1. Постановка проблемного вопроса У. - Какое слово у вас получилось? Д. - Это слово "лексика". (На доске у учителя карточка со словом "лексика"). У.- Что означает это слово? Д. - (ответы детей) У. - Какой вопрос возникает? (Вопрос учащихся фиксируется на доске) 2. Введение нового понятия Посмотрите на ваших столах лежат карточки на которых вы найдете информацию о том, что такое лексика. (Дети читают и отвечают на вопрос.) У. - Что вы узнали из прочитанного? Д. - Что новый раздел называется "лексика". - В этом разделе изучают слово и его значение. - Мы узнаем историю появления слов в нашем языке. - Мы узнаем, какие слова называются устаревшими и новыми. У. - Ребята! Я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру. Игра так и называется "Лабиринт". (У детей на партах лежат карточки жёлтого цвета. На карточках нарисованы запутанные дорожки .) У. - У вас на партах лежат конверты с карточками жёлтого цвета. Возьмите их . Внимательно рассмотрите рисунок. У. - Выполните задание: проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву. (Дети выполняют задание). У. - Какое слово получилось? Д. - Получилось слово "Слово". У.- Значит о чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Какова тема урока? Д. - Разговор пойдёт о слове. У. - Тема сегодняшнего урока "Слово и его значение". (На доске вывешивается плакат с темой урока) Критерии: 1. Учащиеся анализируют прочитанный текст. 2. Отвечают на вопросы по тексту. Откройте тетради запишите число, классная работа. Терминологический диктант Учреждение, в котором обучаются ученики. школа Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и отметок учителей. дневник Длинная коробочка для ручек, карандашей. пенал Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Ученическая, общая тетрадь руководитель школы директор Физкультминутка Первичное закрепление У. - Совсем недавно в школе проходила олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов. У. - Послушайте, что получилось. Ложка - то, чем едят суп. Садовод - дядя, который водит детей в садик. Зима - время года, когда идёт снег. Перчатки - то, что делает еду острой. У. - Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди? Д. - Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки. У. - А какое объяснение значения данных слов дали бы вы? Д. - Садовод - специалист по садоводству, человек, который разводит сады. Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности. У. - Почему ошибся Федя? Д. - Федя не знал значение этих слов. У. - А где можно уточнить значение слов? Д. - Значение слов можно уточнить в толковом словаре Ожигова. (Учитель демонстрирует Толковый словарь детям). У. - Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём? Д. - Какой он формы? - Из чего он сделан? -Для чего нужен этот предмет? У. - Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова. АЛГОРИТМ РАССКАЗА О ПРЕДМЕТЕ: | (Алгоритм рассказа о предмете вывешивается на доску) У. - Этот алгоритм пригодится вам в дальнейшей работе. Самостоятельная работа в группах У. - Предлагаю закрепить полученные знания. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который: - прочитает задание для группы; - определит, кто из участников группы представит отчёт ; - поднимет сигнал о выполнении работы в группе. У. - Внимание, группы! Вам нужно: 1. Взять файл с заданием на парте. 2. Прочитать задание. 3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно). 4. Вывесить выполненное задание на доску. 5. Капитану поднять сигнал об окончании работы. Задание Вам дана таблица. Задание: 1.Соедините значение и слово. 2. Для этого из группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице. 4. Впишите слово рядом с его значением. 5. Прочитайте, что у вас получилось. 6. Сформулируйте вывод. 7. Вывесите результат работы на доску. 8. Устно приготовьте отчёт по плану. | Таблица: Начинающий стареть, немолодой - (какой?)... | | Любящий трудиться, усердный - (какой?)... . | | Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях - (что делать?)... | | Перевёртываться через голову - (что делать?)... | | Карточки со словами пожилой | ленивый | кувыркаться | прыгать | баловаться | трудолюбивый | жизнерадостный | угрюмый | гостить | План отчёта группы 1. Наша группа соединила карточки со словами с их лексическим значением. 2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов). 3. Мы сформулировали вывод: По значению можно________________________________. | Задание № 2 Составить лексическое значение слова по алгоритму: Кран Лук Ручка Ключ Лист Критерии: Учащиеся смогут определить слово по его значению. Лидеры групп справятся с поставленными перед ними задачами. Учащиеся могут дать лексическое определение слова по алгоритму. Оценивание: Большой палец. Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 120. Упражнение 263. Повторение материала по теме синонимы и антонимы. |