kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Техноогическая карта урока руского языка в 5 классе "стили речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока руского языка в 5 классе по теме "стили речи".

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

Образовательные: дать представление о стилях текста, формировать умение определять принадлежность текста к тому или иному стилю.

Развивающие:развивать у учащихся коммуникативные и творческие сповобности.

Воспитательная:воспитывать любовбь к родному языку, мотивировать изучением русского языка.

Задачи урока:

Предметные :Научить различать стили речи.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника, вести  диалог, отстаиватть свою точку зрения.

Личностные:Формирование навыков анализа, сопоставления сравнения, стремление к речевому совершенствованию.

Оборудование:компьютер, презентация, карточки с размноженными текстами, инсценировка зараннее подготовленными старшеклассниками.

Структура урока:

  1. Орг.момент.
  2. Проверка домашнего задания( фронтальный опрос и устное выполнение упражнения)
  3. Получение новых знаний ( вхождение в тему - сценка, объяснение учителя, просмотр презентации)
  4. Проверка понимания.
  5. Первичное закрепление.
  6. Физминутка.
  7. Работа в парах.
  8. Рефлексия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Техноогическая карта урока руского языка в 5 классе "стили речи"»

2. Р/р. Стили речи (научный, художественный, разговорный)



Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Тема урока

Р/р.

Стили речи (научный, художественный, разговорный)

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Образовательные: Дать представление о стилях речи (разговорном, научном, художественном). Формировать навык определения принадлежности текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

Развивающие:Развивать у учащихся коммуникативные и творческие способности, речь, внимание, память, самостоятельное мышление.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, мотивировать к изучению русского языка.

Планируемые результаты

Предметные: Научиться различать виды речи и определять в зависимости от цели высказывания разговорный, научный и художественный стили.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.

Личностные: Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Стремление к речевому совершенствованию

Технологии

проблемно-диалогическая, использование ИКТ

Формы работы

Коллективная

Внутрипредметные связи

Развитие речи

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, сообщает

Виды деятельности учащихся

Смотрят презентацию , ведут диалог с учителем, наблюдают над языковым материалом учебника, расчленяют текст на три части.

Материалы и оборудование

Компьютер , презентация ; инсценировка сказки заранее подготовленными учащимися, карточки с размноженным текстом.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.

Организа-ционный момент

Приветствует учащихся. Оценивает готовность учащихся
к активной учебно-познавательной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!
Мы вновь вместе, и у нас много интересной работы. Будем искать, спорить, открывать что-то новое. Готовы? В добрый путь! Попробуйте себя в роли первооткрывателей!


Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Взаимодействуют с учителем

Целеполагание


2.

Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос

  • Для чего человеку нужен язык?

  • Почему говорят , что язык- важнейшее средство общения?

  • Какая бывает речь ?

  • Приведите примеры ситуаций , когда на уроках вы читаете, слушаете , пишите, говорите.

2. Устное выполнение упр. 6 стр.6 по вариантам

1 вариант- пословицы об устной речи-2,3,4,5,7

2 вариант- пословицы о письменной речи-1,6.

Размышляют и находят ответы на вопросы учителя.


Выслушивают предположения одноклассников, соглашаются или не соглашаются с чужим мнением, выполняют упражнение по заданию учителя.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные: работать коллетивно.

3.

Получение новых знаний.

  1. Вхождение в тему

- Чтобы понять, какова же тема нашего урока, посмотрите сценку.

  • Сце «Неудачная попытка» - (3 мин.)( прил.1)


Вопросы к классу:

-Ребята, почему бабушке удалось то, что не получилось у деда, ведь оба они рассказывали внуку одну и ту же сказку?

-Какую цель ставили перед собой дед и бабка: воздействовать , сообщить или создать образ?

2)Объяснение учителя

Общаясь, мы ставим перед собой цель- сообщить о чем-то в устной и письменной форме; поговорить, пообщаться, обменяться мнениями, информацией, спросить о чем-то; пробудить чувство сопереживания, радости, негодования, воздействовать на человека.

Итак, речь, ее цель- общение, сообщение, воздействие. Исходя из цели, мы используем стиль речи

Стиль речи продиктован речевой ситуацией( Р.С.) Р.С. определяется ответами на три вопроса: с кем? Где? С какой целью?



