Этап самоопределения к деятельности | 5 мин | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Рада всех видеть. Присаживайтесь! - А кто мне расскажет, правила поведения на уроке? Вы все правы, но давайте выделим три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока: - Слышать и слушать учителя; - Не перебивать говорящего; - Отвечать только по поднятой руке; ИНСТРУКЦИЯ ПО СИСТЕМЕ САМООЦЕНИВАНИЯ У вас на партах лежат листочки. Сегодня, на протяжении всего урока, мы будем выполнять различные задания, а вы будете оценивать себя по следующим критериям: 1.Знание 2.Понимание 3.Применение 4. Скорость После выполнения задания, в таблице, напротив каждого критерия вы ставите «+» или «-». | - Приветствуют учителя. - Называют известные им правила поведения на уроке. - Воспринимают информацию | Р – взаимодейст- воватьсо взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. |
Актуализация знаний и мотивация Словесный (подводящий диалог) | 2 мин | Индивидуальная и фронтальная формы работы. Словарная работа. - Запишем число и классная работа. А теперь у нас минутка чистописания. Слайд1 - Какое дерево является символом России? Слайд 2 Что вы о правописании этого слова? - К слову берёза подберите и запишите однокоренные слова (берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька) - С помощью каких слов мы можем описать берёзу, запишите ( белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская) - Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить о прилагательном) -Что такое прилагательное? Как изменяется? Каким членом предложения бывает? - Какие стихи о берёзе вы знаете? - Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока: Слайд 3 Улыбнулись сонн... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки, И горят серебрян... росы. | | КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; Умение воспроизводить необходимую информацию |
Постановка учебной задачи Формулирование темы и цели на экране | 3 мин | - Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? –Что будем изучать? Почему так решили? – Как определили, что это прилагательное во множественном числе? - Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке? (Со значениемправописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.) Слайды 4 и 5 - А какой план достижения цели мы с вами составим ? - Молодцы. | - «Прилагательные в форме множественного числа» - В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.) - По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе - 1. Узнать, как меняются окончания прилагательных при склонении. | РУУД: Умение принимать заданную цель; формулировать цели и задачи деятельности; |
Открытие нового знания Анализ языкового материала Частичный морфемный анализ Учебныйдиалог | 15 мин | 1. Наблюдение над склонением прилагательных во множественном числе Работа в группах .Слайд 6 1группа Склонение прилагательных во множественном числе. Падеж | Множественное число | И.п. | какие? голу [б]... , си [нʼ]… (шары, облака, юбки) | Р.п. | каких? голу [б]… , си [н’]… (шаров, облаков, юбок) | Д.п. | каким? голу [б]… , си [н’]… (шарам, облакам, юбкам) | В.п. | какие? голу [б]… , си [н’]… (шары, облака, юбки); каких? голу [б]… , си [н’]… (китов, синиц) | Т.п. | какими? голу [б]… , си [н’]… (шарами, облаками, юбками) | П.п. | каких? голу[б]… , си[н’]… (о шарах, об облаках, о юбках) | Задания: 1.Вставь пропущенные окончания у прилагательных во множественном числе. 2. Ответь на вопросы. Можно ли сказать, что у прилагательных во мн. ч., во всех падежах (кроме одного) два варианта? А почему их два? Сделай вывод: У прилагательных, стоящих во множественном числе во всех падежах ( кроме … п.) два варианта окончаний, потому что… 2группа Склонение прилагательных во множественном числе. Падеж | Множественное число | И.п. | какие? голу [б]... , си [нʼ]… (шары, облака, юбки) | Р.п. | каких? голу [б]… , си [н’]… (шаров, облаков, юбок) | Д.п. | каким? голу [б]… , си [н’]… (шарам, облакам, юбкам) | В.п. | какие? голу [б]… , си [н’]… (шары, облака, юбки); каких? голу [б]… , си [н’]… (китов, синиц) | Т.п. | какими? голу [б]… , си [н’]… (шарами, облаками, юбками) | П.п. | каких? голу[б]… , си[н’]… (о шарах, об облаках, о юбках) | Задания: 1. Вставь пропущенные окончания у прилагательных во множественном числе. 2. В каком падеже у прилагательных четыре варианта окончаний? А почему их четыре ? (Обрати внимание на одушевленность и неодушевленность существительных) Сделай вывод: У прилагательных в … падеже четыре варианта окончаний, потому что прилагательные, которые относятся к ……………………... существительным отвечают на вопрос какие? А прилагательные, которые относятся к …………………………… существительным отвечают на вопрос каких? 3 группа Склонение прилагательных во множественном числе. Падеж | Множественное число | И.п. | какие? голу [б]... , си [нʼ]… (шары, облака, юбки) | Р.п. | каких? голу [б]… , си [н’]… (шаров, облаков, юбок) | Д.п. | каким? голу [б]… , си [н’]… (шарам, облакам, юбкам) | В.п. | какие? голу [б]… , си [н’]… (шары, облака, юбки); каких? голу [б]… , си [н’]… (китов, синиц) | Т.п. | какими? голу [б]… , си [н’]… (шарами, облаками, юбками) | П.п. | каких? голу[б]… , си[н’]… (о шарах, об облаках, о юбках) | Задания: 1. Вставь пропущенные окончания у прилагательных во множественном числе. 2. В каких падежах у прилагательных окончания одинаковые? Сделай вывод: У прилагательных в … и … падежах ; в … и … и … падежах Единственное число | Множественное число | какой? голуб…, син… шар … р. какая? голуб…, син… юбка … р. какое? голуб…, син… облако …р. | какие? голуб…., син… шары какие? голуб…, син… юбки какие? голуб…, син… облака | окончания одинаковые. 4группа Задания: Вставь пропущенные окончания у прилагательных в единственном и во множественном числе. В единственном числе определи род. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам? Сделай вывод: Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются. Слайд7 | | |
VII.Включение в систему знаний Практический, конструктивный: | 5 мин | Вывод. - Как определить падеж прилагательных во мн. числе? ( по падежу имени существительного) - Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе? - Как в шутливой форме можно сформулировать это правило? (Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.) Домашнее задание: стр.75-77, №82,83(т) | - Записывают дз. | Р – взаимодейст- воватьсо взрослыми и сверстниками в учебной деятельности |
V.Рефлексия деятельности Словесный: обобщение учителя | 3 мин | - В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе. Достигли мы поставленной цели? - Сегодня на уроке я узнал… - Мне было интересно…. - Выполнение каких задание вам давалось легко… -При выполнении каких заданий вы испытывали трудности - Спасибо за урок. До свидания! | Определяют уровень полученных знаний. Прощаются с учителем | Л-формирование основ оптимисти ческоговосприятия мира; |