Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по литературе.
«В. Высоцкий – душа России».
Содержание
Введение………………………………………………………………….…3
Методические рекомендации …………………………………………….4
Сценарий мероприятия..............5
Список использованной литературы……………………………………32
Приложение
Введение
На данном этапе развития общества первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Существуют разные точки зрения на источники, механизмы и стадии развития духовности, но, на мой взгляд, духовность не может возникнуть внезапно; духовность появляется в процессе длительной и неустанной работы человека над собой. Кто же поможет нашему студенту развить в себе лучшие духовные качества? Безусловно, преподаватель, который сегодня берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за нравственное, и за эстетическое воспитание студентов. А помогут ему справиться с поставленной целью как уроки литературы, так и внеаудиторные занятия по дисциплине. Преподавателю из огромного информационного материала необходимо отобрать тот, который бы помог реализации и образовательных, и воспитательных целей.
На мой взгляд, в воспитании духовности может оказать неоценимую услугу лирика В.Высоцкого, потому что в ней ощущается высокий нравственный потенциал, который, несомненно, способствует пробуждению духовного сознания студента. Ведь неслучайно В.Аксенов считал, что лирика поэта «отодвигает кошмар духовной энтропии»
Само понятие «духовность» предполагает стремление к совершению добрых поступков, к желанию развивать в себе чувство прекрасного, заставлять свою душу «трудиться день и ночь», стремиться к правде, которой проникнуто все творчество В.Высоцкого, а в итоге - признать общечеловеческие духовные ценности в качестве приоритетных в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На данном этапе развития общества первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Существуют разные точки зрения на источники, механизмы и стадии развития духовности, но, на мой взгляд, духовность не может возникнуть внезапно; духовность появляется в процессе длительной и неустанной работы человека над собой. Кто же поможет нашему студенту развить в себе лучшие духовные качества? Безусловно, преподаватель, который сегодня берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за нравственное, и за эстетическое воспитание студентов. А помогут ему справиться с поставленной целью как уроки литературы, так и внеаудиторные занятия по дисциплине. Преподавателю из огромного информационного материала необходимо отобрать тот, который бы помог реализации и образовательных, и воспитательных целей.
На мой взгляд, в воспитании духовности может оказать неоценимую услугу лирика В.Высоцкого, потому что в ней ощущается высокий нравственный потенциал, который, несомненно, способствует пробуждению духовного сознания студента. Ведь неслучайно В.Аксенов считал, что лирика поэта «отодвигает кошмар духовной энтропии»
Само понятие «духовность» предполагает стремление к совершению добрых поступков, к желанию развивать в себе чувство прекрасного, заставлять свою душу «трудиться день и ночь», стремиться к правде, которой проникнуто все творчество В.Высоцкого, а в итоге - признать общечеловеческие духовные ценности в качестве приоритетных в жизни.
Методические рекомендации
Внеаудиторное мероприятие на тему: «В.Высоцкий – душа России» посвящено жизни и творчеству поэта, музыканта, актера В.Высоцкого.
Задача – создать необходимый эмоциональный настрой, побудить к размышлению о душе человеческой, о непреходящих человеческих ценностях.
Цели внеклассного мероприятия:
1. Познакомить учащихся с творчеством известного поэта, композитора и актера Владимира Высоцкого; подробнее рассмотреть аспект духовности в его творчестве.
2. Прививать любовь к литературе; развивать такие качества, как доброта, милосердие, честность.
3. Воспитывать у учащихся эстетический вкус и развивать гражданскую идейно-нравственную позицию.
4. Развивать умение слушать.
Подготовительная работа:
Выбор чтецов и ведущих;
Репетиция инсценировки песни «Диалог у телевизора»;
стихотворение Ю.Трубчанинова «Памятник»;
Песни на стихи В.Высоцкого:«Песня о Земле», «Песня о друге», «Купола», «Я не люблю», «Спасите наши души», «Две судьбы», «Сыновья уходят в бой», «Песня о судьбе», «Я несла свою беду», «Диалог у телевизора».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер звукозаписи, кадры видеофильма, проигрыватель 70-х годов, грампластинки с записями песен и интервью В.Высоцкого о своем творчестве.
Оформление: на магнитной доске размещены фотографии Высоцкого, сделана надпись «В.Высоцкий – душа России»; на экране – баннер; оформлена выставка книг В.Высоцкого и грампластинок с исполнением его песен; у доски стоит стол с проигрывателем для прослушивания грампластинок, цветы.
Сценарий
Преподаватель: Сегодня в рамках Года истории России мы проводим внеклассное занятие, посвященное целой эпохе, связанной с именем великого поэта, композитора и актера Владимира Высоцкого. Невозможно на одном занятии отразить всю многогранность деятельности этого удивительного человека. Поэтому мы обратим внимание на очень важный аспект его творчества- духовность и душевность его песен, потому что сам автор считал, что «стихи должны войти не в уши, а в душу» каждого человека. В соответствии с этим определилась тема занятия: «В.Высоцкий – душа России». (На экране – фотография В.В.Высоцкого).
1-ый слайд
ведущий
Холодным зимним утром 25 января 1938 года в Москве родился выдающийся актер театра и кино, автор стихов и песен Владимир Высоцкий.
Слайд 2.( на фоне баннера, отражающего начало творческой деятельности, фотографии В.Высоцкого во время выступлений).
2-ой ведущий:
После окончания школы Владимир поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет, но его душа стремилась к искусству ,и он поступил в школу –студию при МХАТе.
Слайд 3.
1-ый ведущий:
«Первые мои песни, говорил В.Высоцкий, – это дань времени...
В каждой из первых песен была одна, но пламенная страсть:
в них – извечное стремление человека к свободе, к любви,
к моей женщине, к друзьям, к близким людям…»
Владимир Высоцкий и не предполагал, что станет всенародным любимцем. «Мне казалось, что пишу я для очень маленького круга – человек пяти-шести – своих близких друзей – и так оно и будет всю жизнь…»
2-ой ведущий:
- А В.Высоцкий не только стал широко известным поэтом, но и душой России,хотя «немногие, да и не сразу, поняли, что в России родилась поэзия высокого драматизма и мудрости» (А.Володин)
Звучит «Песня о Земле» в исполнении В.Высоцкого, записанная на грампластинке. (На экране - фотография В.Высоцкого).
Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!"?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки - как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет, -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля - это наша душа, -
Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время...
Слайд 4. На фоне фотографии Театра на Таганке
1-ый ведущий:
В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". В этом театре сыграно немало ролей, но самой важной для себя В.Высоцкий считал роль Гамлета.
Сдайд 5. На фоне фотографии В.Высоцкого в роли Гамлета
Высоцкий всегда играл «Гамлета»как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи. Давайте посмотрим небольшой отрывок из спектакляи послушаем в исполнении В.Высоцкого монолог Гамлета
Слайд 6 Просмотр видеоролика
Монолог Гамлета "Быть или не быть". -
Быть или не быть? Вот в чём вопрос. Вот поле бесконечных провокаций. Но нужно уточненье – где? кому? Есть мир и я – в чём их соотношенье? И кто готов принять безумный облик Для поруганья мира? Обольстив В миру себя, тем мудрость на безумье Меняя в знак аскезы пред людьми, Притворством соблазняя небеса, Достойны ль мы небес? Низринуть гордость, Смиренно принимать все поношенья И выполнять презренную работу, Всем демонстрируя неблагочестье, Но днём… А ночью тайно обращаться К Тому, Кто нас низринул в этот мир. Вот этими поступками стяжать И неподверженность соблазнам светским, И вИдение призраков умерших, Незримых бесов, что вокруг теснятся, А главное – способность к обличенью Всех грешников, от мала до велика?! Как сможет показная бесноватость Дарить пророческий нам дар? Иль это Санкционированный небом подвиг В преддверии совсем иной аскезы? Ходить нагим, в веригах, слыть безумным, Измазаться в грязи, вопить нещадно, Есть крокодилов, наносить стигматы – И я бы смог! Но даст ли это силы Мне навзничь опрокинуть чашу мира И стать глашатаем небесной воли, Стать почитаемым ещё при жизни – И это значит быть? Или не быть? В чём фокус всей специфики юродства? В динамике взаимоотношений Властей небесных и властей земных? И в этом – элементы провокаций: Сознательно достичь таких условий, Чтоб вынудить врага принять активно Характер мной предсказанных поступков. Он, нарушая этим status quo, Тем самым выкажет своё начало, В котором свили демоны гнездо. – И в этом корень главного различья Великого и тайного юродства От сумасшествия, под чем скрывают Страх пред опасностью, играя дурно В притворной глупости свою судьбу, В позорном избегании конфликтов. Подобно провокациям в безумье Библейского пророка вскрыть ли язвы, Пороки обезумевшей державы? Иль попирать устои вековые, Беснуясь, словно киник, у ворот Дворца и храма – в этом ли юродство?
Слайд 7.На фоне кадров из различных фильмов с участием В.Высоцкого
2-0й ведущий:
Параллельно с работой в театре была и работа в кино.
Владимир Высоцкий снялся в 30-и художественных и телевизионных фильмах, в двенадцати исполнял главные роли, для пятнадцати написал песни.
В 1987году В.Высоцкому посмертно была присуждена Государственная
премия за создание образа Глеба Жеглова в фильме «Место встречи
изменить нельзя» и авторское исполнение песен
Слайд 7. Кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Слайд 8. На фоне фотографий В.Высоцкого
1-ый ведущий:
Однако, не выразив себя в полной мере в качестве киноактера, Высоцкий, исполняя свои песни, становится настоящим кумиром, душой народа
Почему Владимира Высоцкого называют душой России? Высоцкий мелькнул над землей ослепительной вспышкой, как падающая с неба звезда, сгоревшая до срока, но оставившая в наших ДУШАХ неизгладимый след. Но и сам поэт стал ДУШОЙ России, потому что в его творчестве отражена душа русского народа. Слово «душа» имеет несколько значений – это и внутренний мир человека, и сам человек с теми или иными свойствами и качествами характера. В прослушанном стихотворении Высоцкий не ограничивается олицетворением Земли, а приходит к более широкому обобщению, отождествляя землю с душой человека.
2-ой ведущий:
- Слово «душа» имеет несколько значений – это и внутренний мир человека, и сам человек с теми или иными свойствами и качествами характера. В прослушанном стихотворении Высоцкий не ограничивается олицетворением Земли, а приходит к более широкому обобщению, отождествляя землю с душой человека.
Очень часто слово «душа» встречается в стихотворении «Купола»
2-ой чтец читает стихотворение «Купола»
Как засмотрится мне нынче, как задышится?
Воздух крут перед грозой, крут да вязок.
Что споется мне сегодня, что услышится?
Птицы вещие поют - да все из сказок.
Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.
Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед -
Это птица Гамаюн
Надежду подает!
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол -
То ль возрадовался, то ли осерчал...
Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.
Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною -
Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.
Словно семь богатых лун
На пути моем встает -
То птица Гамаюн
Надежду подает!
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!
1-ый чтец:
- В стихотворении «Я не люблю» Владимир Высоцкий рассматривает душу человеческую как что-то сокровенное, присущее каждой личности. Это стихотворение можно считать программным, так как в нем отражен целый перечень ненавистных автору черт характера, присущих человеку.
Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю»
Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда весёлых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю и ещё — Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда — наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почести иглу, Или когда всё время против шерсти, Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово "честь" забыто И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне — и неспроста: Я не люблю насилье и бессилье, Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу, И не терплю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более — когда в неё плюют.
Я не люблю манежи и арены: На них мильон меняют по рублю. Пусть впереди большие перемены — Я это никогда не полюблю!
2-ой ведущий:
- Горечь о человеческом непонимании, о тех, кто находится по ту сторону баррикад, о человеческой бестактности звучит и в стихотворении «Мне в душу ступит кто-то посторонний».
1-ый чтец читает стихотворение
Мне в душу ступит кто-то посторонний. А может, даже плюнет. Что ему?! На то и существует посторонний На противоположном берегу.
Он, посторонний, — он по-ту-сторонний. По ту, другую, сторону от нас... Ах, если бы он был потусторонний, Тогда б я был спокойнее в сто раз.
1-ый ведущий:
-Крик о помощи, о спасении души звучит в песне В.Высоцкого «Спасите наши души». Алесь Адамович писал: «Пел как кричал? Потому что все в нем кричало…»
Звучит песня в исполнении В.Высоцкого «Спасите наши души»
Уходим под воду В нейтральной воде. Мы можем по году Плевать на погоду, А если накроют — Локаторы взвоют О нашей беде.
Спасите наши души! Мы бредим от удушья. Спасите наши души! Спешите к нам! Услышьте нас на суше — Наш SOS всё глуше, глуше. И ужас режет души Напополам...
И рвутся аорты, Но наверх — не сметь! Там слева по борту, Там справа по борту, Там прямо по ходу Мешает проходу Рогатая смерть!
Спасите наши души! Мы бредим от удушья. Спасите наши души! Спешите к нам! Услышьте нас на суше — Наш SOS всё глуше, глуше. И ужас режет души Напополам...
Но здесь мы на воле, Ведь это наш мир! Свихнулись мы, что ли, Всплывать в минном поле?! "А ну, без истерик! Мы врежемся в берег!" — Сказал командир.
Спасите наши души! Мы бредим от удушья. Спасите наши души! Спешите к нам! Услышьте нас на суше — Наш SOS всё глуше, глуше. И ужас режет души Напополам...
Всплывём на рассвете — Приказ есть приказ! А гибнуть во цвете Уж лучше при свете! Наш путь не отмечен... Нам нечем... Нам нечем!.. Но помните нас!
Спасите наши души! Мы бредим от удушья. Спасите наши души! Спешите к нам! Услышьте нас на суше — Наш SOS всё глуше, глуше. И ужас режет души Напополам... Вот вышли наверх мы... Но выхода нет! Вот — полный на верфи! Натянуты нервы... Конец всем печалям, Концам и началам — Мы рвёмся к причалам Заместо торпед! Спасите наши души! Мы бредим от удушья. Спасите наши души! Спешите к нам! Услышьте нас на суше — Наш SOS всё глуше, глуше. И ужас режет души Напополам...
Спасите наши души!
2-ой ведущий:
-Душа лирического героя В.Высоцкого часто страдающая, потерянная, заблудшая, но пытающаяся очиститься, найти свое место. Сам поэт считал, что только через страдания можно успокоить мятежную душу. У автора «душа» ассоциируется с такими понятиями, как совесть, правда, нравственная чистота. И душа неотделима от судьбы.
1-ый ведущий:
- Иван Бортник отмечал: «Не секрет, что душевная неустроенность почти невыразима в понятиях. Но у поэта понятие существует через поэтический образ. Ну а образ «кривая и нелегкая» уже давно живет в народной памяти, в народном языке, в фольклоре»
Звучит песня В.Высоцкого «Две судьбы»
Жил я славно в первой трети Двадцать лет на белом свете — по влечению, Жил бездумно, но при деле, Плыл куда глаза глядели — по течению.
Думал: вот она, награда, — Ведь ни вёслами не надо, ни ладонями. Комары, слепни да осы Донимали, кровососы, да не доняли.
Слышал, с берега вначале Мне о помощи кричали, о спасении. Не дождались, бедолаги, — Я лежал, чумной от браги, в расслаблении.
Крутанёт ли в повороте, Завернёт в водовороте — всё исправится, То разуюсь, то обуюсь, На себя в воде любуюсь — очень ндравится.
Берега текут за лодку, Ну а я ласкаю глотку медовухою. После лишнего глоточку — Глядь: плыву не в одиночку — со старухою.
И пока я удивлялся, Пал туман и оказался в гиблом месте я, И огромная старуха Хохотнула прямо в ухо, злая бестия.
Я кричу — не слышу крика, Не вяжу от страха лыка, вижу плохо я, На ветру меня качает... "Кто здесь?" Слышу — отвечает: "Я, Нелёгкая!
Брось креститься, причитая, — Не спасёт тебя Святая Богородица: Тех, кто руль да вёсла бросит, Тех Нелёгкая заносит — так уж водится!"
Я впотьмах ищу дорогу, Медовухи понемногу — только по сту пью. А она не засыпает — Впереди меня ступает тяжкой поступью.
Вот споткнулась о коренья От большого ожиренья, гнусно охая. У неё одышка даже, А заносит ведь туда же, тварь нелёгкая. Вдруг навстречу нам живая Хромоногая, кривая — морда хитрая. "Ты, — кричит, — стоишь над бездной, Я спасу тебя, болезный, слёзы вытру я!"
Я спросил: "Ты кто такая?" А она мне: "Я Кривая — воз молвы везу". И хотя я кривобока, Криворука, кривоока — я, мол, вывезу...
Я воскликнул, наливая: "Вывози меня, Кривая, — я на привязи! Я тебе и жбан поставлю, Кривизну твою исправлю — только вывези!
И ты, Нелёгкая маманя, На-ка истину в стакане — больно нервная! Ты забудь себя на время, Ты же толстая — в гареме будешь первая".
И упали две старухи У бутыли медовухи в пьянь-истерику. Я пока за кочки прячусь И тихонько задом пячусь прямо к берегу...
Лихо выгреб на стремнину: В два гребка — на середину! Ох, пройдоха я! Чтоб вы сдохли, выпивая, Две судьбы мои — Кривая да Нелёгкая!
1-ый ведущий:
- К теме судьбы, пользуясь образами, хорошо известными в русской традиции, Высоцкий возвращался не раз. Судьба у Высоцкого чаще всего выступает как рок, как фатум. Редко герои песен противостоят судьбе, чаще судьба оказывается сильнее.
1-ый чтец читает отрывок из стихотворения «Песня о судьбе»
Куда ни втисну душу я, куда себя ни дену, За мною пёс — Судьба моя, беспомощна, больна. Я гнал её каменьями, но жмётся пёс к колену — Глядит, глаза навыкате, и с языка — слюна.
Морока мне с нею — Я оком тускнею, Я ликом грустнею И чревом урчу, Нутром коченею, А горлом немею, И жить не умею, И петь не хочу!
Должно быть, старею. Пойти к палачу? Пусть вздёрнет на рею, А я заплачу.
Я зарекался столько раз, что на Судьбу я плюну, Но жаль её, голодную, — ласкается, дрожит. Я стал тогда из жалости подкармливать Фортуну — Она, когда насытится, всегда подолгу спит.
Слайд 9. На фоне баннера, отражающего тематику Великой Отечественной войны
1-ый ведущий:
- Когда впервые читаешь стихотворения В.Высоцкого, поражаешься разносторонней тематике. Кажется, что это необыкновенно опытный человек, многогранный, разносторонний. В чем же популярность поэта? Давайте послушаем, как автор сам говорит о своем творчестве.
Звучит фонограмма с выступлением Высоцкого и его песня «А сыновья уходят в бой».
Сегодня не слышно биенья сердец, Оно для аллей и беседок. Я падаю, грудью хватая свинец, Подумать успев напоследок:
«На этот раз я не вернулся, Я ухожу – придет другой!» Мы не успели, не успели, не успели оглянуться – А сыновья, а сыновья уходят в бой…
Вот кто-то решит: пусть без нас хоть потоп, Как в пропасть шагнув из окопа. А я для того свой покинул окоп, Чтоб не было больше окопов.
Сейчас глаза мои сомкнутся, Я крепко обнимусь с землей… Мы не успели, не успели, не успели оглянуться – А сыновья, а сыновья уходят в бой…
Кто сменит меня, кто в атаку пойдет? Кто выйдет к заветному мосту? И мне захотелось: пусть будет вон тот, Одетый во все не по росту.
Я успеваю улыбнуться, Я видел, кто придет за мной! Мы не успели, не успели, не успели оглянуться – А сыновья, а сыновья уходят в бой…
Разрывы глушили биенье сердец, Мое же негромко стучало, Что все же конец мой – еще не конец, Конец – это чье-то начало.
Сейчас глаза мои сомкнутся, Я ухожу – придет другой… Мы не успели, не успели, не успели оглянуться – А сыновья, а сыновья уходят в бой…
2-ой ведущий :
-Стихи В.Высоцкого, полные печали и тоски, щемяще отзываются в сердцах людей, созвучны их мыслям и чувствам, вызывают слезы на глазах.
Звучит песня В.Высоцкого «Я несла свою беду» в исполнении М. Влади.
Я несла свою Беду по весеннему по льду, Обломился лёд — душа оборвалася, Камнем под воду пошла... А Беда хоть тяжела — А за острые края задержалася.
И Беда с того вот дня ищет по свету меня, Слухи ходят вместе с ней с Кривотолками. А что я не умерла, знала голая ветла И ещё перепела с перепёлками. Кто ж из них сказал ему, господину моему, — Только выдали меня, проболталися. И, от страсти сам не свой, он отправился за мной, Ну а с ним Беда с Молвой увязалися.
Он настиг меня, догнал, обнял, на руки поднял, Рядом с ним в седле Беда ухмылялася... Но остаться он не мог — был всего один денёк, А Беда на вечный срок задержалася...
1-ый чтец:
- Людмила Гурченко в своих воспоминаниях отмечала народность языка поэта. В его стихах и песнях очень часто можно найти обороты, которые вначале были просто в устной речи, в каких-то наших шутках-прибаутках, играх. Например, Катя-Катерина, рвусь из всех сухожилий…», а Станислав Говорухин говорил о народном юморе его песен и стихов, который был близок и понятен каждому человеку, потому что люди видели в песнях Высоцкого знакомые картинки из собственной жизни.
Клип, на песню В.Высоцкого «Диалог у телевизора».
Ой! Вань! Смотри, какие клоуны! Рот — хоть завязочки пришей... Ой, до чего, Вань, размалёваны, И голос — как у алкашей!
А тот похож (нет, правда, Вань) На шурина — такая ж пьянь. Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь, Я — правду, Вань!
— Послушай, Зин, не трогай шурина: Какой ни есть, а он родня. Сама намазана, прокурена — Гляди, дождёшься у меня!
А чем болтать — взяла бы, Зин, В антракт сгоняла б в магазин... Что, не пойдёшь? Ну, я — один. Подвинься, Зин!..
— Ой! Вань! Гляди, какие карлики! В джерси одеты — не в шевьёт, На нашей пятой швейной фабрике Такое вряд ли кто пошьёт.
А у тебя, ей-богу, Вань, Ну все друзья — такая рвань, И пьют всегда в такую рань Такую дрянь!
— Мои друзья хоть не в болонии, Зато не тащат из семьи. А гадость пьют — из экономии, Хоть поутру — да на свои!
А у тебя самой-то, Зин, Приятель был с завода шин, Так тот — вообще хлебал бензин. Ты вспомни, Зин!..
— Ой! Вань! Гляди-кось, попугайчики! Нет, я, ей-богу, закричу!.. А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу.
В конце квартала — правда, Вань, — Ты мне такую же сваргань... Ну что "отстань", всегда "отстань"... Обидно, Вань!
— Уж ты бы лучше бы молчала бы — Накрылась премия в квартал! Кто мне писал на службу жалобы? Не ты?! Когда я их читал!
К тому же эту майку, Зин, Тебе напяль — позор один. Тебе шитья пойдёт аршин — Где деньги, Зин?..
— Ой! Вань! Умру от акробатиков! Смотри, как вертится, нахал! Завцеха наш товарищ Сатюков Недавно в клубе так скакал.
А ты придёшь домой, Иван, Поешь — и сразу на диван, Иль, вон, кричишь, когда не пьян... Ты что, Иван?
— Ты, Зин, на грубость нарываешься, Всё, Зин, обидеть норовишь! Тут за день так накувыркаешься... Придёшь домой — там ты сидишь!
Ну, и меня, конечно, Зин, Всё время тянет в магазин, А там — друзья... Ведь я же, Зин, Не пью один!
Слайд 10. На фоне памятника В.Высоцкому и таких слов:25 июля 1980 года В.Высоцкого не стало
Мне меньше полувека - сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним…
1-ый ведущий:
Когда-то Владимир Высоцкий сказал:
«Не поставят мне памятник в сквере – Где-нибудь у Петровских ворот».
А памятник стоит. На Ваганьковском кладбище И в любое время у могилы великого поэта живые цветы. И люди, люди...
Ни за что б он тогда не поверил, Что когда-нибудь время придет. И ему будет памятник в сквере Установлен у этих ворот. Но иная эпоха настала,
Через толщу безудержных дней Смотрит он на страну с пьедестала С неизменной гитарой своей. И весь солнцем июльским залитый, И собой излучающий свет, В полный рост встал на каменных плитах Не ушедший в забвенье Поэт. Тихий сквер. Он стоит посредине, В окружении свежих цветов. Нет, никто никогда не отнимет Всенародную нашу любовь. Над Москвой опускается вечер Разноцветием ярких гирлянд. Звезды, как поминальные свечи, Над его монументом горят. Он не в силах в такое поверить И, пожалуй, сейчас, не поймет, Что стоит в многолюднейшем сквере, Как живой – у Петровских ворот.
1-ый чтец
- Почему же Высоцкого считают душой России?
Юрий Трифонов отвечает на этот вопрос так: Высоцкий затронул очень важные или, лучше сказать, очень больные моменты нашей истории. Он рассказывал нам почти обо всем, чем жили мы, чем жил народ — при нем и до него. Пел о войне, о трудном послевоенном времени, когда он был мальчиком, но, как оказалось потом, все хорошо ухватил, почувствовал и понял... Пел о больших делах и стройках и о тяжких временах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, спортсменах и альпинистах, моряках, пограничниках, солдатах, поэтах, шоферах — о ком угодно, обо всем. Великая, фантастическая его популярность возникшая так неожиданно, объяснима: Высоцкий вошел в самую гущу народа, он был понятен многим, почти всем.
2-ой чтец:
- А Александр Митта дополняет: «Высоцкий жил с таким напором и шел навстречу своей судьбе с такой открытой беззащитностью, что не надо гадать, какое у него было сердце. За это мы его и любим, и не можем забыть. Он осуществил мечту каждого человека выразиться полностью, всем существом сразу: и умом, и сердцем, и телом, и голосом, и мыслью, и страстью».
1-ый чтец:
- Наверное, девизом всей жизни Владимира Высоцкого можно считать его слова, которые являются путеводной звездой для многих наших соотечественников:
Если трудно идешь-
По колено в грязи,
Да по острым камням, босиком по воде по студеной…
Пропыленный, обветренный, дымный,-
Огнем опаленный-
Хоть какой,-
Доберись, добреди, доползи!
Преподаватель: Завершаем наше занятие викториной, в которой могут принять участие все желающие. Победителя ждет приз.
( На фоне звучащих песен В.Высоцкого всем участникам викторины раздаются вопросы, дается время на выполнение заданий, подводятся итоги, победитель награждается книгой стихов В.Высоцкого).
Вопросы к викторине
1.Где родился В.Высоцкий?
В Германии
В Москве
В Ленинграде
В Париже
2.Думал ли В.Высоцкий о том, что станет всенародным любимцем?
Да, он знал об этом с детства
Он никогда об этом не думал
Ему цыганка нагадала всенародную признательность
Он был избранным
3. В каком театре В.Высоцкий стал своим?
В театре Маяковского
В театре на Таганке
В Современнике
В Арт-театре
4. Что было источником его вдохновения?
Рассказы друзей
Собственные фантазии
Сама жизнь
Рассказы друзей, собственные фантазии, сама жизнь.
5. За какой образ в кино В.Высоцкому была присуждена Государственная премия
За создание образа Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя»
За образ Гамлета в пьесе « Гамлет»
За образ Деда мороза на Новогоднем утреннике
За образ белогвардейца
6.Какое значение имеет слово «душа» в песнях и стихах В.Высоцкого?
Внутренний мир человека
Внешние обстоятельства
Человек с отрицательными качествами характера
Внутренний мир человека , свойства и качества характера
7. Как называет Высоцкий судьбу в своих песнях?
нелегкая
кривая
косая
нелегкая, кривая
8.Поэт считает, что душу можно успокоить через
Страдания
любовь
Мщение
пьянство
9.Какие черты характера не любит поэт?
Доброту
Все черты, которые характеризуют человека как сильную личность
Все черты, которые характеризуют человека как слабую личность
Все негативные черты характера
10. Почему в песнях Высоцкого отражаются бытовые сценки?
Потому что автор отражал жизнь такой , какая она есть
Потому что это было смешно
Потому что он высмеивал жизнь обывателей
Потому что такая тема приносила ему доход
Список использованной литературы
«Я, конечно, вернусь» , - сборник воспоминаний о В.Высоцком, М.,1988г
В.Высоцкий. Нерв:стихи, М., 2010
В.Высоцкий. Стихи и песни, М.,2010
В.Высоцкий. Ни единою буквой не лгу. М., 2010
http://www.kulichki.com/vv/
http://www.vsurikov.ru/visotsk%20s.htm
http://www.wologda.ru/article/222
http://visockiy.ucoz.ru/blog
32
Скачать материал
Краткое описание документа:
На данном этапе развития общества первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Кто же поможет нашему студенту развить в себе лучшие духовные качества? Безусловно, преподаватель, который сегодня берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за нравственное, и за эстетическое воспитание студентов. А помогут ему справиться с поставленной целью как уроки литературы, так и внеаудиторные занятия по дисциплине.
На мой взгляд, в воспитании духовности может оказать неоценимую услугу лирика В.Высоцкого, потому что в ней ощущается высокий нравственный потенциал, который, несомненно, способствует пробуждению духовного сознания студента. Ведь неслучайно В.Аксенов считал, что лирика поэта «отодвигает кошмар духовной энтропии»
Само понятие «духовность» предполагает стремление к совершению добрых поступков, к желанию развивать в себе чувство прекрасного, заставлять свою душу «трудиться день и ночь», стремиться к правде, которой проникнуто все творчество В.Высоцкого, а в итоге - признать общечеловеческие духовные ценности в качестве приоритетных в жизни.