Урок русского языка " Второстепенные члены предложения" 4 класс
Урок русского языка " Второстепенные члены предложения" 4 класс
Урок по теме «Второстепенные члены предложения» проводился в 4 классе. При планировании данного урока были учтены особенности уч-ся: интерес к предмету, познавательная активность. Данный урок был последним по теме, поэтому был выбран по типу урок –закрепление, а вид: урок – один день в редакции газеты.
На уроке решались задачи:Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения». Способствовать более глубокому усвоению материала через использование различных форм работ. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся. Развивать речь, творческое и логическое мышление, внимание, воображение через использование проблемных ситуаций. Создание среды для воспитания у учащихся средствами урока, уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, коллективизма, патриотизма, толерантности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Второстепенные члены предложения" 4 класс »
Русский язык Тема урока: «Второстепенные члены предложения»
Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения». Способствовать более глубокому усвоению материала через использование различных форм работ. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся. Развивать речь, творческое и логическое мышление, внимание, воображение через использование проблемных ситуаций. Создание среды для воспитания у учащихся средствами урока, уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, коллективизма, патриотизма, толерантности. Ход урока:
Орг. момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Деление на группы (Весь класс стоит у доски)
- Кто любит считать? (группа – аналитики)
- Кто любит писать? (группа – филологи)
- Кто любит рисовать? (группа – художники)
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Слайд 2 Психологический настрой. Представьте, что мы находимся в редакции газеты. Я генеральный директор, а вы корреспонденты трёх разных отделов. Каждому отделу необходимо выбрать главного редактора.
Слайд 3 Нам нужно срочно подобрать материал и оформить специальный выпуск газеты. (прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Апрель»)
Какая это музыка по характеру? Что вы услышали? Почему вы решили, что это весенняя музыка?
Наш специальный выпуск газеты так и называется – «Весна»
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «весна»?
Почему поэты называют весну «утром года»? (Весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна)
Минутка чистописания
художники - красиво записать слово Весна, украсить вывеску – название газеты
аналитики - напишите красиво данное слово и посчитайте в нём количество звуков, букв
филологи – из слова ВЕСНА выпишите и красиво пропишите букву, которая обозначает твёрдый парный согласный звук.
Словарно – орфографическая работа. Посвятим весенней теме и следующую работу. Отсортировать картинки и записать только те слова, которые подходят к весенней тематике –
аналитики Вычислите лишнее слово из записанных. Разберите по составу слово «подснежник» художники Красиво подчеркните все гласные в словах
филологи Найдите слова, в которых буква е обозначает два звука (животное)
Назовите своё словарное слово на весеннюю тему.
Постановка проблемыВ разных группах заранее предупредить одного учащегося о том, чтобы он создал проблемную ситуацию – неожиданно после словарной работы встал и выдал фразу:
-Вы поняли, о чём они говорили? Почему мы не могли понять ваших одноклассников? ( Они не договаривали свои предложения.)
Какие члены предложения они употребляли? (главные члены предложения – подлежащее и сказуемое)
Слайд 6 Ознакомьтесь с двумя группами предложений и скажите, что в них общего и чем они отличаются?
Снег тает. Вот уж снег последний в поле тает. Пар восходит. Тёплый пар восходит от земли. Кувшинчик расцветает. И кувшинчик синий расцветает. Зовут журавли. И зовут друг друга журавли.
(Общее: одна грамматическая основа, различия: первая группа предложений - нераспространенные предложения, во втором столбике – распространенные предложения)
Какая группа предложений помогает нам точнее, образнее представить картину весны? (Второе). Почему? Чтобы написать заметки в газету, какие предложения мы будем употреблять?
Синтаксический разбор предложения у доски: Тёплый пар восходит от земли.
Какие члены предложения дают возможность увидеть весеннюю природу более точно, выразительно? (Второстепенные.) - Как вы думаете, нужны ли в предложении второстепенные члены? Зачем ? (Нужны, они позволяют четко и ярко представлять картины и события, делают речь содержательной, выразительной, без них предложение часто теряет смысл).
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Слайд 7- Молодцы! Вы сами определили тему урока. Исходя из нее, сформулируйте цели нашего занятия.
Повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
Закрепить умение находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении.
Тренироваться в употреблении дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи. Повторение, Слайд 8 Каждый отдел получает схематическое изображение второстепенных членов предложения. Аналитики – обстоятельства, филологи – определения художники дополнения. Необходимо рассказать об этом второстепенном члене предложения.
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражено?
- Как подчёркивается?
Слайд 9 Рубрика – «Признаки весны»
Необходимо распространить предложения второстепенными членами: художники Светит солнце. Дни становятся.
аналитики Тает снег. Появляются цветы.
филологи Птицы возвращаются. Мы любуемся.
Физминутка -
Солнце глянуло в тетрадку,
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте)
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать, (Приседания)
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре. (Наклоны)
И на месте поскакать. (Прыжки)
На носок потом на пятку. (Ходьба на месте)
Все мы делаем зарядку.
Индивидуальная работа (для слабых ус-ся) вставить в текст подходящие по смыслу определения и подчеркнуть их
Кругом слышится … пение птиц. ... стебелек одуванчика тянется к ... солнышку. На … деревьях сверкает … шапочка дятла.
Слайд 10 Рубрика «Проталины»
Аналитики – Один корреспондент перепутал времена года и вместо весны написал текст об осени. Ваша задача – исправить текст, подчеркнуть обстоятельства
Наступление осени. Солнце светит все тусклее. Степная дорога подмерзает. Дует холодный ветерок. На дорожках блестят льдинки. На деревьях остались последние листочки. Все кругом засыпает. Слайд 11 Для сверки
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
Слайд 12 Рубрика – «Капель» -
Филологи – Найти и исправить ошибки, правильно записать, подчеркнуть дополнения
Очнулись диревя от зимнего сна. В опреле полесу гуляет весна. В овраге ручьи шаловливо звенят. И с юга на родину птицы литят.
Слайд 13 Рубрика – «Весенние зарисовки»
Художники по картинке составить рассказ на весеннюю тему, используя разные второстепенные члены предложения.
Коллективная проверка
Слайд 14 Рубрика «Поздравляем»С чем можно поздравить читателей в нашей газете?
Каждый отдел выбирает 1 цифру, символизирующую праздник, и пишет поздравление читателям – 4-5 распространённых предложения.
(1 мая Праздник единства народа Казахстана, 9 мая День Победы, 8 марта Международный женский день , 22 марта – Наурыз мейрамы, 15 мая Международный день семьи, 7 мая День защитника Отечества)
Заслушивание поздравлений.
Оценивание. Редактор каждого отдела – раздаёт за работу каждому ученику цветы –
гвоздика – работал отлично, тюльпан – работал хорошо, но допускал немного ошибок, ландыш – работал не очень хорошо, допускал много ошибок.
Чтобы цветы не завяли – поставим их в вазу ( оформление букета )
Рефлексия: Красивый получился букет, но для весеннего настроения, чего-то не хватает. Перед вами лежат «бабочки» разных цветов. Выберите свою бабочку и украсьте ею номер нашей газеты.
Урок для меня был…
Синий цвет - интересен
Розовый цвет – скучен
Домашнее задание на выбор:
- подобрать дополнительную информацию о весеннем празднике.
- нарисовать поздравительную открытку, составить поздравление с праздником, который не был выбран на уроке.