1.Организа ционный момент Цель: организация готовности учащихся к предстоящей деятельности на уроке | 1.Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся 2.Организация работы с эпиграфом. Прочитайте эпиграф к уроку: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Беседа: Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку? | 1.Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя и друг друга 2.Анализиру ют эпиграф. Отвечают на вопросы. Настраиваются на работу | Строят предложения. Определяют смысл слова в контексте. | 1)коммуникативные: строить устный монологический ответ 2)личностные результаты: - интерес к изучению русского языка; - достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей |
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Цель: организация проверки домашнего задания | 1. Проверяет выполненные домашние задания, организует опрос. Упр. 188 – чтение и обсуждение. Упр. 189 – чтение словосочетаний с определениями 2.Прием «найди ошибку» В руках у учителя ромашка с записанными утверждениями на лепестках (Приложение 1). Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки) — Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. — Подлежащее – это второстепенный член предложения. — Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. — Дополнение и определение — это второстепенные члены предложения. — Распространенные предложения состоят только из главных членов. — Дополнение обозначает признак предмета. — Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который? | 1.Проверяют домашнее задание. Слушают ответы одноклассников, оценивают их Находят ошибки в утверждениях, аргументиру ют их | Умение определять и использовать в речи определения и дополнения (изученные на предыдущем уроке) | 1)регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения; - оценивать правильность выполнения действия 2)коммуникативные: - слушать других; - учиться принимать другую точку зрения |
3.Объясне ние нового материала. Работа по теме урока Цель: применить новые знания на языковом материале | 1.Работа с текстом. Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов. - В каких словах безударную гласную в корне вы проверяли подбором однокоренных слов, а в каких – изменением слова? - Можно ли данные предложения назвать текстом? - Как его можно озаглавить? - Распространённые или нераспространённые предложения использовал автор? - Каков стиль текста? - Какие члены предложения помогают автору более точно и выразительно нарисовать картину осени? - Подчеркните грамматическую основу и определения? - Какой ещё второстепенный член предложения есть в этих предложениях? - Подчеркните дополнения. - На какие вопросы отвечают дополнения и определения? - От какого слова зависят? - Как подчёркиваются? 2.Психологическая подготовка обучающихся к восприятию нового материала. Беседа. - Ребята посмотрите ещё раз на записанный текст. Все ли мы слова подчеркнули? - Да, у нас остались существительные с предлогами, к которым можно задать вопросы: где? Назовите эти слова. - Они являются ещё одним второстепенным членом – Обстоятельством. - Ребята, вы уже догадались, какова тема нашего урока? Запишите её на пропущенной строке. - Обстоятельство подчеркивается так: _._._. Подчеркните оставшиеся члены предложения как обстоятельство. - Обстоятельство очень важный член предложения. Оно расширяет, делает более понятной информацию, которую доносит до читателя предложение. - обстоятельство говорит о времени, месте, способе действия, т.е. о том, когда, где, как при каких обстоятельствах действие совершилось. 3.Чтение определения на 88 стр. Синтаксический разбор предложения Вечером школа удивительно изменилась Выполнение упр.191. Самостоятельная работа. Определить части речи и члены предложения: Кувшинка раскинула на воде красные листья. 4. Р/Р Творческая работа. Дан отрывок из басни И.А.Крылова «Свинья под дубом». Вставить пропущенные слова- обстоятельства ( по памяти). Свинья …. вековым Наелась желудей …., …..; Наевшись, выспалась ….; …, глаза продравши, встала. - вставить обстоятельства, указать часть речи, поставить вопрос. -Какие подходящие по смыслу слова вы бы вставили? -Для чего автор использует обстоятельства? -Составьте свой текст об использовании в речи предложений с обстоятельствами. | 1.Выполняют задание, объясняют орфограммы. Анализируют ошибки. Отвечают на вопросы учителя 2.С помощью наводящих вопросов формулируют тему урока и цель 3.Читают правило. Выполняют синтаксичес кий разбор предложения. Работа над 191 упражнением. Выполняют самостоятельную работу. 4.Выполняют творческую работу. Вставляют пропущенные слова, подчеркивают как член предложения, подписывают часть речи. Решают лингвистическую задачу. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод | Определяют второстепенные члены предложения, подчеркивают грамматическую основу и второстепеныые члены предложения | 1)познавательные: - анализировать языковой материал, сравнивать, группировать; - структурировать знания, извлекать информацию; - строить логическую цепочку рассуждений 2)регулятивные: - высказывать предположение на основе наблюдения; - осуществлять целеполагание, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей 3)коммуникативные: - слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; - оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
4.Физминутка Цель: снять усталость, нагрузку, связанную с сидением | Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. | Выполняют упражнение | | |
5.Закрепле ние изученного материала Цель: закрепить полученные знания | 1.Выполнение упражнения 192 Научиться находить обстоятельства в предложении и употреблять в речи, а также узнать, какую роль они выполняют. ( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно) 2.Запишите в тетрадь слово «отовсюду», письменно составьте с ним предложения. 3.Самопроверка (слайд) (приложение 2) Свинья …. вековым Наелась желудей …., …..; Наевшись, выспалась ….; …, глаза продравши, встала. Тест (приложение 3) 1.Сколько в этом предложении сказуемых? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 2.Укажите часть речи слова желудей А) имя существительное Б) глагол В местоимение Г) имя прилагательное 3.В словосочетании «глаза продравши» слово глаза стоит: а) в именительном падеже б) в родительном падеже в) в дательном падеже г) в винительном. падеже. 4. Обстоятельства отвечают на вопросы: А) кто? Что? Б) какой чей? В) кем? Чем? Г) где? Когда? | 1. Выполняют упражнение. Комментированное письмо. Обсуждение заданий, самостоятельное выполнение. Работа над интонацией. Выразительное чтение 2.Словарная работа 3.Выполнение тестового задания самостоятель но | Находят обстоятельства в предложении и употребляют в речи | 1)познавательные: - выделять главное - анализировать, сравнивать, делать выводы 2)регулятивные: - искать пути решения проблемы - осуществлять познавательную и личностную рефлексию 3)коммуникативные: - слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения - оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
6.Подведение итогов работы. Рефлексия Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | 1. Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги. - Что на уроке узнали нового? - Чему научились? - Какие задания вам больше всего понравились? - Что показалось трудным? - Какое настроение у вас после урока? 2.Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Просит учащихся отметить тут ступеньку, на которой они находятся в момент окончания урока. Прием «Лестница достижений». 3 2 1 1 – учебный материал понятен, самостоятельную работу выполнил без ошибок 2 – учебный материал понятен, в самостоятельной работе допустил 1-2 ошибки 3 – учебный материал не очень понятен, в самостоятельной работе допустил более 2 ошибок. 3.Спрашивает учащихся, что надо предпринять ребятам, которые сделали отметку на нижней ступени/средней ступени/верхней ступени? Просит пояснить свою точку зрения. Выставление оценок с обоснованием. | 1.Осуществляют оценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу дальнейшей работы 2. Рисуют «лестницу достижений», отмечают свое «положение» на ней 3. Отвечают на вопросы учителя. Поясняют свои слова | | 1)коммуникативные: - строить устный монологический ответ. 2)регулятивные: - выделять и осознавать то, что усвоено, что еще подлежит усвоению; - оценивать результат деятельности; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. 3)познавательные: анализ и сравнение. |
7.Домашнее задание | 1.Предлагает и комментирует домашнее задание. Всем выучить правило на стр.88. Упр.197 (письменно): составить по данным схемам предложения; 198 (устно) 2.Разноуровневое домашнее задание А, Б, В (учащиеся самостоятельно определяют и выбирают для себя карточку с заданием в зависимости от своего уровня понимания темы). Примеры карточек с заданиями (приложение 4): А Списать, вставляя пропущенные буквы. Разобрать предложения по членам. Б Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Разобрать предложения по членам. Определить части речи. В Списать предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть все члены предложения. Определить части речи. - Спасибо всем за работу на уроке. Урок окончен. | Читают задания к упражнениям, задают вопросы на понимание 2. Выбор каточки с дополнительным заданием к д/з | Записывают домашнее задание | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций |