Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"»
Урок в 5 классе по теме: «Синтаксис. Пунктуация»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
обобщение и систематизирование сведения по разделу «Синтаксис. Пунктуация»;
Развивающие:
развитие умения применять знания на практике;
развитие умения использовать изученные синтаксические конструкции в речи;
развитие творческих способностей детей.
Воспитательные:
воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепление знаний о понятии синтаксис и пунктуация, воспитание интереса к изучению предмета;
Личностные УУД: осознавать процесс обучения как труд.
Регулятивные УУД: рефлексировать относительно своих действий на уроке.
Познавательные УУД: поиск необходимой информации, построение речевого высказывания, анализ.
Коммуникативные УУД: умение выстраивать продуктивные взаимоотношения с одноклассниками, учителем.
Средства обучения: учебник, телевизор, презентация.
Ход урока
1.Мотивация к обучению
I. Слово учителя. Ребята, вы сегодня будете активно работать. Давайте вначале выполним задание для тренировки речи.
1. Проговорите скороговорку (слайд):
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
Учитель: - Ребята, откройте тетради и запишите дату.
Ученики: Записывают дату.
Учитель (слайд): - Перед нами слова птицы, весной, края, возвращаются, перелётные, родные, в. Перед вами отдельные слова. Ясна ли вам мысль? Что хотел сказать автор этих слов? Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова между собой, по смыслу.
- Составьте предложение из слов (если нужно, измените эти слова).
Сверьте со слайдом (слайд): Весной перелётные птицы возвращаются в родные края.
Если есть ошибки – проанализировать!
Учитель: Выделите грамматическую основу (птицы возвращаются).
Учитель: Выпишите из этого предложения словосочетания (перелётные птицы, в родные края, возвращаются весной, возвращаются в края).
Учитель: - Ребята, вы сейчас выписали словосочетания. А что вы смогли образовать с их помощью (предложение)? Сегодня мы знакомимся с разделом в языкознании, в котором изучаются словосочетания и предложения. Запишите тему урока в тетрадь (слайд): «Синтаксис и пунктуация».
2. Актуализация знаний
Учитель: Итак, что изучает синтаксис?
Ученики: Словосочетания и предложения.
Учитель: А сейчас, ребята, прочитайте определение синтаксиса в учебнике. Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”. Это раздел грамматики, который изучает правила построения словосочетаний, предложений, текста.
Учитель: Для чего нужно знать эти правила? (Чтобы правильно говорить и писать, чтобы тебя могли понять твои собеседники).
Выполнение упражнения в учебнике.
Физкультминутка
3. Изучение нового материала
Учитель: Что обязательно нужно сделать в конце предложения? (поставить знак) Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
Учитель: Какие знаки препинания, которые ставятся внутри предложения? (Знаки разделения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
Учитель: Все эти знаки мы будем изучать в разделе «Пунктуация».
Зачитаем определение в учебнике.
Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») — раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.
4. Первичное закрепление знаний
Практическая работа. Упражнение в учебнике.
Упражнение 125 на с. 60 (в тетради, потом фронтальная проверка).
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вы узнали о новых понятиях – синтаксисе и пунктуации. Какие у вас возникали трудности при изучении темы? Что помогло вам справиться с трудностями? Что было легко, интересно?
Выставление отметок. Спасибо за урок.
8. Домашнее задание: Правило на странице 56 и 59, упр. 123 (по заданию).