Цель уроков: развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины; научить использовать безличные предложения в творческих работах.
Методические приемы: беседа по вопросам, написание сочинения.
Ход урока
I. Обсуждение творческих работ (текст-рассуждение по упр. 293)
Читаем и анализируем 2-3 работы. Обсуждаем, получилось ли рассуждение.
Примеры текстов-рассуждений
1. Я прочитал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на одном дыхании. Мне было интересно следить за судьбой героев, их приключениями. Все пушкинские герои кажутся не просто персонажами книги, а живыми людьми. Наверное, поэтому так интересно было читать эту повесть.
Среди героев повести мне особенно понравился Петруша Гринев. Вернее, Петр. Ведь своей жизнью, своими поступками он доказал, что он вовсе не маменькин сынок, который только и умеет гонять голубей да мечтать о вольной офицерской жизни. Правда, в начале повести Гринев совершает необдуманные поступки: выпивает, играет в карты с Зуриным. Но в сложных, ответственных ситуациях он держится мужественно, с достоинством: например, в сцене казни Пугачевым защитников крепости, в разговоре с самозванцем.
В конце концов из недоросля Петруши получился настоящий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Уроки развития речи. Описание картины»»
Уроки развития речи. Описание картины
Цель уроков: развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины; научить использовать безличные предложения в творческих работах.
Методические приемы: беседа по вопросам, написание сочинения.
Ход урока
I. Обсуждение творческих работ (текст-рассуждение по упр. 293)
Читаем и анализируем 2-3 работы. Обсуждаем, получилось ли рассуждение.
Примеры текстов-рассуждений
1. Я прочитал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на одном дыхании. Мне было интересно следить за судьбой героев, их приключениями. Все пушкинские герои кажутся не просто персонажами книги, а живыми людьми. Наверное, поэтому так интересно было читать эту повесть.
Среди героев повести мне особенно понравился Петруша Гринев. Вернее, Петр. Ведь своей жизнью, своими поступками он доказал, что он вовсе не маменькин сынок, который только и умеет гонять голубей да мечтать о вольной офицерской жизни. Правда, в начале повести Гринев совершает необдуманные поступки: выпивает, играет в карты с Зуриным. Но в сложных, ответственных ситуациях он держится мужественно, с достоинством: например, в сцене казни Пугачевым защитников крепости, в разговоре с самозванцем.
В конце концов из недоросля Петруши получился настоящий мужественный человек, Петр Андреевич Гринев, храбро защищавший честь свою и честь любимой, человек, не побоявшийся ни самого Пугачева, ни смерти, ни незаслуженного позора.
2. Пугачев, с моей точки зрения, наиболее сложный герой повести. Я не могу сказать, положительный он или отрицательный. Так, наверное, нельзя сказать об этом персонаже. Слишком противоречив характер Пугачева. Его поступки вызывают то ужас и отвращение (сцена казни защитников крепости), то смех (эпизод «военного совета» в избе, оклеенной «золотой бумагой, когда Пугачев изображал из себя царя), то уважение и сочувствие (сцены освобождения Маши, последнего разговора с Гриневым). Такой уж это непредсказуемый, сложный человек, соединяющий в себе полярные качества.
3. Маша Миронова, несомненно, положительная героиня. Не такая уж она красавица, но как человек она раскрывается постепенно и вызывает все большую симпатию и даже восхищение. «Трусиха» Маша проявляет стойкость и мужество, когда противостоит домогательствам и угрозам Швабрина (об этом «герое» и писать не хочется, одно слово — предатель), когда храбро отправляется в Петербург, к самой царице, просить за «государственного преступника» Гринева. Маша доказала свою любовь делом, а не красивыми словами.
4. Савельич понравился мне своей любовью и преданностью. Он искренне беспокоился за Петрушу, переживал все его выкрутасы, опекал и оберегал его, как мог. Он даже рисковал своей жизнью, когда пытался спасти Гринева от виселицы. Страницы, посвященные Савельичу, часто вызывают улыбку. Чувствуется, что автор и сам любил своего героя. Наверное, Савельич чем-то похож на няню Пушкина, Арину Родионовну.
II. Подготовка к творческой работе
1. Слово учителя.
Перед нами еще один пейзаж репродукция картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг». Рассмотрим репродукцию и прочитаем об истории создания картины (упр. 287).
Конечно, репродукция — лишь бледный отпечаток с подлинника, но и по нему мы можем судить о достоинствах картины, о настроении, которое она создает у зрителя. Попытаемся передать свои впечатления в сочинении.
2. Беседа.
— Что изображено на картине?
— Какое время года и какое время суток изображается?
— Какова композиция картины?
— Какие краски использовал художник?
— Как создается настроение пейзажа?
— Какими безличными предложениями можно передать впечатление от картины? (Можно использовать безличные глаголы (вечереет); безличные формы личных глаголов (веет свежестью); составные глагольные сказуемые (хочется вдохнуть этот чистый воздух); составные именные сказуемые (тихо вокруг; хорошо на душе).)