kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Слово и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для учащихся 3 класса. Урок разработан в рамках программы обновления среднего образования Республики Казахстан. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Слово и его значение"»

План урока

Предмет

Русский язык

Школа:

Дата


ФИО учителя: Абдильдинова Л.А.

Класс

3 «Д»

Кол-во присут:

Кол-во отсутст:


Тема: « Слово и его значение» повторение


Цели обучения

способствовать созданию условий для формирования понятия "лексическое значение слова".

  • Закрепить знания раздела курса - лексика;

  • повторить схематическое обозначение слова;

ввести понятие «лексическое значение слова»

Цели урока

Все учащиеся смогут

  • Отличать слова от буквосочетаний.

  • Использовать толковый словарь.

Большинство учащихся смогут

  • Пояснять значение слов, своими словами.

  • Определять слова по их лексическому значению.

Некоторые учащихся смогут

  • Записывать правильно незнакомые слова.

  • Использовать в речи новые слова.

  • Анализировать незнакомые слова.

Языковая цель

Учащиеся могут соблюдать грамматические нормы без использования терминов , правильно писать незнакомые слова, используя словарь.


Ключевые слова:

Слово, лексическое значение, толковый словарь.

Предыдущее обучение

Фонетика повторение.

План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало

Психологический настрой:

Повернитесь к соседу, поочерёдно касаясь одноимёнными пальцами правой руки, пожелайте друг другу на сегодняшний урок следующее:

1. Соприкасаясь большими пальцами скажи:

- Желаю тебе....

2. ( соприкасаясь указательными пальцами)

- Успеха

3. ( соприкасаясь средними пальцами)

- большого..

4. ( соприкасаясь безымянными пальцами)

- во всём

5( соприкасаясь мизинцами)

- и везде

6. ( прикосновение всей ладони)

Привет!



Постановка темы и целей урока

(Письмо детям от Акошиба)

Д. - У меня на парте письмо от Акошиба.

У. - Хотите прочитать это письмо?

- Кто желает его прочитать?

(Дети вскрывают письмо и читают задание.)

Здравствуйте, дорогие ребята!

     Сегодня на  уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.

Успехов вам! Ваш Акошиб.

Задание для вас:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

 (В конверте лежат карточки с заданием, на белом фоне для каждой группы).

Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на местах.

Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 


Критерии:

1. Учащиеся находят лишние буквы.

2. Работают в группе.

Оценивание: Большой палец.



Энерджайзер

" Пальцы рук»





























Письмо в конверте















Таблицы для каждой группы























































Середина



1. Постановка проблемного вопроса

У. - Какое слово у вас получилось?

Д. - Это слово "лексика".

(На доске у учителя карточка со словом "лексика").

ЛЕКСИКА

У.-  Что означает это слово?

Д. - (ответы детей)

У. - Какой вопрос возникает?

 Что такое лексика?

(Вопрос учащихся фиксируется на доске)

2. Введение нового понятия

Посмотрите на ваших столах лежат карточки на которых вы найдете информацию о том, что такое лексика.

(Дети читают и отвечают на вопрос.)

У. - Что вы узнали из прочитанного?

Д. - Что новый раздел называется "лексика".

     - В этом разделе изучают слово и его значение.

     - Мы узнаем историю появления слов в нашем языке.

     - Мы узнаем, какие слова называются устаревшими и новыми.

У. - Ребята! Я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру. Игра так и называется "Лабиринт".

(У детей  на партах лежат карточки жёлтого цвета. На карточках нарисованы запутанные дорожки .)

У. -  У вас на партах лежат конверты с карточками жёлтого цвета. Возьмите их . Внимательно рассмотрите рисунок.

У. - Выполните задание: проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву.

(Дети выполняют задание).

У. - Какое слово получилось?

Д. - Получилось слово "Слово".

У.- Значит о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

    - Какова тема урока?

Д. - Разговор пойдёт о слове.

У. - Тема сегодняшнего урока "Слово и его значение".

(На доске вывешивается плакат с темой урока)

Слово и его значение.

Критерии:

1. Учащиеся анализируют прочитанный текст.

2. Отвечают на вопросы по тексту.

Откройте тетради запишите число, классная работа.

Терминологический диктант

Учреждение, в котором обучаются ученики.                                                 школа

Ученическая тетрадь для записи заданных уроков  и отметок учителей.                    дневник

Длинная коробочка для ручек, карандашей.                                                   пенал

Сшитые листы чистой бумаги в обложке. Ученическая, общая                                 тетрадь

руководитель школы                                   директор



Физкультминутка



Первичное закрепление

У. - Совсем недавно в школе проходила  олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов.

У. - Послушайте, что получилось.

Ложка - то, чем едят суп.

Садовод - дядя, который водит детей в садик.

Зима - время года, когда идёт снег.

Перчатки - то, что делает еду острой.

У. - Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди?

Д. - Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.

У. - А какое объяснение значения данных слов дали бы вы?

Д. -

Садовод -  специалист по садоводству, человек, который разводит сады.

Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности.

У. - Почему ошибся Федя?

Д. - Федя не знал значение этих слов.

У. - А где можно уточнить значение слов?

Д. - Значение слов можно уточнить в толковом словаре  Ожигова.

(Учитель демонстрирует Толковый словарь детям).

У. - Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём?

Д. - Какой он формы?

     - Из чего он сделан?

     -Для чего нужен этот предмет?

У. - Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.

АЛГОРИТМ РАССКАЗА О ПРЕДМЕТЕ:

(Алгоритм рассказа о предмете вывешивается на доску)

У. - Этот алгоритм  пригодится вам в дальнейшей работе.



Самостоятельная работа в группах

У.  - Предлагаю закрепить полученные знания.

Для этого организуем работу в группах.

В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:

- прочитает задание для группы;

- определит, кто из участников группы представит отчёт ;

- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.

У. - Внимание,  группы! Вам нужно:

1. Взять файл с заданием на парте.

2. Прочитать задание.

3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).

4. Вывесить выполненное задание на доску.

5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

                                                                                                                     

Задание

Вам дана таблица.

Задание:

1.Соедините значение и слово.

2. Для этого из  группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.

4. Впишите слово рядом с его значением.

5. Прочитайте, что у вас получилось.

6. Сформулируйте вывод.

7. Вывесите результат работы на доску.

8. Устно приготовьте отчёт по плану.

Таблица:

Начинающий стареть, 
немолодой - (какой?)...

                         

Любящий трудиться, 
усердный - (какой?)...  .

                         

Жить некоторое время у 
кого-нибудь в гостях - 
(что делать?)... 

                         

Перевёртываться через 
голову - (что делать?)...

                         

Карточки со словами

пожилой

ленивый

кувыркаться

прыгать

баловаться

трудолюбивый

жизнерадостный

угрюмый

гостить


План отчёта группы

1. Наша группа соединила карточки со словами

 с их лексическим значением.

2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).

3. Мы сформулировали вывод:

По значению можно________________________________.


Задание № 2

Составить лексическое значение слова по алгоритму:

Кран

Лук

Ручка

Ключ

Лист


Критерии:

Учащиеся смогут определить слово по его значению.

Лидеры групп справятся с поставленными перед ними задачами.

Учащиеся могут дать лексическое определение слова по алгоритму.

Оценивание:

Большой палец.

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 120. Упражнение 263.

Повторение материала по теме синонимы и антонимы.




Слово лексика на доске











Вопрос Что такое лексика на доске





Карточки с текстом «Что такое лексика»















Карточки с лабиринтами.

























































Видеоролик

« Гаммимишки»



Карточка с пояснениями Феди.

.























Толковый словарь Ожигова.



















Алгоритм рассказа о предмете.





































Карточки с заданием.



Лист А4 с планом отчета.

















































Учебник Русский язык 3 класс часть 2 (Алматы кытап)

Конец урока

Рефлексия.

Оценивание.

Дерево затруднений. Кому было очень легко, прикрепите свой листочек на самую макушку дерева. Кто затруднялся с ответами, прикрепите свой листочек на серединку. И кому было сложно, прикрепите свой листочек на нижние ветки.

Дерево. Стикеры в виде листочков.

Домашнее задание.

Стр. 121 у. 265




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Задания для групп построены на основе дифференциации.

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

При проведении формативного оценивания посредством наблюдения учителя, оценивает умение учащихся находить слово по его значению. Пояснять значение слова своими словами.

Здоровье и соблюдение техники безопасности,

ИКТ компетентность

1. Смена видов деятельности, подвижные упражнения.

2.Соблюдение правил работы в группе.
3. ИКТ– раб. 5-6 мин.

Рефлексия по уроку

Составьте сами вопросы по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Вёлся ли контроль за временем, выдержаны ли все этапы урока?



Все ли учащиеся достигли цели обучения на уроке?





Дифференциация удачно была использована на уроке.






























Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

ЦО взяты из учебного плана, конкретные, реалистичные и достижимые.

При контроле за временем выдержаны все этапы урока.



Все учащиеся достигли цели обучения.



Использованная на уроке дифференциация показала эффективность ее использования.



Отступлений и изменений в плане не было.

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Все справились с индивидуальным заданием по карточкам



2: Знакомство с новым материалом.



Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: Не все учащиеся могут работать в группе.



Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?



Этот урок помог увидеть способных учащихся, которые при работе в группе заняли позицию лидера. А также учащихся с маленьким запасом слов, которые в основном повторяют мысли, услышанные от других ребят.









































Здравствуйте, дорогие ребята!

     Сегодня на  уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.

Успехов вам! Ваш Акошиб.





























































Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 


Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 


Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 


Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 





ЛЕКСИКА





 Что такое лексика?



Слово и его значение.





Слово – это основная значимая единица языка.

Лексика - это раздел науки о языке, который изучает значение слов.

Лексикология - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Лексическое значение – это то ,что обозначает слово.

Лексическое значение слова

Слово, имеющее несколько лексических значений, называется м н о г о з н а ч н ы м.

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется о д н о з н а ч н ы м.

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова(т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные слова (т.е. такие, которые взяты из других языков)

Устаревшие слова

Слова, вышедшие из активного, повседневнога упатребления, называются устаревшими: конка, городовой, дворецкий и др.

Новое слова

Новые слова, возникающее в языке, называются неологизмами.



Слово – это основная значимая единица языка.

Лексика - это раздел науки о языке, который изучает значение слов.

Лексикология - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Лексическое значение – это то ,что обозначает слово.

Лексическое значение слова

Слово, имеющее несколько лексических значений, называется м н о г о з н а ч н ы м.

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется о д н о з н а ч н ы м.

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова(т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные слова (т.е. такие, которые взяты из других языков)

Устаревшие слова

Слова, вышедшие из активного, повседневнога упатребления, называются устаревшими: конка, городовой, дворецкий и др.

Новое слова

Новые слова, возникающее в языке, называются неологизмами.



Слово – это основная значимая единица языка.

Лексика - это раздел науки о языке, который изучает значение слов.

Лексикология - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Лексическое значение – это то ,что обозначает слово.

Лексическое значение слова

Слово, имеющее несколько лексических значений, называется м н о г о з н а ч н ы м.

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется о д н о з н а ч н ы м.

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова(т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные слова (т.е. такие, которые взяты из других языков)

Устаревшие слова

Слова, вышедшие из активного, повседневнога упатребления, называются устаревшими: конка, городовой, дворецкий и др.

Новое слова

Новые слова, возникающее в языке, называются неологизмами.



АЛГОРИТМ РАССКАЗА О ПРЕДМЕТЕ:

- Какой он формы?

- Из чего он сделан?

-Для чего нужен этот предмет?









Задание

Вам дана таблица.

Задание:

1.Соедините значение и слово.

2. Для этого из  группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.

4. Впишите слово рядом с его значением.

5. Прочитайте, что у вас получилось.

6. Сформулируйте вывод.

7. Вывесите результат работы на доску.

8. Устно приготовьте отчёт по плану.



Начинающий стареть, 
немолодой - (какой?)...

                         

Любящий трудиться, 
усердный - (какой?)...  .

                         

Жить некоторое время у 
кого-нибудь в гостях - 
(что делать?)... 

                         

Перевёртываться через 
голову - (что делать?)...

                         



пожилой

ленивый

кувыркаться

прыгать

баловаться

трудолюбивый

жизнерадостный

угрюмый

гостить



План отчёта группы

1. Наша группа соединила карточки со словами

 с их лексическим значением.

2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).

3. Мы сформулировали вывод:

По значению можно________________________________.

Кран






Лук





Ручка





Ключ





Лист






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка "Слово и его значение"

Автор: Абдильдинова Линара Абдулхаевна

Дата: 18.10.2019

Номер свидетельства: 523159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку русского языка "Слово и его значение""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-slovo-i-iegho-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "248080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446657668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок русского языка "Слова с двойными согласными" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-russkogho-iazyka-slova-s-dvoinymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "239689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444839024"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока русского языка "Слово и его значение" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slovo-i-iegho-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "206415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430160975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок русского языка. Слово и его значение. "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-russkogho-iazyka-slovo-i-iegho-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "225727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439837634"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Словарная работа на уроках русского языка. "
    ["seo_title"] => string(45) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "109451"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404575644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства