kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристики учебного занятия

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: обучающиеся

Класс(ы): 6 класс

Предмет: русский язык (программа УМК под ред. Разумовской М.М.)

Форма учебной работы: классно – урочная

Тема урока: «Употребление фразеологизмов в речи»

Урок в системе уроков: второй урок в разделе «Фразеология. Культура речи».

Тип урока: изучение нового материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе.»

Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе.

Характеристики учебного занятия

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: обучающиеся

Класс(ы): 6 класс

Предмет: русский язык (программа УМК под ред. Разумовской М.М.)

Форма учебной работы: классно – урочная

Тема урока: «Употребление фразеологизмов в речи»

Урок в системе уроков: второй урок в разделе «Фразеология. Культура речи».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

 1.Обучающая: познакомить учащихся с синонимией и антонимией фразеологизмов, с особенностями употребления фразеологизмов в речи.

2.Развивающая: пополнить фразеологический словарь учащихся; познакомиться с различными фразеологическими словарями, развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи.

3.Воспитывающая: постижение национальной культуры с помощью фразеологизмов, уважительное и внимательное отношение к речи.

Задачи урока:

Познакомиться с понятиями «синонимия и антонимия фразеологизмов»

Закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма».

Находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре

Развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности.

Оборудование: выставка различных словарей, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки (графические), у каждого обучающегося на парте: тетради, учебники, фразеологические словари, карточки с теоретическим материалом по теме, таблица для заполнения дома.

Структура урока (план, отражающий этапы урока):

Орг. момент (дидактическая игра), формулирование целей и задач урока (2 мин.).

Проверка домашнего задания (2 мин.)

Изучение нового материала (14 мин)

«Солнечная» зарядка для глаз (1 мин)

Работа со словарями (11 мин)

Физкультминутка (1 мин)

Работа в группах. (10 мин)

Дифференцированное домашнее задание(2 мин)

Подведение итогов урока (3 мин)

Конспект урока.

Изучение фразеологии в школе является неотъемлемой частью работы по культуре речи и имеет практическую направленность: необходимо обучать школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний. Работа с фразеологизмами стимулирует развитие речи, способствует формированию умения абстрагировать, а абстракция является конструирующим компонентом мыслительной деятельности учащихся. Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, газет, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения родным языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Обо всех фразеологических явлениях, изучаемых в школе, сообщаются следующие сведения: определение понятия, функция в языке, способ отражения в толковом словаре, цель использования в художественных произведениях, кроме того, сообщаются сведения об особенностях их употребления в разных функциональных стилях. О фразеологизмах ученики должны знать следующее: определение, признаки сходства фразеологизмов со словами и словосочетаниями, наличие лексического значения фразеологизма, синонимов и антонимов среди фразеологизмов, роль фразеологизмов в художественных произведениях, способ отражения фразеологизмов в толковых словарях.

При изучении фразеологии у обучающихся формируются учебно-языковые фразеологические умения.

Учащиеся должны уметь:

Отличать лексическое значение фразеологизма от грамматического.

Толковать лексическое значение известных им фразеологизмов.

Определять, в каком значении употреблены фразеологизмы в контексте.

Находить в контексте изученные фразеологические явления.

Подбирать изученные фразеологизмы.

Употреблять фразеологизмы в предложении.

Группировать изученные фразеологизмы.

Пользоваться фразеологическими словарями.

Учебники русского языка для V – VI классов являются основными средствами обучения лексике. В них даются в систематизированном виде основные знания по фразеологии и намечены методические пути их изучения, предлагаются доступные упражнения в определенной системе.

С помощью фразеологических словарей учитель обеспечивает следующие виды работ: объяснение нового фразеологизма, ознакомление с особенностями фразеологического словаря и правилами пользования им.

Для контроля за усвоением знаний и умений по фразеологии необходимо использовать как устные, так и письменные формы проверки.

I. Орг. момент. Дидактическая игра. Отгадать загадки.

Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха? — Медведь на ухо наступил

Выполняется быстро, ловко, хорошо. — Горит в руках

Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения.- Семь пятниц на неделе

Очень темно, совершенно ничего не видно. — Ни зги не видно

Оказаться в неловком, глупом положении. — Сесть в калошу

- Как называются такие сочетания?

- Дайте определение, что такое фразеологизмы.

Объявление темы, целей и задач урока.

II. Проверка д/з.: упр.271, с.115 (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учрежедений/под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.- М., 2007)

Задание:

1)устно — повторить, что такое синонимы, антонимы.

2) письменно — в упр.271, с.115 дана запись, в которой зашифрованы фразеологизмы, нужно было правильно записать их, объясняя лексическое значение получившихся фразеологизмов.

(запись правильных ответов выполнена заранее на доске, самопроверка обучающихся)

Образец: ломать голову — напряженно думать

ломать (голову, копья, спину, шапку), взять (с потолка, себя в руки, на заметку, в переплет), ходить (на задних лапках, гоголем, по струнке, по миру), пускать (в трубу, пыль в глаза, слезу, по миру)

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с выставкой словарей. Сообщения обучающихся.

1 ученик: Фразеологический словарь — словарь устойчивых словосочетаний (фразеологических единиц), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно. Представляем нашу выставку.

2 ученик.

Фразеологические единицы всегда были предметом особого внимания в толковых словарях. Большое место принадлежит фразеологизмам в словаре В. И. Даля, включающем 30 000 пословиц и поговорок.

Исключительную ценность имеет словарь М. И. Михельсона «Русская мысль и речь. Свое и чужое», изданный в 1901—1902гг. и переизданный в последние годы. Словарь предлагает читателю полный свод русской фразеологии, включает около 11 500 словарных статей и описывает более 30 000 русских фразеологизмов, крылатых слов, этикетных формул. Словарь охватывает образную речь России XIX в., содержит параллельные единицы из основных европейских и древних языков. Хотя значительная часть материала в этом словаре устарела, он до сих пор является одним из авторитетных справочных изданий по русской фразеологии.

3 ученик.

Центральным среди фразеологических словарей является «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова. В словаре разрабатываются фразеологизмы типа: бить баклуши, огород городить, пожинать лавры, между двух огней, под сурдинку, на авось и т. д. Всего в словаре представлено более 4000 фразеологических единиц. В словарных статьях даются толкования значений фразеологизмов, приводятся различные формы их употребления, синонимы и антонимы, а в некоторых случаях — сведения о происхождении фразеологизмов. На примерах из классической и современной русской литературы показано, как фразеологизмы употребляются в речи. Составители придерживаются узкого понимания фразеологии, поэтому в словаре не описываются фразеологические сочетания (по классификации фразеологических единиц В, В. Виноградова), пословицы, поговорки, крылатые слова. Словарь дает широкую информацию о границах употребления фразеологических единиц, а также некоторые этимологические справки.

4 ученик.

Описанию синонимии фразеологизмов посвящен «Словарь фразеологических синонимов русского языка» В. П. Жукова, М. И. Сидоренко и В. Т. Шклярова. В словаре представлено 730 фразеологизмов, тождественных или близких по значению. Словарная статья содержит подробное описание как синонимического ряда в целом, так и его компонентов, а также богатый иллюстративный материал, отражающий употребление фразеологизмов в художественной и публицистической литературе.

2. Сообщение учителя:

- Вспомните, что такое синонимы?

В русском языке одно и то же значение можно выразить не только разными словами, но и разными фразеологизмами. Например: «опытный человек» — тертый калач, стреляный воробей; «темно» — ни зги не видно, тьма кромешная, хоть глаз коли (выколи). Такие фразеологизмы составляют в языке синонимический ряд. Фразеологизмы-синонимы могут различаться оттенками значений или полностью совпадать по значению. Совпадают по значению фразеологизмы от корки до корки и от доски до доски, У синонимов на краю света и куда ворон костей не заносил есть смысловое отличие: второй фразеологизм означает не только «очень далеко», но и в «труднодоступном месте». Фразеологизмы-синонимы могут быть одинаковыми по грамматическому строению (тертый калач — стреляный воробей) или различными, чем отличаются от лексических синонимов (которые всегда относятся к одной части речи), например: со всех ног — только пятки засверкали.

Задание классу (устная работа): Подберите к данным фразеологизмам словарные синонимы и составьте предложения с теми и другими. Объясните синонимические различия между ними. Стоять на пути, путаться под ногами, вылететь в трубу, кормить завтраками, перемывать косточки.

Сообщение учителя:

- Вспомните, что такое антонимы?

Между фразеологизмами русского языка, как и между словами, тоже бывают отношения антонимии. Фразеологизмами-антонимами называются такие, которые противоположны по значению. Фразеологизмы-антонимы характеризуют явление с одной стороны, но противоположны. Так, человек может быть определен по его росту; с версту коломенскую — «очень высокий» — от земли не видать — «очень низкий»; по его внешнему виду, отражающему состояние здоровья: кровь с молоком — «здоровый вид» — краше в гроб кладут — «болезненный, плохой вид». Фразеологизмы-антонимы могут состоять из разных слов (возносить до небес — втаптывать в грязь, ни зги не видно — хоть иголки собирай) или иметь некоторые одинаковые слова в своем составе (с легким сердцем — с тяжелым сердцем, жить своим умом — жить чужим умом).

Задание классу (письменно):

Подберите к данному фразеологизму антонимичный оборот

Семи пядей во лбу                  водой не разлить

       (1) ни в зуб толкнуть                 (1) перегнуть палку

       (2) кладезь премудрости            (2) пустить по миру

       (3) на мякине не проведешь       (3) камня на камне не оставить

       (4) пороху не нюхал                   (4) как кошка с собакой

Задание классу (устно): Какой фразеологизм лишний в столбике?

          (1) согнуть в бараний рог                  (1) язык без костей

         (2) наставить рога                            (2) язык развязывается

         (3) обломать рога                              (3) найти общий язык

         (4) брать быка за рога                       (4) язык чешется




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе.

Автор: Жумадуллаева Лазат Калдарбековна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114818"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411668938"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Интегрированный урок русского языка и литературы на тему   «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» "
    ["seo_title"] => string(109) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-litieratury-na-tiemu-frazieologhizmy-krylatyie-slova-i-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420471439"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "113601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410550556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства