Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Синонимы. Антонимы. Омонимы"»
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Синонимы, антонимы, омонимы.
Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).
Оно как белый пароход,
Над лесом в небесах плывёт.
У ветра на ладошке,
По синенькой дорожке. (Облако)
Седьмой день недели (воскресенье).
Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (овощи).
Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)
Сверка с эталоном, взаимопроверка.
– Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.
- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.
(Сверкает – 8 б, 9 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)
3. Самоопределение к деятельности
-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
- К какой части речи они относятся? (Глагол)
- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел. Враг - друг)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)
- Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)
4. Работа по учебнику.
Прочитайте сообщение Совёнка на стр. 86
- Что вы можете ответить Совёнку? (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)
- Сейчас мы с вами потренируемся в определении синонимов, антонимов и омонимов. (работа с доской)
- Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)
- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 122-123 нашего учебника.
5. Физминутка
Игра «Топайте - хлопайте»
- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.
- Для следующего задания нужно работать дружно и слаженно. Работа в парах Упр. 139.
- При выполнении этого задания можно воспользоваться словариком синонимов в конце учебника.
- Для чего могут использоваться синонимы в речи?
Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.
- Для следующего задания нам понадобится слаженная работа всей команды. Работа в группе.
Я раздаю карточки с заданиями, время для выполнения работы 2 минуты. Посмотрим кто из вас справится дружнее. После истечения времени выполненные работы прикрепить на доске. (Взаимопроверка).
Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)