Этап | Содержание урока | № сл. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма работы | Результат |
1. Самоопределение к деятельности. | | | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя | | Р: волевая саморегуляция |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Посмотрите видеозапись и сделайте вывод: о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - С какими жанрами живописи вы уже встречались в этом году? Вспомните названия репродукций картин, представленных на слайде. К какому жанру живописи они относятся? - Посмотрите на слайд – как бы вы определили жанр этой работы? (Городской пейзаж) - Попробуйте сформулировать тему урока. (Подготовка к сочинению по картине.) - Какие цели поставим, для того, чтобы успешно подготовиться к написанию сочинения? (Сведения об авторе, отметить особенности его творчества, рассмотреть картину, составить план будущей работы) | 1 2 3 | Демонстрирует фрагмент мультфильма «Пластилиновая ворона», репродукции картин. Организует и сопровождает совместную деятельность. Дополняет ответы | Смотрят видеозапись. Осваивают лингвистические термины. обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная, индивидуальная | Л: стремятся к преодолению трудностей, проявляют способность к самооценке своих действий Р: осознают недостаток своих знаний П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. К: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения | Сообщение подготовленного ученика о художнике. - Посмотрите на репродукции картин Нисского и скажите, как его жизнь повлияла на творчество? - Почему Г. Нисский был удостоен таких высоких званий: народный художник, член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии? Ведь пейзажи писали и до него? Для этого проанализируем картины художников, с чьим творчеством мы уже встречались. | 4 5-7 8 | Организует выполнение работы по заполнению рабочих материалов. Дополняет ответы | Формулируют цель учебной деятельности, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Заполняют рабочие материалы | Индивидуальная, фронтальная | Л: осознают свои возможности в учении, способы рассуждения. П: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста, систематизируют собственные знания. Р: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, работают по плану. К: строят небольшие по объему монологические высказывания, осуществляют учебную деятельность с учетом конкретных учебных задач. |
4. Проектирование и фиксация нового знания | Анализ картин Левитана «Золотая осень», Поленова «Золотая осень», Юона «Март». 1. В каком жанре написана картина? 2. Особенность картины (что изображено? Как передана красота русской природы? Какими средствами автор этого достигает?) | 9 -11 | Организует и сопровождает совместную деятельность, обмен мыслями. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы. | групповая | Л: умение осознавать ответственность за общее дело, следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. П: умение находить и выделять необходимую информацию, умение делать предположения и обосновывать их. Р: формирование познавательной инициативы. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения. |
5. Первичное закрепление нового материала | Физминутка | 12 | Организует работу по анализу картины. | Формулируют свои мысли, отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников | индивидуальная, групповая, фронтальная | Л: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
- Теперь познакомимся с картиной Г. Нисского и попытаемся выяснить, чем его работа отличается от работ его предшественников? При необходимости делайте записи в рабочие материалы. 1. Какой день изображён на картине? 2. Что мы видим на переднем плане? (Художник изобразил уходящую вдаль дорогу не случайно. Эта дорога как символ возможного счастья за поворотом). 3. Что изображено справа от дороги? 4. Почему лыжница в красном? 5. Что мы видим справа от дороги? 6. Что изображено на заднем плане? 7. Как автор изобразил снег на картине? 8. Какие краски использовал автор? 9. Какое настроение создаёт картина? 10. В чём особенность картин этого художника? 11. Какими линиями рисует художник? |
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение | - Посмотрите на слайд – мы должны составить план сочинения. Восстановите его. Образец плана: 1. Художник и его картина. 2. Дорога уходит вдаль. 3. Справа от дороги бегут поезда. 4. Слева от дороги можно погулять. 5. Краски на полотне. 6. Особенности картины. 7. Настроение от картины. - Составьте сочинение (устно), проговорите его и подготовьтесь озвучить одноклассникам. | 13 | Организует самостоятельную работу в группах по определенному плану. | Составляют план сочинения, проговаривают устное сочинение по плану. | Индивидуальная. Групповая. фронтальная | Л: понимание, зачем нужны знания. П: приобретение умений использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Р: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Какой момент вам показался наиболее интересным? Почему? - Дайте оценку своей работе: если понимаете, что сочинение вам будет написать легко, вы четко осознаете структуру будущей работы - нарисуйте улыбающийся смайлик. Если испытываете затруднения и вам необходима помощь в некоторых вопросах – смайлик с широко открытыми глазами. Если вообще не поняли, что нужно написать - восклицательный знак. | 14,15 | Побуждает к высказыванию собственного мнения. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Отвечают на вопросы. | индивидуальная, фронтальная | Л: умение адекватно оценить себя П: устанавливают взаимосвязь между объёмом полученных на уроке знаний, умений, навыков и исследовательских, аналитических умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |