kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки русского языка по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках применяются современные технологии

Обучающиеся пользуются проектором для д\з

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка по ФГОС»

"Мой вересковый мед. Моя святая тайна."

Урок литературы в 5 в классе

Р. СТИВЕНСОН БАЛЛАДА «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД»

Мавлютова Р.С.,

Учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №2 г.Баймак

МР Баймакского района

Республики Башкортостан


Цели: познакомить с писателем – представителем зарубежной литературы; углубить знания о балладе – как жанре литературного произведения; показать на примере баллады бережное отношение к традициям предков, изображение мужества, смелости, стойкости, верности стране; обсудить смысл названия произведения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ:

Предметные : знать основные сведения о жизни и творчестве Р.Стивенсона, владеть навыками анализа поэтического произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные: понимает нравственный подвиг героя, его мужество и смелость, проникается чувством патриотизма.

Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой, планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: усваивает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Коммуникативные УУД:

формирование умений работать в группах;

умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

Коммуникативные УУД:

формирование умений работать в группах;

умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

Технология: проблемного обучения

Методы обучения: эвристическая беседа, наблюдения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, видеоурок «Инфоурок», портреты писателей, карта, аудиозапись


Ход урока.

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- Посмотрите, перед вами портретная галерея, на которой вы видите писателей, чьи произведения мы изучали в этом году.

- Кто сможет назвать имена этих писателей?

(Иван Александрович Бунин, Валентин Галактионович Короленко, Самуил Яковлевич Маршак, Павел Петрович Бажов, Виктор Петрович Астафьев)

- А вот писатель, чей портрет вы не узнали, родился, жил и писал свои произведения не в России, а за границей, за рубежом нашей родины – это зарубежный писатель. Роберт Льюис Стивенсон. Кто из вас, ребята, сможет определить тему урока?

Ученик: познакомимся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона.

Мотивация к изучению нового материала

- Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать творчество зарубежных писателей, это общая тема всех наших последующих уроков. И, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона. Какие цели мы поставим перед собой?

Ученик: узнать сведения о жизни писателя, изучить его произведения

- Серьёзно изучив биографию и творчество Стивенсона, вы сможете на отлично выполнить самостоятельную работу по теме.

Изучение нового материала.

1.Просмотр видеоурока «Инфоурок» о Р. Стивенсоне.

Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в.

Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон – так звали отца – гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Об этом позже он написал в своих книгах.

Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за болезни – туберкулеза.

По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.

Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.

Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.

2. Вопросы к учащимся после просмотра видеоурока :


Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон? ( В Шотландии в ноябре 1850 г.)

Учитель:- Давайте посмотрим на карту. Вот она – Шотландия – совсем небольшая страна, которая входит в состав Великобритании и Северной Ирландии. Столица Шотландии – Эдинбург.

2. Что вы узнали о родителях поэта?

3. Где учился будущий писатель?

4. Где прошла большая часть жизни Стивенсона?

5.Что вас заинтересовало в биографии писателя?

3.Работа над понятием «баллада»

Чтение определения «баллада» по учебнику

Баллада (от прованс. (фр.) ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

4.Слушаем аудиозапись баллады «Вересковый мед».

5.Первичное восприятие баллады.

- Понравилась ли вам баллада Стивенсона?

- А что вас поразило, удивило, что произвело на вас наибольшее впечатление?

- Вот я всё время называла это произведение балладой. - Пользуясь определением баллады, докажите, что произведение, с которым мы познакомились, является балладой.

Ученик: Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт мёда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка

Физкультминутка

Закрепление изученного материала.

1.Словарная работа.

Пикты – народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.

Учёные полагают, что первые люди в Шотландии появились приблизительно 8 тысяч лет назад. Самыми большими племенами были пикты.

Вельможа – здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.

Пучина – водоворот.

- Ребята, определите тему и основную мысль произведения.

Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров.

Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей.

2.Беседа по тексту:

- Скажите, что произошло давным – давно в стране пиктов?

- Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля?

Ученик: Безжалостный.

- Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?

Ученик: Автор сочувствует, так как называет их «бедными».

- Как погибли отец и сын? Почему старик решил обмануть шотландцев?

Ученик: Боялся, что сын не выдержит пыток, желая для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре.

- Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»?

Ученик: Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.

Учитель: К этому уроку Кристина подготовила небольшое сообщение, которое поможет нам понять балладу.

3.Сообщение учащегося:

Когда вереск цветёт, вокруг него вьются шмели и пчёлы. Из вереска получают мёд. Лечебные свойства мёда восхвалялись в легендах и песнях. Из верескового мёда пикты делали напиток. Пикты верили, что этот напиток делает людей молодыми и сильными. Секрет изготовления этого напитка знали только они, пикты. В Шотландии существует легенда, что когда на пиктов напали враги и потребовали рассказать секрет изготовления этого напитка, они предпочли умереть, но секрета не выдали.

Учитель: Да, ребята, именно эта легенда и легла в основу баллады, которую написал Роберт Льюис Стивенсон, поэтому она так и называется «Вересковый мёд».

4.Продолжение беседы:

- Во имя чего совершает свой подвиг старик?

Ученик: Во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине.

- «Вересковый мед» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?

Ученик: Он писал о легендарных исторических временах Шотландии. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада.

.-Как вы считаете, прав ли герой баллады, пожертвовавший сыном?

-Что вызывает у вас в душе поступок героя: возмущение или восхищение?

5. Работа над выразительным чтением :

1 ряд- найти и прочитать описание короля

2 ряд- выбрать и прочитать описание старика

6.Составление кластера ( в группах) :

пикты

мёд

Шотландия

мужество баллада

король вереск

тайна

V. Домашнее задание: на выбор 1) подготовить выразительное чтение отрывка баллады наизусть 2) написать сочинение на тему:

Мое восприятие баллады Стивенсона «Вересковый мед»

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите фразу:

- Прочитав балладу, я пришел (пришла) к выводу …

- Самое интересное в балладе – это …

- На месте старого пикта я бы …

- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?

Ученик: О мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны.

Учитель: Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад, чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.

Всем спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уроки русского языка по ФГОС

Автор: Кильдиярова Клара Музафаровна

Дата: 02.02.2022

Номер свидетельства: 599418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методическая разработка урока русского языка (ФГОС ООО) "
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "221139"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435063644"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
    ["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
    ["file_id"] => string(6) "239185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444737470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства