Урок викторина на тему: «Знаете ли вы права и обязанности?»
Урок викторина на тему: «Знаете ли вы права и обязанности?»
Тема: «Знаете ли вы права и обязанности?».
Форма проведения: игра-викторина.
Цели: формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?». Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Просмотр отрывков сказок. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, жетоны, сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок викторина на тему: «Знаете ли вы права и обязанности?»»
Тема: «Знаете ли вы права и обязанности?».
Форма проведения: игра-викторина.
Цели: формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?». Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Просмотр отрывков сказок. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, жетоны, сказки.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Здравствуйте!
Ребята! Готовы вы к уроку?
На Вас надеюсь я, Друзья.
Мы хорошие дружные ребята
И всё получится у нас!
А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.
2.Основная часть.
- Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний.
Мы с вами живем в Казахстане, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.
Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка». Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
(Сегодня мы будем говорить о правах.)
- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Знаете ли вы права?».
Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)
Задание 1.
- Есть несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.
(дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ, получает жетон)
(Правильное значение слова)
Право — есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми (на доску вывешивается определение).
— Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
(учитель помещает на доску плакат со значением слова «Право»)
- Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как дети – это будущее наше и нашей страны.
Задание 2. Цифры и факты.
- до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (до 18 лет)
- с какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитывать в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д.? (с момента рождения)
- какое образование вы должны получить бесплатно по Конституции РК? (9 классов)
С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность? (с 18 лет)
- с какого возраста ребенок несет уголовную ответственность за любые преступления? (с 16 лет)
Задание 3. Правовой словарь. Закончи предложение.
- Человек, принадлежащий к постоянному населению государства – это … (Гражданин)
- Норма, поддерживаемая государством это … (Закон)
- Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок – это … (Наказание)
- Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения – это … (Обязанность)
- Обязанность человека отвечать за совершенные действия или их последствия – это … (Ответственность)
Задание 4. Волшебные предметы.
- Я называю волшебные предметы, или волшебные слова, а вы называете обладателя этого волшебства. Отвечает та команда, которая первая поднимет руки.
Шапка-невидимка. (Иван, «Сказка о Иване Царевиче».)
Задание 4. Пословицы. Закончи пословицу.
Украсть - в беду … (попасть).
Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
Хоть с умом воровать, а беды … (не миновать).
Возможность украсть создает … (вора).
Задание 5. Сказки.
- Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.
1. Русская народная сказка «Морозко»
- С кем жила падчерица?
- Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?
- Куда мачеха велела отвезти падчерицу?
- Какое право Настеньки она нарушила?
- кто побеждает в сказке добро или зло?
Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.
2. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
- Кто главный герой этой сказки?
- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?
- Где можно учиться?
- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?
3.Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- С кем жили Кай и Герда?
- Как жилось им у бабушки?
- Что случилось с Каем?
- Какое право Кая нарушила Снежная королева?
Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.
К. И. Чуковский «Айболит»
- Кто такой Айболит?
-Чем он занимался?
- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?
Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.
Ш. Перро «Золушка»
- Как относилась к Золушке мачеха?
- Что по дому делала золушка?
- Какое право Золушки нарушила Мачеха?
В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
- Почему невзлюбили Гадкого утенка?
- Он виноват в том, что он таким родился?
- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?
- Имели ли они право обижать его? Почему?
Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.
Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.
(ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя)
- Вот и подходит к концу наше мероприятие. Я надеюсь, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. Я думаю, что мы с вами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.
Если вам понравилось наше мероприятие, было интересно, познавательно и вы всё поняли - покажите «солнышко», если какие-то моменты вызывали у вас затруднения – солнышко с тучкой, и если вам показалось наше мероприятие не интересным – тучку.