Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе.
Учитель: Закирова Ирина Викторовна
Урок, представленный вашему вниманию, включён в раздел «Слова»….
Тема урока: «Устойчивые выражения. Фразеологизмы».
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Цель урока(предметная): научить употреблять и находить фразеологизмы в речи, воспитывать культуру речи, интерес к изучению родного языка.
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся, которые составляют основу умения учиться.
Планируемые результаты:
Предметные:
• учащиеся усвоят новое понятие «фразеологизм»
• научатся находить фразеологизмы в устной и письменной речи
• применять фразеологизмы в своей речи
Метапредметные:
• Познавательные УУД: учащиеся делают выводы о результате совместной работы, обобщают полученные знания, осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме;
• Регулятивные УУД: учащиеся принимают и сохраняют заданную учебную цель, учитывают заданные учителем ориентиры, осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в свои действия, адекватно принимают оценку взрослого, взаимодействуют со взрослыми и сверстниками;
• Коммуникативные УУД: учащиеся оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение, слушают собеседника, задают вопросы, контролируют действия партнёра, эмоционально позитивно относятся к процессу сотрудничества;
Личностные:
• Осознают роль языка в речи и жизни людей;
• осознают ответственность ученика за общее благополучие группы.
Тип урока: Открытие нового знания
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, в парах, групповая индивидуальная.
Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, аудиозапись.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап открытия нового знания. На этом этапе использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
? словесные (объяснение, беседа с учащимися);
? наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
? практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
? проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап – постановка задач. На этом этапе учащиеся приняли и сохранили заданную цель. Универсальной целью стали слова, записанные в предложении Люби, цени и знай свой язык! Это был призыв. Но и на уровне обучения минутка чистописания.
Третий этап – открытие нового знания. Основной этап урока Задача данного этапа – формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.
Для открытия новых знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений ( формирование понятия методом проб, метод исключения знакомых слов-определений, поиск информации по словарю, устное речевое высказывание и показ слайдов, выборочное списывание)
На данном этапе основные формы работы –работа в парах, групповая индивидуальная. Обязательным условием на этом этапе был этап рефлексии (индивидуальная, групповая, рефлексия деятельности).
На этапе закрепления знаний метод тестирования учащихся позволил каждому индивидуально оценить свою деятельность на уроке. Подвести итоги.
Этап рефлексии в конце урока прошёл в форме высказываний. Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.
Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Учитель начальных классов Закирова И.В.
Г. Казань, 2014 – 2015 учебный год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок c презентацией во 2 классе»
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Устойчивые выражения. Фразеологизмы».
Цели: учить употреблять и находить в речи фразеологизмы;
развивать умение учащихся использовать фразеологизмы в устной и письменной речи;
воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник 2 класс РУССКИЙ ЯЗЫК ч.2 Климанова, Бабушкина, карточки с заданиями, песочные часы, «волшебная палочка», флажки четырёх цветов, презентация по теме, аудиозапись, фразеологические словари.
Задачи: усвоить понятие «фразеологизм», «фразеологический оборот»;
отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое
значение сочетаний;
совершенствовать умение использования устойчивых словосочетаний в речи;
продолжить работу над формированием письменно- речевой деятельности путём
выполнения заданий с использованием фразеологизмов;
развивать у детей навыки сотрудничества, исследовательскую культуру;
создать условия комфортности и успешности в обучении;
формирование УУД
Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы
Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
• адекватно понимать оценку взрослого,
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов.
Ход урока
Знакомство. Настрой на работу.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Викторовна. Я работаю в гимназии №14 г. Казани.
- До неё от вас рукой подать. Между нашими школами такая дружба, что водой не разольёшь. Если мы с вами найдём общий язык и поработаем, засучив рукава, о узнаем много нового и интересного.
Постановка задачи урока.
- Посмотрите, как много интересных выражений я использовала при знакомстве с вами. СЛАЙД
- А как их можно назвать? (выражения, слова, словосочетания)
- Попробуйте заменить эти выражения синонимами ( близко, крепкая, подружимся, умело). Нравится вам такой текст? А какой нравится больше? Почему? (речь более яркая, выразительная)
- А теперь попробуйте в этих выражениях заменить хоть одно слово (подать ногой, молоком не разольёшь, найдём общие уши, намочив рукава). Нравятся вам выражения теперь? Могла я их использовать в речи при знакомстве?
-Ребята, как вы считаете, вы хорошо владеете русским языком?
-Ваша речь богата и разнообразна?
-А что необходимо, чтобы повысить знания устной и письменной речи?
- Итак, сегодня на уроке какие задачи ставим перед собой? (дать определение предложеннымвыражениям, выяснить лексическое значение, научится употреблять выражения в речи.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
Люби, цени и знай свой язык!
Открытие новых знаний
Работа в парах
- На каждой парте лежит конверт, в нем слова-определения (эпитеты, сравнения, антонимы, синонимы, омонимы, диалог, монолог, олицетворение, фразеологизмы).
-Подберите правильное определение этим выражениям (фразеологизмы)
Проверим по учебнику стр…
Оцените работу своей пары……………
Работа в группах
- У каждого из вас на столе лежит конверт, в нём выражение. Прочитайте выражение.
Встаньте ребята, у которых выражение «рукой подать». Вы будете работать за столом с синим флажком.
Встаньте ребята, у которых выражение «не разлить водой». Вы будете работать за столом с красным флажком.
Встаньте ребята, у которых выражение «найти общий язык». Вы будете работать за столом с зелёным флажком.
Встаньте ребята, у которых выражение «работать, засучив рукава». Вы будете работать
за столом с жёлтым флажком.
- Мы объединились в группы, а значит, все задания будем выполнять коллективно.
Устная работа
Задание 1
- Посовещайтесь и попробуйте объяснить смысл ваших выражений. 30 секунд
-Время истекло, отвечает один человек из группы.
После каждого объяснения зачитывается правильное определение. СЛАЙД
-Многие выражения пришли к нам из древности, например, «лить колокола, заливать»
СЛАЙДЫ + аудиозапись
- Сейчас это устойчивое выражение употребляют не в прямом, а в переносном значении, поэтому в нём нельзя изменить ни одного слова. А Вот Миша поменял. Что же делать? Вам предстоит исправить ошибки.
- Выберите посыльного. Получите задание.
Задание 2
- Найдите похожие устойчивые выражения в словаре и исправьте слова, которые заменил Миша. В помощь словарь устойчивых выражений. 2 минуты
Как молока в рот набрать – как воды в рот набрать
Пес наплакал – кот наплакал
Как лягушка в воде – как рыба в воде
Как обожжённый – как ошпаренный
- Проверяем. Я называю выражение из карточки, а вы называете, какие выражения должны быть на самом деле. Каждая группа произносит фразеологизм хором, один объясняет его смысл.
-Устойчивое выражение можно заменить синонимом, т.е. словом близким по смыслу. Проверим это утверждение.
- Выберите другого посыльного, получите задания.
Задание 3
- В конвертах устойчивые выражения, в других конвертах – их синонимы. Нужно найти пару. 2минуты
Витать в облаках – мечтать
Яблоку негде упасть – тесно
Кривить душой – лгать
Заморить червячка – перекусить
- Давайте проверим.
- Оцените работу вашей группы………………..
ФИЗМИНУТКА
Закрепление знаний
Работа в парах
- Давайте поучимся употреблять такие выражения в нашей речи
- Каждой паре на стол я кладу карточки с записанным предложением. Вы должны заменить выделенные слова или сочетания слов подходящим по смыслу устойчивым выражением (записать его в скобках).
Вам помогут слова для справок, записанные на доске.
Играйте спокойно, дети, не мешайте мне ( не путайтесь под ногами).
Сестры были очень похожи друг на друга ( как две капли воды)
Учительница сразу же понравилась ребятам (с первого взгляда)
Гости должны были прийти в самое ближайшее время ( с минуты на минуту)
Боря был в плохом настроении ( повесил нос)
Хватит уже меня обманывать (водить за нос)
Ну нельзя же так гордиться (задирать нос)
От усталости за ужином я спал (клевал носом)
Они приблизились так близко, что даже растерялись ( нос к носу)
Теперь я хорошо знал, что такое дружба (зарубил на носу)
Вовка с утра и до вечера бездельничал (бил баклуши)
В случае неудачи не расстраивайтесь ( не падайте духом)
Она всюду вмешивалась ( совала свой нос)
Работа с текстом. Выборочное списывание.
- Вы сами убедились какой яркой и образной стала наша речь. Очень часто фразеологизмы употребляются в произведениях художественной литературы. Послушайте отрывок… СЛАЙД
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбы наловим, уху сварим – пальчики оближешь. Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья, покою мне не давал: «Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Пять километров единым духом отшагали, а нашего приятеля дома не оказалось – уехал.
Несолоно хлебавши собрались идти домой. У братишки слезы в три ручья, я тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.
Пошли мы с ним. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать ни пером описать!
- Выпишите из отрывка в тетрадь все устойчивые выражения, которые встретились.
3минуты
- Проверим. СЛАЙД
пальчики оближешь
уши развесили
голову потерял от счастья
собаку на этом деле съел
попались на удочку
единым духом отшагали
несолоно хлебавши
слезы в три ручья
не в своей тарелке
ни в сказке сказать, ни пером описать
- объясните смысл этих устойчивых выражений.
Работа с текстом. Чтение по ролям.
- Как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово
употреблено и к месту, и ко времени.
- Давайте прочитаем текст по ролям СЛАЙД
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
- Назовите 10 фразеологизмов
Как об стенку горох Ему хоть кол на голове теши Не видать тебе как своих ушей Ему про Ерёму, а он про Фому Да ты как с Луны свалился Ну, хватит воду в ступе толочь Русским языком сказано Кашу маслом не испортишь Сказано – сделано Всему своё время
Тест
- Внимательно прочитайте вопросы, найдите верные ответы, запишите их в тетрадь СЛАЙД
1. Фразеологизмы – это:
а) предложения;
б) устойчивые сочетания слов;
в) словосочетания.
2. Значение фразеологизмов объясняет:
а) орфографический словарь;
б) толковый словарь;
в) фразеологический словарь.
3. Фразеологизмом является:
а) смотреть в воду;
б) как в воду смотреть;
в) водные процедуры.
4. Как и слова, фразеологизмы имеют:
а) синонимы
б) антонимы;
в) омонимы.
5. Фразеологизмы служат в речи для:
а) эмоциональности и выразительности;
б) точности;
в) лаконичности.
- Проверьте (б, в, б, аб, а) СЛАЙД
- Оцените свою работу……………..
Рефлексия деятельности на уроке
- Какие задачи мы ставили перед собой ? Узнали, что такое фразеологизмы, для чего их применяют в речи, научились понимать и применять фразеологизмы в своей речи.
- Какой вид работы понравился больше всего?
- Что оказалось наиболее интересным?
- Что дал урок для развития вашей речи?
- Оцените свою работу на уроке……………..
- Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке, и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.
Домашнее задание
- Составить небольшой рассказ на тему: «Мой друг (подруга), использовав 3-4 фразеологизма, объяснить их значение.