3 )Показ презентации.

Демонстрация слайдов

(12 мин.)

Учитель объясняет новую тему, опираясь на презентацию, включая в разговор ребят.

В речи человека используются самые разные слова, разные по построению предложения. Это определяется тем, с кем говорим, где говорим, с какой целью .В зависимости от по-особому построенные предложения. Этот стиль речи допустим в общении с близкими людьми, а в художественных произведениях—в диалоге, в речи героев.

Разговорному стилю противопоставлены книжные стили. Сегодня мы будем говорить о таких книжных стилях, как художественный и научный.

Художественный стиль призван воздействовать на ум, чувства человека, поэтому в нем обилие изобразительно- выразительных средств, способствующих созданию образа. Он используется в художественных произведениях. Предложения разные по ц ели высказывания, по структуре.

В научном стиле дается краткая, точная информация (сообщение, объяснение). В нем- термины, то есть слова научные, с прямым значением. Цель этого стиля- дать научные сведения, например, правила по русскому языку.

Разговорный стиль- речь для одного, неофициальная обстановка, общении, диалог.

Книжные стили подразделяются на:

Художественный стиль-речь для многих, официальная обстановка, цель- воздействие, создание образа словами,

Научный- речь для многих, официальная обстановка, цель—сообщение, наличие терминов.



Слушают учителя , смотрят инсценировки.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, не перебивать друг друга.


Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию


Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования

4.

Первичная проверка понимания



Наблюдение над материалом учебника на стр.10-11


Закрепляют на практике полученные знания.

Наблюдают , делают вывод.

Учаться выслушивать мнение другого.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Первичное закрепление.

Упр. 15- коллективно ( устно)

Упр.16- самостоятельно (устно)


Доказывают принадлежность текста к тому или иному стилю.

осуществлять анализ текста

способность работать , не мешая другим

Регулятивные: систематизация.

Коммуникативные: формулирование правила

6.

Физминутка

Гимнастика для глаз

“Глаз – путешественник”. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.








Взаимодействуют с учителем


7

Закрепление

(1)Роса – атмосферная влага, появляющаяся в виде водяных капель.(2) Когда в солнечное утро пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы.(3) Из-за охлаждения воздуха водяной пар оседает на объектах вблизи земли и превращается в капли воды.(4) Ну и росища нынче!(5) Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (6)Все ноги промочишь, пока до леса дойдёшь.
Коллективная работа
Из данных предложений вычлените три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений.

Разговорный_____________________

Научный________________________

Художественный__________________


Закрепляют на практике полученные знания.

Расчленяют текст на три части

Работают коллективно, слушают и слышат друг друга

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования структуры текста

8.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Фронтальная работа

- О чем мы сегодня узнали?

- От чего зависит наша речь ?

-Назовите особенности каждого стиля речи?

Анализирует работу учащихся на уроке. Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда …


Всем спасибо за урок!

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока

Взаимодействуют с учителем



Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

8.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Объясняет технологию выполнения домашнего задания
1.Осмыслить и запомнить материал учебника о стилях речи стр.11
2. 18

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике

Взаимодействуют с учителем

Развитие регуляции учебной деятельности

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.






















ПРИЛОЖЕНИЕ1

«Курочка Ряба» в научном стиле

     

Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба яйцо из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.

      И вот Homo sapiens дед попытался разбить яйцо, но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить яйцо, но и в этот раз яйцо не претерпело значительного физического изменения.

      Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу.  По необъяснимой случайности на столе оказалось яйцо. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Яйцо упало и разбилось.

      Вследствие этого  дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.      

Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые яйца вперемежку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


(1)Роса – атмосферная влага, появляющаяся в виде водяных капель.(2) Когда в солнечное утро пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы.(3) Из-за охлаждения воздуха водяной пар оседает на объектах вблизи земли и превращается в капли воды.(4) Ну и росища нынче!(5) Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (6)Все ноги промочишь, пока до леса дойдёшь.

Из данных предложений вычлените три текста – разговорного, научного и художественного стиля. Укажите номера предложений.

Разговорный_____________________

Научный________________________

Художественный__________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Техноогическая карта урока руского языка в 5 классе "стили речи"

Автор: Лукьянова Надежда Сергеевна

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства