kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе составлен в соответствии с ФГОС. Урок предназначен для обобщения и повторения знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Синонимы. Антонимы. Омонимы"»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы.

Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Формируемые УУД:

Познавательные: освоение базовых предметных понятий;

Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью словарей;

Развивающие: способность к рефлексии собственной деятельности;

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, презентация, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!

  1. Актуализация знаний учащихся.

Словарная работа:

- Замените одним словом:

  • Сияет ярким, искристым, прерывистым светом (Сверкает).

  • Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).

  • Оно как белый пароход,

Над лесом в небесах плывёт.

У ветра на ладошке,

По синенькой дорожке. (Облако)

  • Седьмой день недели (воскресенье).

  • Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (овощи).

  • Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)

Сверка с эталоном, взаимопроверка.

– Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.

- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.

(Сверкает – 8 б, 9 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)

3. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? (Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг - друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

4. Работа по учебнику.

Прочитайте сообщение Совёнка на стр. 86

- Что вы можете ответить Совёнку? (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)

- Сейчас мы с вами потренируемся в определении синонимов, антонимов и омонимов. (работа с доской)

- Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)

- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 122-123 нашего учебника.

5. Физминутка

Игра «Топайте - хлопайте»

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.

Весёлый - радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить.

- Для следующего задания нужно работать дружно и слаженно. Работа в парах Упр. 139.

- При выполнении этого задания можно воспользоваться словариком синонимов в конце учебника.

- Для чего могут использоваться синонимы в речи?

Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

- Для следующего задания нам понадобится слаженная работа всей команды. Работа в группе.

Я раздаю карточки с заданиями, время для выполнения работы 2 минуты. Посмотрим кто из вас справится дружнее. После истечения времени выполненные работы прикрепить на доске. (Взаимопроверка).

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)

Далёкий-…, горький-…,горячий-…, хороший-…,злой-…, скупой-…,высокий-…,худой-…, маленький-…,жёсткий-…, тяжёлый-…, сильный-…,младший-…,тихий-…,чистый-… .



6. Рефлексия.

Графический диктант (предложения дублированы на презентации)

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с - синонимы, а - антонимы, о - омонимы.)

Жди горе от моря, а беды от воды. (с)

Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (а)

Солнце на ели, а мы еще не ели. (о)

Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник. (с)

В глаза хвалит, а за глаза бранит. (а)

- Коллективная проверка.

- Оцените свою работу на уроке.

- Поделитесь своими впечатлениями на уроке.

- Что повторили на уроке?

- Достигли мы с вами цели которую ставили в начале урока?

- С какими чувствами уходите с урока?

Домашнее задание: стр. 88 – одно задание на выбор.

















Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)

далёкий-…

горький-…

горячий-…

хороший-…

злой-…

высокий-…

худой-…

маленький-…

верхний-…

тяжёлый-…

сильный-…

младший-…

тихий-…

чистый-…
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Синонимы. Антонимы. Омонимы"

Автор: Макарова Ирина Олеговна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – игра «В мире лексики» (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-urok-ighra-v-mirie-lieksiki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414157899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства