4. Этап изучения нового материала | Ребята, прочитайте определение синтаксиса в учебнике (п.24) на 56 стр. Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”. Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Наша задача – глубже разобраться в том, как, по каким правилам, законам строятся словосочетание и предложение. Ребята, что могло бы произойти, если бы в нашей речи отсутствовали бы знаки препинания? -Вот видите, как необходимы нам знаки препинания в устной и письменной речи. Комментарий учителя: По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания постепенно проникли и в рукописные тексты. А уже в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный «строчным знакам», т.е. знакам препинания. Со временем число знаков препинания увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. Работа по учебнику: Выполнение упражнений: 119, 120. Сприсываем предложения, раскрываем скобки, соблюдаем принятые в русском языке законы связи слов, расставляем знаки препинания Синтаксис – это то, как построены предложения, как связаны между собой слова в словосочетаниях и предложениях. Физкультминутка | Отвечают на вопросы учителя Выдвигают гипотезы. Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение: Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и их строения. Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»). Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки. Работа у доски и самостоятельно |
5.Этап закрепления знаний | Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия) Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать: С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ. Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова? Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось: Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной. Что-то затрудняет чтение текста? Чего же в нем недостает? Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной! Что же помогло связать слова в предложении? Итак, как же составляется предложение? Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис» Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация». Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация. | Рассматривают на доске слова и читают их один из обучающихся читает их вслух. Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи: 1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; 2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение 3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты, она 4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для. 5 группа – СОЮЗЫ: если, и 6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело 7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: интересный, полезный 8 группа – ЧАСТИЦЫ: же Другой обучающийся разделил эти слова на две группы: 1 группа – служебные части речи: Если, же, и , с 2 группа – самостоятельные части речи: Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный. Не хватает знаков препинания. Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания. Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация. |