Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Однозначные и многозначные слова"»
Урок по русскому языку
в 5 классе по теме :
«Однозначные и многозначные слова»
Реализуемая программа: «Программа по русскому языку» под редакцией Л.М.Рыбченковой
Учебник: « Русский язык. 5 класс.» В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.
Форма урока: урок-изучение нового материала
Тип урока: информационно-исследовательский
Методы и приёмы:
мини- исследование;
«мозговой штурм»;
лингвистические игры;
самооценка.
Виды деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Средства обучения:
Учебник: « Русский язык. 5 класс.» В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын
школьные толковые словари русского языка
карточки
памятки
памятки «Однозначные и многозначные слова»
Дидактические цели урока-проекта:
-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
-формирование навыков работы в команде;
-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;
-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Методические задачи:
-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;
-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;
Проблемы самостоятельных исследований:
-Откуда в речи появились многозначные слова?
-Что произойдёт с нашей речью, если не использовать многозначные слова?
Тема: «Однозначные и многозначные слова»
Цель: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся.
Задачи:
формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.
Ход урока
Орг. момент:
Эмоциональный настрой. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Я рада видеть каждого из вас!
И пусть лучами осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок.
- Запишите число, классная работа, тему урока.
Предлагается прочитать эпиграф к уроку и устно рассказать, на какие размышления наводят строки:
«Слова не изобретаются Академиями:
они рождаются вместе с мыслями,
или в употреблении языка, или в
произведениях таланта, как счастливое
вдохновение».
Н.М.Карамзин.
-Зачем нам нужно знать лексические значения слов?
Побудительная мотивация
Форма организации деятельности обучающихся:фронтальная ( выполняют орфографический практикум(с.72)
Игра «Мозговой штурм»(Каждому учащемуся раздаётся карточка с заданием. Задача:знаками отметить предлагаемую информацию)
Любое слово имеет лексическое значение.
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется «Толковый словарь»
Некоторые слова имеют несколько значений.
Разные слова различаются, прежде всего, лексическими значениями.
Слово является однозначным, так как оно имеет одно значение.
Если слово имеет несколько лексических значений, оно называется многозначным.
Наука, изучающая словарный состав языка, называется лексикологией.
Задание:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.
-Как вы думаете, на какие вопросы вы сегодня на уроке найдёте для себя ответы?
Актуализация
-Отгадай слово по его значению.
1. То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.
2. То, что может заболеть от бессонницы.
3. То, что мы называем началом колонны.
4. Единица счета скота.
5. То, что можно сложить в неравном бою.
(Голова)
IV. Познавательная мотивация
1.- Сколько лексических значений имеет слово «кладовая»?
- Общее между предметами?
Сколько значений одного слова вы назвали (2)
-Определим тему нашего урока.
Запись темы: Однозначные и многозначные слова.
Выведение целей урока.
V. Объяснение нового материала
1.Первичное осознание материала
Форма организации деятельности обучающихся: групповая
Наблюдение на с.72 №152(ребята делают самостоятельные выводы по новой теме)
Рассмотрим рисунки (иллюстрации в учебнике стр.72).
1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.
2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).
3.Сколько ЛЗ имеет слово в следующих сл/сч: . Значит, это слово многозначное.
Вывод:многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.
1.Запись пословицы:
Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой.
-Что нам может помочь определить, однозначное или многозначное это слово?(толковый словарь)
-Определим, сколько значений имеет слово «кладовая»?(работа с толковым словарём. Обращается внимание детей на определённые пометы в словаре).
-Составьте со словом «кладовая «два простых распространённых предложения так, чтобы лексическое значение данного слова было разным)
2. Проблемы самостоятельных исследований (сообщение обучающихся по заданной проблеме)
Откуда в речи появились многозначные слова?
Что произойдёт с нашей речью, если не использовать многозначные слова?
3.Осознание и осмысление материала
1.№154(составление с/с со словом «рукав»(самостоятельные выводы)
2.Работа с Толковым словарём.
Форма организации деятельности обучающихся:по группам (карточки)(по вариантам: работа с толковым словарём. Определить, однозачными или многозначными являются слова:1в.-горячий;2в-.золотой).Вывод.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная
- Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? - Найти в школьных толковых словарях однозначные и многозначные слова, привести примеры. Игла, -ы, мн. иглы, игл, ж. 1. Инструмент для шитья. Швейная игла. 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы. 3.Обычно во мн. ч .Колючки на теле животных. Иглы ежа.
Вывод:1 )разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье; 2) разные ЛЗ многозначного слова нумеруются подряд. -Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (по Толковому словарю)
3.Найти в словаре 3 многозначных слова, составить с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.
Форма проверки выполнения задания: фронтальная
4.Задание.Определить,что значит слово «колокольчик» в следующих от рывках из стихотворений7
1. «Еду,еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…»
2 «.Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,тёмно-голубые?»
-Как же правильно определить значение многозначного слова?На что нам нужно обращать внимание?(На текст)
5.Индивидуальная работа. Создание памятки.
Памятка
«Однозначные и многозначные слова»
В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет.
Например, слово … . Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. Только этот предмет называется … . То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются … .
Слова, которые имеют несколько значений, называются …. . …. слово называет разные предметы, в чём-то … между собой.
Значение многозначного слова нам помогают определить …. .
Разные лексические значения многозначного слова помещаются …. .
VIII. Рефлексия
Я узнал...
Меня удивило...
Мне понравилось...
У меня получилось...
Теперь я могу...
Мне захотелось…
IX. Домашнее задание
По выбору:
1.№ 155(по заданию).
2.Написание мини-сочинение на тему: «Для чего необходимо понимать, однозначное или многозначное слово мы используем?»
Список использованной литературы.
1.Учебник: « Русский язык. 5 класс.» В 2 ч. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын
2. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – Владимирская Г.Н. – М.: ТЦ Сфера. – 2003.
3. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. – Арсирий А.Т. – М.:Просвещение. – 1995.
4. Толковый словарь русского языка. – Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. – Москва. – 1999.
5.Уроки русского языка в 5 классе. Богданова Г.А.- Москва, «Просвещение», 2003.