kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 7 классе Стили речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по стилям речи. Открытый урок на семинаре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе Стили речи»

Утверждаю:

Директор Чингирлауской СОШ / Джумабаева Г.Е./

Согласовано:

Завуч / Турмагамбетова С.Э./





КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 11 КЛ.



ТЕМА УРОКА: РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. СТИЛИ РЕЧИ.



УЧИТЕЛЬ: РАМАЗАНОВА А. А.

























Урок в 11 классе.

Тема: Русский литературный язык. Стили речи.

Цель: Углубить знания учащихся о признаках литературного языка, о стилях русского литературного языка и характерных особенностях стиля.

Задачи:

1. Должны знать признаки литературного языка, понимать, что такое "речевая ситуация", ее компоненты, соотношение со стилем.

2.Уметь анализировать тексты, выявлять в них компоненты речевой ситуации. Уметь определять стиль текста и языковые средства.

3.Уметь составлять критерии к текстам определенного стиля.

Ожидаемый результат:

1.Знают признаки литературного языка. Понимают, что такое "речевая ситуация", ее компоненты и связь со стилем.

2.Умеют анализировать тексты, выявлять в них компоненты речевой ситуации. Умеют определять стиль текста и языковые средства.

3.Умеют составлять критерии для текстов в различных стилях.

Ресурсы:

флипчарты, слайды, тексты, карандаши, фломастеры, листы для обратной связи, видеоролик (физкультминутка), дифференцированные задания.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Методы и приемы: стратегии критического мышления "толстые и тонкие вопросы",инсерт - чтение с пометами, прием Думай - Объединяйся - Делись, обратная связь.

Оценивание - формативное.





ХОД УРОКА:

Этап урока время

действия учителя

действия учеников

Введение 2мин.







1мин.




Презентация


















4мин

.





















Основная часть

2мин.







1мин.













10мин.







7мин.






















2мин.



10мин.














































































































































4мин.








































Заключение

2мин.



1.Тренинг знакомство. Пожелания друг другу. Например: Я Айша Аменовна - активная, пунктуальная, отзывчивая. Желаю всем хорошего дня.


2.Деление по группам при помощи конфет с обертками двух цветов.


3.Запись на интерактивной доске (слайд)

,,Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его ,,опрятность в широком смысле этого слова."

Д.С.Лихачев.


Задание группам: составьте 1 толстый вопрос -вопрос высокого порядка и один тонкий вопрос - вопрос низкого порядка к этой цитате.






Оценивание формативное - словесная похвала учителя.

-Ребята, а какая наука учит правильно выбирать языковые средства, помогает делать нашу речь выразительней?

-Что изучает раздел стилистика?

-Правильно.




4. Итак, тема нашего урока Русский литературный язык. Стили речи. Запишите в тетрадях.

Сообщается цель и задачи урока.


5.На прошлом уроке я дала задание Альбине подготовить сообщение о происхождении слова стилистика.





Формативное оценивание - словесная похвала.

-Ребята, давайте поблагодарим Альбину за ее информацию.


6.-Что вы знаете о стилях языка? Вспомните и отобразите на ватмане.

Работа в группе.

Формативное оценивание. Взаимооценивание групп.


7.Сегодня мы продолжим работу по изучению стилей речи. Работа с учебником. Прием инсерт - чтение с пометами. На полях карандашом отмечают

+ знаю

_ новое

? есть вопросы

Читают индивидуально, в парах обсуждают и отвечают. Стратегия Д -О - Д думать (обдумай сам) - объединяться (в паре обсуди) - делиться (представить свои идеи классу).



Формативное оценивание - взаимооценивание.


8.Физкультминутка. Видеоролик музыкальный.


9.-Какие признаки литературного языка вы знаете? Подробно с орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка вы познакомились ранее, остановимся на понятии речевая ситуация, стилевые черты и языковые средства.




Групповая работа с текстами.

Анализ текстов.

1группа. Задание. Прочитайте тексты. Определите их стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации. Укажите изобразительные средства.


1.Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов - в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза бородавчатая и береза пушистая. (Большой энциклопедический словарь)


2.Береза - дерево артельное.

Она и дом. Она и крест.

Она и чудо белотельное,

Сквозь версты видное окрест.

Народ ей верил пуще бога.

Мы все несем ее черты

От колыбельного порога

До той кладбищенской черты.

И в светлый час, и в час тревожный

Без суеты, не сгоряча

Она - твой посох подорожный,

Твоя высокая свеча.

(С.Островой)

3.Белоствольная, с развевающимися по ветру зелеными кудрями, веселая береза - самое любимое русское дерево. И недаром давно, в глубокой древности, у всех славянских народов весною чествовали березу.

Ее, березоньку кудрявую, украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы или одевали срубленную березу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда такую березу изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми ветками.

Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей, белоствольной красавице, стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи.

(П.Верзилин)


2 группа. Задание. Прочитайте тексты. Определите стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации.


1.-По объявлению, - сказал Варфоломеич, - два часа жду, барышня.

Тяжелое копыто предчувствия ударило Грицацуеву в сердце.

-Ох! - запела вдова. - Истомилась душенька!

-От вас, кажется ушел гражданин Бендер? Вы объявление давали?

Вдова упала на мешки с мукой.

- Какие у вас организмы слабые, - сладко сказал Варфоломеич, - Я бы хотел спервоначалу насчет вознаграждения уяснить себе...

(И.Ильф, Е.Петров)


2.Статья 16. Язык в сфере образования.

В Республике Казахстан обеспечивается создание детских, дошкольных учреждений, функционирующих на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп - и на их языках.

Язык обучения, воспитания в детских домах и приравненных к ним организациях определяется местными исполнительными органами с учетом национального состава их контингента.

Республика Казахстан обеспечивает получение среднего, среднего специального и высшего образования на государственном, русском, а при необходимости и возможности,

и на других языках.


-Все ли согласны с тем анализом текстов, который вы проделали?

-Есть ли еще идеи, с которыми вы хотите поделиться?


Взаимооценивание.



10.-Ребята, сегодня мы рассматривали тексты разных стилей.

Чтобы правильно составить текст определенного стиля, надо разработать критерии, которым должен соответствовать текст. Давайте сейчас разработаем такие критерии.


Критерии для составления текста:

1.Компоненты речевой ситуации для данного стиля:

А)обстановка

Б)цель общения

С)собеседник

2.Стилевые черты.

3.Языковые средства.


Домашнее задание: составить текст определенного стиля. Каждому ученику дается дифференцированное задание.



Закончить урок я хотела словами Д.Э.Розенталя и И.Б.Голуба: "Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо - не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком,всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.


11.Обратная связь:

В конце урока один ученик объясняет то, чему научился на уроке. Другие ученики задают ему вопросы.


Учащиеся заполняют лист.

Понравился ли тебе сегодняшний урок?

Насколько трудным был сегодняшний урок?

Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока?
















































































Ученики знакомятся.







Делятся на группы.




Читают запись на ИД.


















Составляют вопросы.













-Стилистика.



-Стили речи. Стиль - это система языковых средств и форм, используемых в конкретной сфере общения.



Записывают тему урока.







Альбина читает сообщение.





Учащиеся комментируют сообщение Альбины.









Учащиеся создают и защищают свои постеры.

Группы оценивают друг друга.




Каждый ученик читает сам затем в парах обсуждают, затем учащиеся от каждой пары отвечают.





















Ученики отвечают:

Нормированность, стилистическая неоднородность, наличие двух форм - устной и письменной.

В процессе общения из всего запаса языковых средств человек выбирает те средства, которые необходимы для данной ситуации общения.




Ученики анализируют тексты.








































































































































Учащиеся разрабатывают критерии.











Самооценивание по критериям.

























Учащийся объясняет, ученики задают вопросы.





Заполняют и сдают листы.





















































































,,Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его ,,опрятность в широком смысле этого слова."

Д.С.Лихачев.









1 группа. Задание. Прочитайте текст. Определите стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации. Укажите изобразительные средства.



1.Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов - в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза бородавчатая и береза пушистая. (Большой энциклопедический словарь)









2 группа. Задание. Прочитайте текст. Определите стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации. Укажите изобразительные средства.

2.Береза - дерево артельное.

Она и дом. Она и крест.

Она и чудо белотельное,

Сквозь версты видное окрест.

Народ ей верил пуще бога.

Мы все несем ее черты

От колыбельного порога

До той кладбищенской черты.

И в светлый час, и в час тревожный

Без суеты, не сгоряча

Она - твой посох подорожный,

Твоя высокая свеча.

(С.Островой)



1 группа. Задание. Прочитайте текст. Определите их стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации. Укажите изобразительные средства.

3.Белоствольная, с развевающимися по ветру зелеными кудрями, веселая береза - самое любимое русское дерево. И недаром давно, в глубокой древности, у всех славянских народов весною чествовали березу.

Ее, березоньку кудрявую, украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы или одевали срубленную березу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда такую березу изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми ветками.

Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей, белоствольной красавице, стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи.

(П.Верзилин)







2 группа. Задание. Прочитайте текст. Определите стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации.



1.-По объявлению, - сказал Варфоломеич, - два часа жду, барышня.

Тяжелое копыто предчувствия ударило Грицацуеву в сердце.

-Ох! - запела вдова. - Истомилась душенька!

-От вас, кажется ушел гражданин Бендер? Вы объявление давали?

Вдова упала на мешки с мукой.

- Какие у вас организмы слабые, - сладко сказал Варфоломеич, - Я бы хотел спервоначалу насчет вознаграждения уяснить себе...

(И.Ильф, Е.Петров)



2 группа. Задание. Прочитайте текст. Определите стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации.

2.Статья 16. Язык в сфере образования.

В Республике Казахстан обеспечивается создание детских, дошкольных учреждений, функционирующих на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп - и на их языках.

Язык обучения, воспитания в детских домах и приравненных к ним организациях определяется местными исполнительными органами с учетом национального состава их контингента.

Республика Казахстан обеспечивает получение среднего, среднего специального и высшего образования на государственном, русском, а при необходимости и возможности,

и на других языках.









Критерии для составления текста:

1.Компоненты речевой ситуации для данного стиля:

А)обстановка

Б)цель общения

С)собеседник

2.Стилевые черты.

3.Языковые средства.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок в 7 классе Стили речи

Автор: Рамазанова Айша Аменовна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация для урока русского языка в 5 классе "Стили речи"."
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "342228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1472980392"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка 8 класс. Стили речи"
    ["seo_title"] => string(50) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_8_klass_stili_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "533664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577346950"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Техноогическая карта урока руского языка в 5 классе "стили речи""
    ["seo_title"] => string(64) "tiekhnooghichieskaiakartaurokaruskoghoiazykav5klassiestiliriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297397"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456174306"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Краткосрочный план урока русского языка в 7 классе Стили речи"
    ["seo_title"] => string(67) "kratkosrochnyi_plan_uroka_russkogho_iazyka_v_7_klassie_stili_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "413388"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493970015"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Стили речи""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-5-klassie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "288625"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454659412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства