kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе по теме "Словари"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - познакомить учащихся с различными словарями, формировать навыки  пользоваться различными лингвистическими словрями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Словари"»

Учитель Бабенкова Л.А.

Конспект урока русского языка в 6 классе (учебник Е.А.Быстровой)

Тема урока: словари, 6 класс

Цель: Познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта

Задачи:

- образовательные:

  • познакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей;

  • совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

- развивающие:

  • развивать познавательную, коммуникационную и творческую компетенции;

  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.

  • развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности, монологическую речь;

  • развивать внимание к слову, орфографическую и пунктуационную зоркость;

  • умение работать в группе.

-воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства;

  • расширять жизненные познания детей;

  • формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом.

Оборудование: учебник русского языка под ред. Е. А. Быстровой, 6 класс.

Вид урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок общеметодической направленности


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

Организация начала урока



Проверка домашнего задания




Актуализация изученного и определение темы урока





Самопроверка

Самооценка






Целеполагание


Погружение в тему
















Изучение новой темы







Организация деятельности на применение полученных знаний и умений







































































































































































Информация о домашнем задании

















Самооценка


Рефлексия


I.Приветствие

Добрый день!

Мы продолжаем работу по разделу…. Откройте тетради, запишите дату.

II. Мотивация к учебной деятельности

1. « Рассыпанные слова». Ребята, перед вами сундучок! Что там может быть внутри? Тут, оказывается, секретный замок, открыть который мы сможем, если из рассыпавшихся слов правильно составим предложение. (Работа учащихся в «Карте путешественника»)

Слова для справок: ж..зни, хр…нители, ч…ловеческой, знаний, Сл…в…ри, пам…ти, знаний, мудр…сти, и

(Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).

- Что у вас получилось?

- Подчеркните вставленные буквы, определите, в какой морфеме они находятся. Объясните написание. (Работа в парах). Проверьте, как выполнил эту работу ваш сосед.

- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи.

- Проверка. Объясните постановку знака препинания. Оцените свою работу на этом этапе урока.

2. Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт.

Только я не спешу открыть этот сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?

Ответить на этот вопрос поможет записанное вами предложение.

- Правильно. Это словарь.

Сформулируйте тему и задачи урока.


III. Изучение нового учебного материала

- Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой? Можете вы ответить на этот вопрос?

- Для того чтобы побольше узнать о словарях, предлагаю отправиться в путешествие в страну Словарей.

Работа с эпиграфом

Эпиграф: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!» А. Франс

- Определите ключевое слово (алфавитный порядок)

- Какое отношение это имеет к заявленной теме?

Заранее подготовленный ученик читает высказывание К.Паустовского.

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Беседа.

- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

А мы сегодня поговорим о языковых словарях.

- Какие словари русского языка вам известны?

- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Учитель. Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.


Работа с учебником.

- Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

(Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи)


Учитель. Но прежде чем мы будем работать со словарями, нам предстоит найти самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». Что это за слово? Да, действительно, это слово правда. Уважаемые Словари, сейчас каждый из вас должен рассказать все, что он знает о слове правда. Итак, все о слове правда.


Дальше следуют выступления учащихся от имени словарей,

направляемые и координируемые учителем.


Толковый словарь

Правда – слово многозначное. Каковы же его основные значения?

1.  То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

2.  То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).

3.  Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти).

4.  В составе средневековых названий сводов законов (Русская правда).

5.  В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».

6.  В значении вводного слова: «действительно, в самом деле».

7.  В значении уступительного союза хотя.


Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля (справка)

Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них: Без правды жить легче, да помирать тяжело. Над правдой не мудруй. От правды отстать – куда пристать. Правда сама себя очистит. У Бога правда одна. Правда – свет разума. Все минется – одна правда останется. Доброе дело – правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Кто правдой живет, тот добро наживет. Правда со дна моря выносит. Правда что шило: в мешке не утаишь. Не то все правда, что говорится. Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.


Учитель. Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова правда нам может поведать Словарь синонимов.


Словарь синонимов

Синонимом слова правда является слово истинаНо синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. « В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь».

То же самое можно сказать и о словах правда и истина. Вот послушайте, что об этом пишет М. Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать».


Учитель. Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова правда познакомит нас Словарь антонимов.


Словарь антонимов

Антонимы - это слова с противоположными значениями. Правда – ложь; правда – неправда; правда – обман; правда – вранье (разг.); правда – кривда (народно-поэтич.). Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста:

У кривды тысяча дорог,

У правды лишь одна.

Она порой полна тревог

И горечи полна. (А. Кешоков).

На противопоставлении антонимов построены пословицы: Лучше горькая правда, чем утешительная ложь; Маленькая правда победит большую неправду; Правда с обманом рука об руку не ходят.


Учитель. Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь.


Словообразовательный словарь

Слово правда непроизводное, оно состоит из корня правд– и окончания а. Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около сорока слов: правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, полуправдивый, правдашний, правдашнему, вправду, взаправду, заправдишний, правдолюб, взаправдашний, неправда, правдоискатель, правдоискательльство, правдолюбец, правдоподобный, правдоподобие, неправдоподобный, правдоподобность и др.


Учитель.  Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос мы попросим Этимологический словарь.


Этимологический словарь

Этимология – это наука о происхождении слов, его первоначальном значении (этимос – «истина»). Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса вд-. Слово правый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса –в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть».

Что же получается? Оказывается, в далеком прошлом слово правда состояло в близком родстве с такими словами, как справедливый, праведник, оправдать, правило и исправить.


Учитель. Кто еще хочет выступить? Какие вы помните фразеологические обороты со словами правда? (Верой и правдой служить; всеми правдами и неправдами; по правде говоря; в ногах правды нет; смотреть правде в глаза; что правда, то правда; подлинная правда и др.)


Ученикам дается задание составить рассказ с использованием фразеологизмов (использовать их как можно больше).


Фразеологический словарь

Предлагаю вам свой рассказ:

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам, умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».


Словарь иностранных слов

Не желая отставать от фразеологического словаря, придумывает предложения, в которых использует много заимствованных слов, например:

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».


Учитель. Но мы отвлеклись. Ведь в начале нашего заседания главным словом мы выбрали слово правда. Почти все словари уже высказались по этому поводу. А почему молчит Орфографический словарь?


Орфографический словарь

Перефразируя народную пословицу «Правдивое слово не требует поручителя», скажу: «Слово правда не требует справки в орфографическом словаре»: оно пишется так, как слышится. А вот многие родственники (однокоренные слова) слова правда содержат в своем составе орфограммы. Назовите такие слова, вспомните их правописание.


Вторая часть урока – работа со словарями

Словари используются как справочные пособия. При достаточном количестве словарей они должны быть у каждого ученика или на каждой парте. Если учитель может принести на урок всего один экземпляр словаря, справки дает справочное бюро, обязанности которого ученики выполняют по очереди. Задания даются в игровой форме. Можно организовать соревнование по рядам (или создать команды). Это оживляет работу, повышает интерес к ней. Можно брать не все задания, а только те, которые по силам вашим ученикам.


1.  Игра «Справочное бюро».

Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

Колорит, компонент, комфорт, компромисс («составная часть чего-либо»).

Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности»).

Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция («объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей»).


2.  Игра «Следствие ведут знатоки».

Определи, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.

«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, несовпадающий с прямым и верным» (Б. Слуцкий).


3.  Игра «Эрудит».

Раскрой значения выделенных слов.

Как музыка, звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. 


4.  Игра «Эстафета».

Напиши правильно.

Стюарде…а, гри…аса, инте…генция, а…ликация, су…огат, га…рея, а…улировать, ко…ерсант, а…алогия, ветер…нар, м…лиорация.


5.  Игра «Диктор».

Расставь ударения, произнеси правильно.

Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.

6.  Игра «Кто больше?»

Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться, есть.

Примечание: в процессе игр предполагается работа с разными словарями, т. к. используется много незнакомых для учеников слов



IV. Сообщение домашнего задания. 2 минуты

К.Паустовский писал: «Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных».



* Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору учащихся). Например:

Лесные-гриб,мох,ель,холм
Полевые-ромашка,трава,клевер,бабочки
Снежные-снег,мороз,сугроб,снеговик



V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения?

- Оцените свою деятельность на уроке.



VI. Рефлексия. Заполнение таблицы

Обобщение материала оформляется в тетрадях учащихся в виде таблицы, которая заполняется по мере ответа на вопросы ведущего

Как словари помогают нам говорить и писать правильно и выразительно

Вид словаря

Основные функции

Толковый

Помогает понять лексическое значение слова

Орфографический

Помогает правильно писать слово

Словари: этимологический и иностранных слов

Помогает определить происхождение слова, понять его «природу».

Словообразовательный

Помогает правильно выделить морфемы слова, понять, как оно образовано.

Словари антонимов, синонимов, омонимов, фразеологизмов.

Помогают сделать речь богаче, образнее и выразительнее.


Регулятивные УУД

1.Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии

оценки своей работы.


Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

2.Пользоваться изучающим видом чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст).

4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.Осуществлять анализ и синтез.

6.Устанавливать причинно-следственные связи.

7.Строить рассуждение.


Коммуниктивные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулироать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения.

8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.


Личностные УУД

1.Ответственно относиться к учебе

2.Быть готовым к самообразованию

3.Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. 4.Совершенствовать собственную речь в процессе наблюдения за языковыми явлениями.


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 6 классе по теме "Словари"

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Презентация к уроку русский язык по теме "Знакомство с различными видами лингвистических словарей" УМК "Перспектива" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_russkii_iazyk_po_teme_znakomstvo_s_razlichnymi_vidami_ling"
    ["file_id"] => string(6) "487814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1543317834"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445702276"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок русского языка по теме "Способы объяснения лексического значения слова" в 5 классе с использованием ЭОР иЦОР "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sposoby-obiasnieniia-lieksichieskogho-znachieniia-slova-v-5-klassie-s-ispol-zovaniiem-eor-itsor"
    ["file_id"] => string(6) "204102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429610030"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykapotiemiebolshaiabukvavimienakhsobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "286993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454423518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства