Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе на тему "Слово о Независимости"»
Витковская Т.В.
СКО, Жамбылский район
Казанская СШ
Р усский язык, 11 класс естественно-математического направления.
Тема урока: Н.А. Назарбаев «Слово о Независимости».
Цель урока: изучить статью Н.А. Назарбаева «Слово о Независимости».
Задачи:
совершенствовать навыки лингвистического анализа текста публицистического стиля речи, навыков изучающего чтения текста;
развивать память, мышление, речь учащихся;
воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: текст «Слово о Независимости» в учебнике: Ф.Г. Брулёва. Русский язык, 11 класс ЕМН) для комплексного анализа, толковый словарь, компьютерная презентация по теме урока.
Ход урока.
I. Психологический настрой. Предлагает послушать притчу «Всё в твоих руках».
Ребята, каждый человек свою судьбу строит сам, всё зависит от самого человека. Нельзя сдаваться при первой же неудаче, надо добиваться своей цели в жизни, хотя это может быть тяжело. Всё в наших руках! В наших руках то, каким будет этот урок.
Работать будем в группах, но сначала надо разделиться на группы с помощью рук.
Необходимо повторить правила работы в группе (на слайде).
«Золотые правила»:
1.Говорите по очереди, не перебивая друг друга.
2. Поднимите руку, если хотите высказаться.
3. Если то, что говорят, не совсем понятно, обязательно переспроси.
4. Следующий говорящий дополняет предыдущего (не повторяясь).
5. Приветствуется любое мнение.
6. Уважайте мнение других.
Предлагает выбрать роль: спикер, оценщик, оформитель, консультант (на бумаге). 2. Самопроверка домашнего задания по слайду.
Определите, какой темой связаны слова и словосочетания в словарной работе?
Предлагает выполнить разминку«Верите ли Вы, что…» (ДА, НЕТ) Карточки красного и зелёного цвета
1. Текст — это то, о чем или о ком в тексте говорится. Нет
2. Основные признаки текста: цельность, связность, завершённость. Да
3. Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Да
4. Микротекст – это тема. Нет
5. Тема – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Нет
6. Рассуждение – это смысловой тип речи, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Да
7. Каждому стилю соответствуют определенные языковые средства и жанры. Да
8. Смысловое единство текста обеспечивается абзацем. Нет
9. Для публицистического стиля характерными языковыми средствами являются риторические вопросы, побудительные и вопросительные предложения. Да
10. Сфера применения публицистического стиля – письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио. Да
- Какова тема разминки?
- Какова тема урока?
- Посмотрите видеоролик и скажите, как называется текст, который вам надо будет сегодня изучить.
Просмотр видеоролика.
- Как называется текст, который сегодня вы изучите?
А поможет вам успешно изучить текст Метод "5П"
1П – прочитайте текст быстро, но внимательно на стр. 226-227 в учебнике;
2П – пометьте мысленно самые важные места, разделите текст на абзацы;
3П – перескажите текст по абзацам в группе друг другу;
4П – придумайте и запишите вопрос по тексту, положите его в шкатулку;
5П – прочитайте текст повторно и как можно более полно ответьте на вопрос из шкатулки.
- Какова основная мысль текста?
- Выполните задания в группе:
Определите тему текста.
Определите стиль текста. Докажите. (для 1 группы)
Определите тип текста. Докажите. (для 2 группы)
Определите по толковому словарю значение слов:
Для 1 группы: суверенный, уникальный.
Для 2 группы: этнический, стратегия.
6. Выполните морфологический разбор слов:
Для 1 группы: объединяет.
Для 2 группы: выстрадана.
7. Выполните орфографический разбор слов:
Для 1 группы: объединяет, суверенный.
Для 2 группы: выстрадана, жизненная.
IV. Рефлексия.
В начале урока вы прослушали восточную притчу про мудреца. В каких словах заключается её основной смысл? (Всё в твоих руках).
Всё сегодня на уроке было в ваших руках, как и будущее нашей Родины. Об этом постоянно говорит наш мудрый президент.
Метод «5 пальцев». Возьмите ладошку и на каждом пальце напишите:
На большом – что было на уроке интересно.
На указательном – что важно и полезно.
На среднем – что было трудно.
На безымянном – поставь оценку.
На мизинце – чего на уроке вам не хватило.
На самой ладони напишите мысль из «Слова о Независимости», которую хотите взять в свой багаж знаний.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению-эссе «Моя Родина – Независимый Казахстан», «Горжусь тобой, моя Родина!» (тема на выбор).