kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 6 классе по теме "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме.Подходит для подготовки к ВПР и ОГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме "Лексика"»

Обобщающий урок в 6 классе

по теме «Лексика»

Цели урока:

1) повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;

2)продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;

совершенствовать навыки работы со словарями;

3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Форма урока: устный журнал.

Ход урока.

Проверка д.з.

-Какие вопросы есть ко мне?

1.Вступительное слово учителя.

-Наш урок я хотела бы начать стихотворением

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море-море слов-

купаться ежечасно.

1. А какой раздел русского языка изучает слова?

  - Правильно, «Лексика» Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!





Лексика

Лексика – словарный состав языка

Таблица 1

Лексикология – раздел языкознания, который изучает слово, как единицу  словарного состава языка и лексическую систему языка.

Лексическое значение слова

 Однозначные слова - одно лексическое значение. Термины, слова с предметным значением, как правила, однозначные. Например: автобус, карандаш, компьютер.

 Многозначные слова - несколько лексических значений.

Большинство слов в русском языке многозначные. Явление многозначности называется «полисемия».

Пример многозначного слова: глагол БРОСИТЬ (8 значений)

Выпустив из руки заставить или дать полететь, упасть. (Бросить мяч).

То же, что выбросить. (Бросить очистки в ведро).

Быстро переместить, направить, послать куда-либо. (Бросить отряд в бой).

Прекратить делать что-либо. (Бросить курить).

Уйдя, оставить, покинуть. (Бросить семью, друзей).

Охватить чем-либо. (Бросило в жар).

Говорить, высказывать что-либо резко и неожиданно. (Бросить обвинение).

Расточать, проматывать (деньги, разг.) (Бросать деньги на ветер).

Узнать однозначное или многозначное слово мы можем, посмотрев в толковый словарь.

В толковом словаре каждое из лексических значений слова обозначается цифрами 1, 2, 3

Задание 1

Прочитай стихотворение и выполни задание

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда какая, наша Родина большая,

Необъятная страна. (В. Степанов)


Задания к стихотворению.


О чём это стихотворение? (о Родине, о стране)

Подбери однокоренные слова к слову Родина. (родной, родитель, народ….)

Выделите корень во всех словах (род)  

Найди слова близкие по значению к слову Родина (Отечество),

а теперь Родина какая (большая, необъятная) ,ещё Родина близкая,любимая

Слова: Родина, отечество; большая, необъятная; близкая ,любимая

Что за слова мы сейчас с вами подбирали?

Синонимы.

- Давай сформулируем, что такое синонимы.

– Синонимы – это слова близкие по значению, но разные по написанию.

Можно заглянуть в словарь синонимов

Картинка 1


Русский язык очень богат.

Знаешь сколько синонимов к слову говорить?

(38)

Запиши все возможные синонимы к слову говорить

       

Следующим заданием будет, найти и записать слова противоположные по смыслу к словам РОДИНА,БОЛЬШАЯ,БЛИЗКАЯ

– Родина-чужбина

Большая-маленькая

 Близкая – далекая


А это что за слова?

Антонимы

Что такое антонимы?

- Антонимы – это слова противоположные по смыслу, различные по звучанию и написанию.

Картинка 2

Существуют словари АНТОНИМОВ


Осталось найти что?

– омонимы

А что за слова такие  - омонимы?

- Слова, которые могут быть одинаковыми при написании и звучании, но при этом различные по смыслу.


Убедиться,что перед нами омонимы, можно в толковом словаре

Картинка 3


Омонимы – слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению. Слово «омоним» произошло от двух греческих слов: омос – одинаковый, онимо – имя.

Рассмотрим примеры омонимов, сравним звучание, написание и значение слов.

Задание 2

Послушай внимательно стихотворение. Я буду читать, а ты выпиши омонимы.

В море суши полоса

Называется коса,

И у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса –

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

Коса – узкая отмель, идущая от берега.

Коса – заплетенные волосы.

Коса – инструмент для скашивания травы.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет!

Сколько омонимов?

Кашка – белый клевер.

Кашка – блюдо из разваренных в воде или молоке зёрен.

Скажи «родник»

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Веселый ключ журчащий.

И мы родник зовём ключом

(Ключ от дверей тут ни при чём).

Ключ – родник.

Ключ – приспособление для замка.

– Кто вы?

– Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

– Мы лисички тоже!

– Как, с одной-то лапкой?

– Нет, ещё со шляпкой.

Лисички – грибы.

Лисички – животные.

Со мной ходи стрельбе учиться

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

Лук – растение.

Лук – оружие.

Как отличить многозначное слово от ОМОНИМА

Все рассмотренные нами слова одинаковы по звучанию и написанию, но лексическое значение у них разное.

Мы уже знаем, что слова несут в себе лексическое значениеОднозначные слова имеют одно лексическое значение, многозначные – несколько.

Давайте узнаем, как отличить многозначное слово от омонима. Рассмотрим лексическое значение слова «колокольчик»: колокольчик – это цветок; колокольчик – маленький колокол. Слово колокольчик многозначное, т. к. предметы имеют схожую форму.

Рассмотрим лексическое значение слова «такса»: такса – порода собаки; такса – стоимость проезда. Эти слова омонимы, т. к. они имеют разное лексическое значение и ничего общего не имеют.

Многозначные слова и омонимы пишутся одинаково. Основным отличием между ними является то, что многозначные слова имеют в лексическом значении что-то общее (цвет, форма), а у омонимов лексические значения абсолютно разные.

Если вы сомневаетесь в определении многозначное слово или омоним, на помощь вам придёт толковый словарь. Рассмотрим различие в записи словарных статей:

Корень – это многозначное слово, имеет несколько значений:

  1. Подземная часть растений.

  2. Внутренняя часть волоса, зуба.

  3. Начало, источник чего-нибудь (переносное значение).

  4. Значимая часть слова.

В словаре у многозначного слова каждое его значение обозначено цифрой.

Рассмотрим, как в словаре представлены омонимы. Например:

Кран – запорное устройство в виде трубки для выпуска жидкости или газа.

Кран – машина для подъёма и перемещения грузов на небольшие расстояния.

Рис. 9. Подъёмный кран (Источник)

Рис. 10. Водонапорный кран (Источник)

В словаре омонимы имеют отдельную словарную статью.

Определить значение омонимов можно только тогда, когда слово употребляется в словосочетании или в предложении.

 Задание 3

Омонимы часто используют в ребусах и загадках, например:

Отгадай!

Из какого полотна нельзя сшить рубашку?

Из железнодорожного.

Из какого крана нельзя напиться?

Из подъёмного.

В какой клетке не держат птиц и зверей?

В грудной.

В каких лесах не водится дичь?

В строительных.

Каким поясом нельзя подпоясаться?

Земным.


Выполним задание.

Рассмотрим картинки. Составим предложения или словосочетания с омонимами, чтобы показать их разное лексическое значение.

Норка.

  1. Пушистая норка.

  2. Глубокая норка.

Рис. 11. Омонимы: Норка (Источник

Рысь.

  1. Мы увидели картинку с хищной рысью.

  2. Лошадь бежала рысью.

Рис. 12. Омонимы: Рысь (Источник

Среда.

  1. Нельзя загрязнять окружающую среду.

  2. В среду приедет бабушка.

А сейчас тест на закрепление

1. Отметьте ряд слов-синонимов.
а) Осторожный, заботливый, активный.
б) Бережливый, экономный, расчётливый.
в) Праздный, праздничный, нарядный.
г) Грубый, резкий, ласковый.
д) Невежливый, невежественный, грубый.

2. Выберите ряд слов-синонимов.
а) Безграмотный, малообразованный, невежливый.
б) Радостный, счастливый, нарядный.
в) Инертный, пассивный, неактивный.
г) Невежественный, невежливый, безграмотный.
д) Грубый, нелюбезный, тёмный.

3 Ряд, в котором слова – омонимы.
а) Почитать отца – почитать журнал.
б) Угадать-почувствовать-почуять.
в) Бросить-выбросить-кинуть .
г) Ввалиться-войти-выйти.
д) Обнаружить-появиться-обнаружиться.

4. Подберите синоним к слову редкий:
а) Безупречный.
б) Сверхъестественный.
в) Изящный.
г) Диковинный.
д) Безукоризненный.

5. Подберите синоним к слову апатия:
а) Пунктуальность.
б) Соответствие.
в) Подобие.
г) Вялость.
д) Влияние.

6. Определите словосочетание с омонимом слова побег (молодая ветка).
а) Побег тыквы.
б) Тонкий побег.
в) Зелёный побег.
г) Побег яблони.
д) Побег из тюрьмы.

7. Выберите ряд антонимов:
а) Алый-красный.
б) Быстрый-торопливый.
в) Глупый-безумный.
г) Сильный-слабый.
д) Красивый-привлекательный.

8. Выберите ряд антонимов:
а) Писать-рисовать.
б) Смотреть-видеть.
в) Встречать-провожать.
г) Думать-размышлять.
д) Идти-бежать.

9. Синонимы:
а) Возмездие-возмущение.
б) Земельный-земляной.
в) Остатки-останки.
г) Деяние-действие.
д) Блестеть-сверкать.

10. Синонимы:
а) Абонент-абонемент.
б) Продолжаться-длиться.
в) Интеллигентный-интеллигентский.
г) Лестно-льстиво.
д) Любить-ненавидеть.

11. Отметьте ряд синонимов:
а) Погода, климат, температура.
б) Родина, отчизна, отечество.
в) Лебедь, ворона, скворец.
г) Холод, зной, ветер.
д) Часы, пояс, гребень.

12. Определите пару омонимов:
а) Тихий голос – внутренний голос.
б) Психологический барьер – языковой барьер.
в) Вид из окна – вид орхидеи.
г) Съедобный гриб – чайный гриб.
д) Зелёный горошек – душистый горошек.

13. Выберите строчку синонимов.
а) Жара, холод.
б) День, ночь.
в) Пурга, буран.
г) Рассвет, полночь.
д) Утро, вечер.

14. Выберите строчку синонимов.
а) Причина, следствие.
б) Издание, поручение.
в) Изречение, афоризм.
г) Открытие, известность.
д) Поиск, неудача.


Ответ на тест


А сейчас тест на закрепление

1. Отметьте ряд слов-синонимов.
а) Осторожный, заботливый, активный.
б) Бережливый, экономный, расчётливый.+
в) Праздный, праздничный, нарядный.
г) Грубый, резкий, ласковый.
д) Невежливый, невежественный, грубый.

2. Выберите ряд слов-синонимов.
а) Безграмотный, малообразованный, невежливый.
б) Радостный, счастливый, нарядный.
в) Инертный, пассивный, неактивный.+
г) Невежественный, невежливый, безграмотный.
д) Грубый, нелюбезный, тёмный.

3 Ряд, в котором слова – омонимы.
а) Почитать отца – почитать журнал.+
б) Угадать-почувствовать-почуять.
в) Бросить-выбросить-кинуть .
г) Ввалиться-войти-выйти.
д) Обнаружить-появиться-обнаружиться.

4. Подберите синоним к слову редкий:
а) Безупречный.
б) Сверхъестественный.
в) Изящный.
г) Диковинный.+
д) Безукоризненный.

5. Подберите синоним к слову апатия:
а) Пунктуальность.
б) Соответствие.
в) Подобие.
г) Вялость.+
д) Влияние.

6. Определите словосочетание с омонимом слова побег (молодая ветка).
а) Побег тыквы.
б) Тонкий побег.
в) Зелёный побег.
г) Побег яблони.
д) Побег из тюрьмы.+

7. Выберите ряд антонимов:
а) Алый-красный.
б) Быстрый-торопливый.
в) Глупый-безумный.
г) Сильный-слабый.+
д) Красивый-привлекательный.

8. Выберите ряд антонимов:
а) Писать-рисовать.
б) Смотреть-видеть.
в) Встречать-провожать.+
г) Думать-размышлять.
д) Идти-бежать.

9. Синонимы:
а) Возмездие-возмущение.
б) Земельный-земляной.
в) Остатки-останки.
г) Деяние-действие.
д) Блестеть-сверкать.+

10. Синонимы:
а) Абонент-абонемент.
б) Продолжаться-длиться.+
в) Интеллигентный-интеллигентский.
г) Лестно-льстиво.
д) Любить-ненавидеть.

11. Отметьте ряд синонимов:
а) Погода, климат, температура.
б) Родина, отчизна, отечество.+
в) Лебедь, ворона, скворец.
г) Холод, зной, ветер.
д) Часы, пояс, гребень.

12. Определите пару омонимов:
а) Тихий голос – внутренний голос.
б) Психологический барьер – языковой барьер.
в) Вид из окна – вид орхидеи.+
г) Съедобный гриб – чайный гриб.
д) Зелёный горошек – душистый горошек.

13. Выберите строчку синонимов.
а) Жара, холод.
б) День, ночь.
в) Пурга, буран.+
г) Рассвет, полночь.
д) Утро, вечер.

14. Выберите строчку синонимов.
а) Причина, следствие.
б) Издание, поручение.
в) Изречение, афоризм.+
г) Открытие, известность.
д) Поиск, неудача.

Сейчас, что ты видишь на картинке? Как называются такие слова?

Картинка 4

Как называются такие слова?

Паронимы

Паронимы — это однокоренные слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению или употреблению.

Пример: надеть и одеть. Надеть можно что-то на кого-то (надеть шапку), а одеть кого-то во что-то (одеть детей).



Чтобы избежать ошибок в употреблении паронимов, нужно проверять лексическое значение слова. Для этого можно обратиться к словарю паронимов или к толковому словарю, внимательно прочитать значение слова и примеры употребления.

Задание 4

Найдите предложения, в которых НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово


1. В театре состоялся БЛАГОТВОРНЫЙ концерт, в котором приняли участие известные актёры.

2. Негромкий, но поразительно слышный средь мёртвой тишины ВДОХ ужаса проносится в толпе.

3. Передо мной открылась БОЛОТНАЯ местность, со всех сторон окружённая лесом.

4. Крестьяне должны были за свою волю ОПЛАТИТЬ огромный выкуп.



5. У основания скульптуры горит ВЕКОВОЙ огонь.

6. Ей было выслано по почте БЛАГОДАРНОЕ письмо.



Ответ на задание 4

Найдите предложения, в которых НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово


1. В театре состоялся БЛАГОТВОРНЫЙ концерт, в котором приняли участие известные актёры.(Благотворительный)

2. Негромкий, но поразительно слышный средь мёртвой тишины ВДОХ ужаса проносится в толпе.(Вздох)

3. Передо мной открылась БОЛОТНАЯ местность, со всех сторон окружённая лесом.(Болотистая)

4. Крестьяне должны были за свою волю ОПЛАТИТЬ огромный выкуп.

(Уплатить)

5. У основания скульптуры горит ВЕКОВОЙ огонь.(Вечный)

6. Ей было выслано по почте БЛАГОДАРНОЕ письмо.(Благодарственное)

Проверка домашнего задания

Составить предложения с прямой речью,так чтоб в них было двоеточие и тире





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 6 классе по теме "Лексика"

Автор: Тибейкина Нелли Николаевна

Дата: 17.10.2025

Номер свидетельства: 675603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по теме: "Лексика. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lieksika-obshchieupotriebitiel-nyie-slova-profiessionalizmy-dialiektizmy"
    ["file_id"] => string(6) "250054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006815"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Открытый урок по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(32) "otkrytyi-urok-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "287508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454498693"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок по теме "Лексика" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-lieksika-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "218620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433852463"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Обобщающий урок по теме: "Лексика""
    ["seo_title"] => string(41) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "269031"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450725658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства