Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка по ФГОС»
"Мой вересковый мед. Моя святая тайна."
Урок литературы в 5 в классе
Р. СТИВЕНСОН БАЛЛАДА «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД»
Мавлютова Р.С.,
Учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №2 г.Баймак
МР Баймакского района
Республики Башкортостан
Цели: познакомить с писателем – представителем зарубежной литературы; углубить знания о балладе – как жанре литературного произведения; показать на примере баллады бережное отношение к традициям предков, изображение мужества, смелости, стойкости, верности стране; обсудить смысл названия произведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ:
Предметные : знать основные сведения о жизни и творчестве Р.Стивенсона, владеть навыками анализа поэтического произведения.
Метапредметные УУД:
Личностные: понимает нравственный подвиг героя, его мужество и смелость, проникается чувством патриотизма.
Регулятивные: умеет слушать в соответствии с целевой установкой, планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: усваивает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Коммуникативные УУД:
формирование умений работать в группах;
умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;
Коммуникативные УУД:
формирование умений работать в группах;
умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;
Технология: проблемного обучения
Методы обучения: эвристическая беседа, наблюдения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
- Посмотрите, перед вами портретная галерея, на которой вы видите писателей, чьи произведения мы изучали в этом году.
- Кто сможет назвать имена этих писателей?
(Иван Александрович Бунин, Валентин Галактионович Короленко, Самуил Яковлевич Маршак, Павел Петрович Бажов, Виктор Петрович Астафьев)
- А вот писатель, чей портрет вы не узнали, родился, жил и писал свои произведения не в России, а за границей, за рубежом нашей родины – это зарубежный писатель. Роберт Льюис Стивенсон. Кто из вас, ребята, сможет определить тему урока?
Ученик: познакомимся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона.
Мотивация к изучению нового материала
- Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать творчество зарубежных писателей, это общая тема всех наших последующих уроков. И, действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона. Какие цели мы поставим перед собой?
Ученик: узнать сведения о жизни писателя, изучить его произведения
- Серьёзно изучив биографию и творчество Стивенсона, вы сможете на отлично выполнить самостоятельную работу по теме.
Изучение нового материала.
1.Просмотр видеоурока «Инфоурок» о Р. Стивенсоне.
Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в.
Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон – так звали отца – гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Об этом позже он написал в своих книгах.
Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за болезни – туберкулеза.
По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.
Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.
Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.
2. Вопросы к учащимся после просмотра видеоурока :
Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон? ( В Шотландии в ноябре 1850 г.)
Учитель:- Давайте посмотрим на карту. Вот она – Шотландия – совсем небольшая страна, которая входит в состав Великобритании и Северной Ирландии. Столица Шотландии – Эдинбург.
2. Что вы узнали о родителях поэта?
3. Где учился будущий писатель?
4. Где прошла большая часть жизни Стивенсона?
5.Что вас заинтересовало в биографии писателя?
3.Работа над понятием «баллада»
Чтение определения «баллада» по учебнику
Баллада (от прованс. (фр.) ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
4.Слушаем аудиозапись баллады «Вересковый мед».
5.Первичное восприятие баллады.
- Понравилась ли вам баллада Стивенсона?
- А что вас поразило, удивило, что произвело на вас наибольшее впечатление?
- Вот я всё время называла это произведение балладой. - Пользуясь определением баллады, докажите, что произведение, с которым мы познакомились, является балладой.
Ученик: Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт мёда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка
Физкультминутка
Закрепление изученного материала.
1.Словарная работа.
Пикты – народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.
Учёные полагают, что первые люди в Шотландии появились приблизительно 8 тысяч лет назад. Самыми большими племенами были пикты.
Вельможа – здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.
Пучина – водоворот.
- Ребята, определите тему и основную мысль произведения.
Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров.
Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей.
2.Беседа по тексту:
- Скажите, что произошло давным – давно в стране пиктов?
- Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля?
Ученик: Безжалостный.
- Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?
Ученик: Автор сочувствует, так как называет их «бедными».
- Как погибли отец и сын? Почему старик решил обмануть шотландцев?
Ученик: Боялся, что сын не выдержит пыток, желая для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре.
- Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»?
Ученик: Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.
Учитель: К этому уроку Кристина подготовила небольшое сообщение, которое поможет нам понять балладу.
3.Сообщение учащегося:
Когда вереск цветёт, вокруг него вьются шмели и пчёлы. Из вереска получают мёд. Лечебные свойства мёда восхвалялись в легендах и песнях. Из верескового мёда пикты делали напиток. Пикты верили, что этот напиток делает людей молодыми и сильными. Секрет изготовления этого напитка знали только они, пикты. В Шотландии существует легенда, что когда на пиктов напали враги и потребовали рассказать секрет изготовления этого напитка, они предпочли умереть, но секрета не выдали.
Учитель: Да, ребята, именно эта легенда и легла в основу баллады, которую написал Роберт Льюис Стивенсон, поэтому она так и называется «Вересковый мёд».
4.Продолжение беседы:
- Во имя чего совершает свой подвиг старик?
Ученик: Во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине.
- «Вересковый мед» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?
Ученик: Он писал о легендарных исторических временах Шотландии. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада.
.-Как вы считаете, прав ли герой баллады, пожертвовавший сыном?
-Что вызывает у вас в душе поступок героя: возмущение или восхищение?
5. Работа над выразительным чтением :
1 ряд- найти и прочитать описание короля
2 ряд- выбрать и прочитать описание старика
6.Составление кластера ( в группах) :
пикты
мёд
Шотландия
мужество баллада
король вереск
тайна
V. Домашнее задание: на выбор 1) подготовить выразительное чтение отрывка баллады наизусть 2) написать сочинение на тему:
- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?
Ученик: О мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны.
Учитель: Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад, чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}