Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня, я надеюсь, у нас всех хорошее настроение, несмотря на утреннюю суету и будничные хлопоты. Но какой бы пёстрой и разнообразной ни была наша современная жизнь с её сумасшедшими и стремительными темпами, какими бы разными ни были наши жизненные цели и задачи, нас объединяет одно: мы живём в России, а значит, мы граждане одного Отечества, одной великой страны, а значит, нам есть, чем гордиться. Всегда Россия славилась отважными героями, Не раз встревожена была войны шальными зорями… И офицер, и рядовой воспитан был на доблести, И за отчизну рвался в бой по чести и по совести! И поэтому 9 декабря у нас в стране отмечается День Героя Отечества, праздник, когда мы отдаем дань уважения всем доблестным людям нашей страны. А кого можно назвать героем? Итак, давайте сформулируем тему высказывания сегодняшнего урока. (* Герои Отечества. Славные сыны Родины.) - А теперь вспомним, какие грамматические темы мы изучали на прошлых уроках. (* Сложное предложение. Различные виды придаточных предложений. Придаточные изъяснительные) - Сегодня урок-закрепление. Попробуем сформулировать цели нашего урока. систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным; находить в тексте, использовать в речи данный вид предложений, обосновывать свои ответы, используя СПП с придаточными изъяснительными; воспитывать чувство гордости и уважения к героям Отечества. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня у каждого из вас есть карта учета ответов и оценок, в которую вы выставите себе оценку за различные этапы урока и в конце урока общую оценку за занятие. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмём слова современного поэта, журналиста, редактора журнала «Огонёк» Виталия Коротича: Идя на подвиги, Не алчут орденов, Не бредят Благодарностью державы, Не узнают примерный вес чинов, Достойных стать эквивалентом славы. Идя на подвиги, Не ведают о том, Насколько щедрость родины огромна. И называют чрезвычайно скромно Всё то, что станет подвигом потом. - Какова тема высказывания? Его основная мысль? Какое здесь опорное слово? (* Тема подвига, т. к. опорное слово «подвиг». Основная мысль – подвиги совершаются не за награды, а по велению сердца, и настоящие герои не кичатся совершенным). II. Материал на повторение ранее изученного. Индивидуальная и групповая работа. А. Расставить знаки препинания в эпиграфе, графически объяснить постановку всех знаков препинания. (1 ученик). Б. Словарная работа. Из толкового словаря выписать лексическое значение слов «эквивалент» и «алкать». По Интернету проверить слово «подвиг» по всем словарям, включая этимологический, можно воспользоваться сайтом «Грамота.ру» (2 ученика). (*Орфографический словарь: подвиг, -а
Большой толковый словарь: ПОДВИГ, -а; м. 1. Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Воинские подвиги. Патриотический п. // чего или с опр. Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический, литературный, научный п. П. труда. П. чести, славы. П. искусства. // чего. Самоотверженный поступок, поведение, вызванные каким-л. чувством. П. любви. П. страсти. П. преданности, самопожертвования. 2. мн.: подвиги, -ов. Разг. Ирон. О неблаговидных поступках, похождениях, проделках. Подвиги на любовном поприще. Этимологический словарь: ПОДВИГ. Заимств. из ст.-сл. яз. Того же корня, что двигать, двинуть. Подвиг буквально — "движение", затем — и "подвиг". Словарь синонимов: деяние, поступок, шаг, маневр, операция, процедура, процесс, акт.) В. Работа за компьютерами. Тестирование по ранее изученным темам. (2 ученика). 2. Работа с классом. Словарный диктант. «Словесный калейдоскоп». Из данных слов выбрать слова, относящиеся к теме высказывания урока, составить и записать с ними словосочетания. (1-ый ученик записывает слова по теме «Подвиг» у доски, 2-ой ученик записывает оставшиеся слова). «Словесный калейдоскоп»: инт…рвью, порядо…ность, эксре(с,сс)ивный, п…триотизм, добл…сть, обл...гчить, воспита(н,нн)ость, подв…г, благосл…влять, п…триот, (не,ни)кому (не)извес…ный. Определить тип подчинительной связи в полученных словосочетаниях. Творческая работа по опорным словам словарного диктанта. Проверка а) знаков препинания в эпиграфе; б) словарной работы со словами «алк`ать», «эквивалент», «подвиг»; в) работы по тестам на компьютере; г) творческой работы по опорным словам словарного диктанта. III. Физкультпауза. IY. Материал на закрепление предыдущих уроков. - Напомните, о чем мы говорили на прошлых уроках. 5. Работа в парах. 1-ый вариант рассказывает второму о СПП с придаточными определительными. 2-ой вариант рассказывает первому о СПП с придаточными изъяснительными. Не забудьте выставить друг другу оценку за данный вид работы в карту учета ответов и оценок. 6. Проведем блиц-опрос по теоретическому материалу предыдущих уроков в виде цифрового диктанта. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках. Верно ли утверждение, что: Союзы что, если, где – подчинительные? Определение не отвечает на вопрос чей? Предложение – это синтаксическая единица? Местоимение себя не имеет именительного падежа? Союз однако – подчинительный? Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения. После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101». – Вернёмся к эпиграфу урока. Найдите сложные предложения. (*2 и 3). - Определите вид придаточного предложения. (*Это СПП с придаточным местоименно-определительным). -Как вы определили, что это местоименно-определительные придаточные? (*Если придаточное предложение относится к местоимению, то возможно два варианта придаточных: местоименно-определительные и изъяснительные. Главное отличие: если придаточное предложение связывается с главным при помощи союзного слова, то это придаточное местоименно-определительное, а если при помощи союза, то это придаточное изъяснительное.) Записать пример: Наши герои достойны того, чтобы у них был свой праздничный день. Работа с учебником. Чтение правила на стр.81. Выполнение упражнения 122. - Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите стиль речи и тип речи. Выпишите СП с придаточным изъяснительным. 1 ученик: составить схему первого СП с придаточным изъяснительным. 2 ученик: фонетический разбор слова комья. Работа на компьютере. Закрепление изученного. Итог урока. -Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Достигнуты ли цели урока? Соберите карточки с оценками, которые вы выставили себе за урок. Помните о том, что завтра День Героя Отечества. 11. Фрагмент кинофильма «Офицеры». Домашнее задание. На выбор: 1. Составить проект по теме «Герои Отечества». 2. Написать творческую работу по теме «Герои Отечества – гордость наша и наша слава». 3. Выполнить упр. 121. |