, дядю Федора, но дядя Федор пришел не с пустыми руками, а с карточками, на которых задание, которое мы с вами выполним в парах. На карточках вы видите измененные предложения, в них все слова записаны в начальной форме, связывая слова в предложение измените, падежи некоторых существительных и лишь одно останется стоять в именительном падеже. На выполнение я даю вам 4 минутки Давайте проверим, что у вас получилось. Дядя Федор и Матроскин очень довольны тем, как вы справились с заданием и позвали свою любимую Мурку с Гаврюшей что бы они с вами отдохнули | Ученик читает задание Читают строку. И днем и ночью, кот ученый все ходит по цепи кругом. (А. Пушкин) Кот ходит Зададим вопрос. Кто? Кот Именительный Зачитывают предложения, выделяют главные члены и называют падеж подлежащего Да Да Выполняют задание в парах Зачитывают предложения, разбирают их | Фронтальная форма, словесный метод (обсуждение, объяснение), практический метод (упражнение), индивидуальная форма, работа в парах | К: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; умение работать в паре. П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; умение выделять подлежащие и сказуемые |
Физминутка | | Поднимаем руки все – это «раз», Повернулась голова – это «два», Руки вниз, вперёд смотри – это «три», Руки в стороны по шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам тихо сесть – это «шесть». |
Первичное закрепление | | Кот Матроскин со своими друзьями, прежде чем покинуть нас, оставили нам задание, что бы проверить, на сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. Обратим внимание на упр.36 на стр.24. Прочитайте внимательно задание про себя. Вспомним, что такое антонимы? Ваша задача – выполнить задание самостоятельно, а затем, обменявшись тетрадями с товарищем по парте проверить правильно ли выполнено упражнение, если есть какие либо ошибки – аккуратно исправить их карандашом. Прочитайте, какие предложения у вас получились. Какие трудности возникли при выполнении задания? Ребята, давайте повторим, что мы узнали сегодня и помогли узнать коту Матроскину и его друзьям. Какая была тема нашего урока? Что такое И.п. и на какие вопросы он отвечает? Чем является в предложении? | Находят упражнение, читают задание Слова, противоположные по значению Выполняют задание, совершают взаимопроверку Отвечают Именительный падеж Начальная форма имени существительного, отвечает на вопросы кто? что? Подлежащим | Фронтальная форма, словесный метод(обсуждение, объяснение), практический метод (упражнение), индивидуальная форма, работа в парах | Л: интерес к учебной деятельности; К: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Д/З | | | | | |
Рефлексия | | Наш урок подходит к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили фразу: Сегодня на уроке я…. Узнал… Мне понравилось… С каким настроением вы заканчиваете урок. Поднимите солнышко, или тучку. | Продолжают фразу Поднимают карточку | Фронтальная форма, словесный метод (обсуждение), наглядный метод | Л: интерес к учебной деятельности; Р : умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |