1.Тренинг знакомство. Пожелания друг другу. Например: Я Айша Аменовна - активная, пунктуальная, отзывчивая. Желаю всем хорошего дня. 2.Деление по группам при помощи конфет с обертками двух цветов. 3.Запись на интерактивной доске (слайд) ,,Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его ,,опрятность в широком смысле этого слова." Д.С.Лихачев. Задание группам: составьте 1 толстый вопрос -вопрос высокого порядка и один тонкий вопрос - вопрос низкого порядка к этой цитате. Оценивание формативное - словесная похвала учителя. -Ребята, а какая наука учит правильно выбирать языковые средства, помогает делать нашу речь выразительней? -Что изучает раздел стилистика? -Правильно. 4. Итак, тема нашего урока Русский литературный язык. Стили речи. Запишите в тетрадях. Сообщается цель и задачи урока. 5.На прошлом уроке я дала задание Альбине подготовить сообщение о происхождении слова стилистика. Формативное оценивание - словесная похвала. -Ребята, давайте поблагодарим Альбину за ее информацию. 6.-Что вы знаете о стилях языка? Вспомните и отобразите на ватмане. Работа в группе. Формативное оценивание. Взаимооценивание групп. 7.Сегодня мы продолжим работу по изучению стилей речи. Работа с учебником. Прием инсерт - чтение с пометами. На полях карандашом отмечают + знаю _ новое ? есть вопросы Читают индивидуально, в парах обсуждают и отвечают. Стратегия Д -О - Д думать (обдумай сам) - объединяться (в паре обсуди) - делиться (представить свои идеи классу). Формативное оценивание - взаимооценивание. 8.Физкультминутка. Видеоролик музыкальный. 9.-Какие признаки литературного языка вы знаете? Подробно с орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка вы познакомились ранее, остановимся на понятии речевая ситуация, стилевые черты и языковые средства. Групповая работа с текстами. Анализ текстов. 1группа. Задание. Прочитайте тексты. Определите их стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации. Укажите изобразительные средства. 1.Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов - в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза бородавчатая и береза пушистая. (Большой энциклопедический словарь) 2.Береза - дерево артельное. Она и дом. Она и крест. Она и чудо белотельное, Сквозь версты видное окрест. Народ ей верил пуще бога. Мы все несем ее черты От колыбельного порога До той кладбищенской черты. И в светлый час, и в час тревожный Без суеты, не сгоряча Она - твой посох подорожный, Твоя высокая свеча. (С.Островой) 3.Белоствольная, с развевающимися по ветру зелеными кудрями, веселая береза - самое любимое русское дерево. И недаром давно, в глубокой древности, у всех славянских народов весною чествовали березу. Ее, березоньку кудрявую, украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы или одевали срубленную березу в женское платье и с песнями носили по деревне. Иногда такую березу изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми ветками. Сколько песен сложено народом о березе, сколько посвящено ей, белоствольной красавице, стихов, сколько написано картин, изображающих березовые рощи. (П.Верзилин) 2 группа. Задание. Прочитайте тексты. Определите стиль, назовите стилевые и языковые средства. Проанализируйте речевые ситуации. 1.-По объявлению, - сказал Варфоломеич, - два часа жду, барышня. Тяжелое копыто предчувствия ударило Грицацуеву в сердце. -Ох! - запела вдова. - Истомилась душенька! -От вас, кажется ушел гражданин Бендер? Вы объявление давали? Вдова упала на мешки с мукой. - Какие у вас организмы слабые, - сладко сказал Варфоломеич, - Я бы хотел спервоначалу насчет вознаграждения уяснить себе... (И.Ильф, Е.Петров) 2.Статья 16. Язык в сфере образования. В Республике Казахстан обеспечивается создание детских, дошкольных учреждений, функционирующих на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп - и на их языках. Язык обучения, воспитания в детских домах и приравненных к ним организациях определяется местными исполнительными органами с учетом национального состава их контингента. Республика Казахстан обеспечивает получение среднего, среднего специального и высшего образования на государственном, русском, а при необходимости и возможности, и на других языках. -Все ли согласны с тем анализом текстов, который вы проделали? -Есть ли еще идеи, с которыми вы хотите поделиться? Взаимооценивание. 10.-Ребята, сегодня мы рассматривали тексты разных стилей. Чтобы правильно составить текст определенного стиля, надо разработать критерии, которым должен соответствовать текст. Давайте сейчас разработаем такие критерии. Критерии для составления текста: 1.Компоненты речевой ситуации для данного стиля: А)обстановка Б)цель общения С)собеседник 2.Стилевые черты. 3.Языковые средства. Домашнее задание: составить текст определенного стиля. Каждому ученику дается дифференцированное задание. Закончить урок я хотела словами Д.Э.Розенталя и И.Б.Голуба: "Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо - не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком,всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. 11.Обратная связь: В конце урока один ученик объясняет то, чему научился на уроке. Другие ученики задают ему вопросы. Учащиеся заполняют лист. Понравился ли тебе сегодняшний урок? Насколько трудным был сегодняшний урок? Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока? |