Урок русского языка. Класс: 3 «В» Тема урока: «Устойчивые выражения».
Урок русского языка. Класс: 3 «В» Тема урока: «Устойчивые выражения».
Работаю в данной должности 26 лет. Имею награду нагрудный знак "Почетный работник общего образования Российской Федерации". Сейчас преподаю в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа". В моем классе 28 учеников. Из них 3 отличника, 14 хорошистов, отстающих нет. Мои дети принимают активное участие в школьных, городских, межрегиональных, всероссийских, международных конкурсах, где занимают призовые места.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Класс: 3 «В» Тема урока: «Устойчивые выражения».»
Урок русского языка.
Класс: 3 «В»
Тема урока: «Устойчивые выражения».
Цель: сформировать представление о стилистическом значении и возможности использования в речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)
Планируемые результаты:
метапредметные:
Личностные
формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Регулятивные
формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать учебную деятельность
Познавательные
развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные
развивать умения работать в группе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
предметные
понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;
объяснять значение фразеологических оборотов;
использовать фразеологизмы в собственной речи.
Тип вводимого знания: изучение нового.
Ход урока.
1)Организационный этап.
Самоопределение учебной деятельности.
Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на занятие, провожу игру, мотивирующую учащихся на работу.
– Добрый день!
Встаньте правильно, красиво. Дайте, я вами полюбуюсь. Посмотрите друг на друга и полюбуйтесь друг другом.
Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.
– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?
– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…
– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…
Свою работу на уроке будете оценивать по следующим критериям: задание выполнено без ошибок – улыбающийся смайлик, встретились ошибки – грустный смайлик. Рисовать смайлики будете в картах оценивания – напротив каждого выполненного задания. Листы на партах. Критерий на доске.
Сядьте правильно.
- Ответьте на вопрос:
- С чего начнём наш урок?
Откройте тетради, расположите их на столе правильно, соблюдайте правила посадки. Запишите число, классная работа.
2) Минутка чистописания.
На слайде написание буквы.
-Пропишите показ. Подчеркните наиболее правильное написание.
- Для чего мы повторяем написание разных букв или их соединений на каждом уроке?
- Посмотрите на образец, оцените свою работу.
3) Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Предлагаю выполнить тест. Подвожу к теме предстоящего урока. Организую проверку теста по эталону.
Тест
1.Найди пары синонимов и соедини их линиями.
Приятель воин
Противник друг
Солдат враг
2.Подбери антонимы к словам.
Горе –
Конец -
Жара –
3. Найдите в тексте фразеологизмы, подчеркните и расшифруйте их.
Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. Они считают ворон и витают в облаках. Они иногда играют у меня на нервах.
Выполните проверку по эталону первых двух заданий.
-Что такое синонимы? (Близкие)
- Что такое антонимы? (противоположные)
В 3 задании:
Кто нашёл? Какие? Кому было трудно?
В каком задании у вас возникло затруднение? Почему?
Оцените 1 и 2 задания. К 3 заданию вернемся позже.
4) Постановка учебной проблемы.
Выдвигаю проблему. Организую формулирование целей и темы урока учащимися. Организую постановку учебной задачи.
Уточняю понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
Почему не получилось выполнить третье задание?
Перед нами проблема.
Как устранить данную проблему?
Узнать что такое фразеологизмы.
Научиться их находить в тексте и расшифровывать.
Это и будут цели нашего урока. На доске.
Цели:
Узнать что такое фразеологизмы.
Научиться их находить в тексте и расшифровывать.
Согласны с этими целями?
Назовите тему сегодняшнего урока?
Согласны, с темой урока?
Тема: « Фразеологизмы.( Устойчивые выражения)».Тема на доске.
- Для достижения целей урока предлагаю составить план. Посовещайтесь в парах и продолжите план.
1)Узнать, что такое ………………………. фразеологизм (устойчивое выражение). 2) Познакомиться…………………………. со словарем устойчивых выражений. 3) Потренироваться в ……………………..нахождении и объяснении устойчивых выражений.
- Выскажите свои мысли. План на доске.
Согласны работать по этому плану?
5) Решение учебной проблемы
Ребята, вы сегодня работайте хорошо. Не ударьте в грязь лицом.
Кто понял, что я имела в виду, когда сказала
«не ударьте в грязь лицом»?
Показ картинки:
Может быть это то, что изображено на картинке?
Ударить - это стукнуть.
Лицо – это часть тела человека.
Грязь – это земля, растворенная в воде.
Я права?
Нет.
«Не ударить в грязь лицом» - это значит не опозориться, сделать все правильно. СЛОВАРЬ распечатанный
А я таких выражений много знаю. - По иллюстрации догадайтесь, какое устойчивое выражение здесь скрыто.
В ПАРЕ со словарём
По мере работы над фразеологизмом на доске появляются соответствующие картинки.
«Вешать лапшу на уши»,
Обманывать
«Писать как курица лапой»,
Не красиво, не аккуратно. САМООЦЕНКА
- Откройте учебник на странице 113, найдите упражнение 103. Прочитайте предложение и найдите в нём устойчивое выражение.
Пятёрок у него в дневнике – кот наплакал.
- Как вы понимаете смысл выражения «кот наплакал»: пятёрок много или мало. словарь в учебнике
- А почему появилось такое выражение?
- Представьте, если бы кот смог наплакать, слёз у него было бы много или мало?
- При этом помните, мы не можем переделывать устойчивое выражение по своему желанию. Нельзя сказать «пёс наплакал», «кошка наплакала» только «кот наплакал».
Такие выражения в русском языке называются – фразеологизмы, или устойчивые выражения.
- Как вы думаете, зачем нужно знать фразеологизмы, для чего они нужны в нашей речи?
Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль.
6) Словарная работа.
- А теперь запишите выражение:
Не в своей тарелке.
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
Читают из словаря:
Быть не в обычном для себя состоянии, когда чувствуешь себя не так как всегда.
Например: Выступая на сцене, Петя чувствовал себя не в своей тарелке.
- Составьте своё предложение с этим выражением.
- Попробуйте заменить в этом выражении слово тарелка на слова, например, чашка, тазик, ведро.
- В таком виде выражение не используется, мы не можем заменить слово. Это устойчивое выражение. Его мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости
- А какое слово по вашему мнению будет из словаря?
- Запишите в словарик ТАРЕЛКА.
- Обозначьте ударение, подчеркните букву, написание которой нужно запомнить.
7) Первичное закрепление новых знаний.
Выпишите из словаря любые 2 - 5 фразеологизмов с объяснением. Запомните их.
Какие фразеологизмы вы выписали? Зачитайте. Оцените работу.
Мы с вами должны создать «Фразеологический зверинец».
Задания находится в конверте.
Приступайте к работе.
Вместо (…) вклей подходящую по смыслу картинку животного.
Голоден как…
Хитер как…
Труслив как…
Колючий как…
Нем как…
Упрям как…
Доложите о своей работе. К доске выходят представители нескольких групп и читают получившиеся фразеологизмы.
Оцените свою работу в группе.
8) Включение нового в систему знаний и повторение.
Ребята, а теперь вы сможете справиться с 3 заданием теста?
Работайте.
Сверьте свои работы с образцом. Оцените.
9) Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
- Над какой новой темой сегодня работали?
- Для чего нужны фразеологизмы?
Оценивание работы на уроке.
- У кого все смайлики улыбаются в вашей карте оценивания? Почему? Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
- У кого есть грустные смайлики? Что вам не удалось? Что показалось вам сегодня трудным? Что себе пожелаете?
Какую пользу вы извлекли из этого урока?
10) Д/З
На карточках подчеркнуть предложение, где употребляются устойчивые выражения.
Я не нашел себе места и встал в проходе.
Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил себе язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.
.
Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали.
Никто не ударил в грязь лицом и не сел в калошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, автомобиль ВМW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.
Попались на удочку?
А если серьёзно, то вас ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите язык не проглотите.