kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка " Правила написания разделительных Ь и Ъ. Роли Ь". 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдение за позицией написания разделительных ь и ъ знаков. Открытие правила правописания разделительных ь и ъ знаков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Правила написания разделительных Ь и Ъ. Роли Ь". 2 класс»

Урок составила Журавлева Марина Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 6»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики


Тема: Правила написания разделительных Ь и Ъ. Роли Ь.

Цель урока: Найти общее в правилах правописания разделительных Ь и Ъ и их различие

Задачи урока:

1.Наблюдение за позицией написания разделительных ь и ъ знаков.

2. Открытие правила правописания разделительных ь и ъ знаков.

3. Активизация понятий: состав слова (умение выделять приставку и корень), родственные слова, чередующиеся согласные в корне.

Тип урока: комбинированный

Формирование универсальных учебных действий:

познавательные:

- наблюдать за позицией написания Ъ и Ь;

- повторить понятия словообразования: состав слова, родственные слова;

- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;

- представлять информацию в виде таблицы;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в группе.

регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Методы и приёмы, используемые на уроке: 

наблюдение, сравнение, анализ.

Техническое обеспечение урока: мультимедийная установка; авторская презентация. Оборудование: Словарь С.И. Ожегова; учебник «Русский язык» для 2-го класса (авт. Н.В. Нечаева); карточки для групповой работы; карточки для работы в парах, памятка правописания разделительных Ь и Ъ.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Минутка чистописания: росчерки - не и палочка с закруглением вверху

  3. Словарная работа:

нельзя (поставить ударение, выделить безударную гласную)

Работа над лексическим значением слова:

  1. По газонам ходить нельзя.

Не разрешено, запрещается, не следует.

  1. Нельзя ли потише?

Выражение просьбы, пожелания, требования.

  1. Сделано как нельзя лучше – лучше уже невозможно.

Сделано как нельзя хуже – хуже уже невозможно.

  1. Как нельзя кстати – очень своевременно.

  1. Подведение к открытию правила правописания Ь и Ъ знаков.

- Прочитайте текст.

- Что должен знать автор, чтобы написать поэтический текст? (Рифму - созвучие слов в строчках.)

Самостоятельная работа учащихся.

- Вставьте подходящие слова (устно).


толк Говорит барану ________:

друзья - Ну какой от дружбы _________?

нельзя Если мы с тобой _________,

волк Значит, съесть тебя _________!


- Кто не смог подобрать слова? Кто хочет прочитать свой вариант?

Проверка:

Говорит барану волк:

- Ну, какой от дружбы толк?

Если мы с тобой друзья,

Значит, съесть тебя нельзя!

- Почему же не могут дружить волк и баран? Каким должен быть друг?

- Назовите рифмующиеся слова (волк – толк, друзья – нельзя).

- Кто помнит, какая это рифма? (парная, рифмуются строчки 1 со 2, 3 с 4).

На доске слова: нельзя, друзья

- Какую орфограмму вы заметили? (мягкий знак)

- Подумайте, одинаковая ли роль ь в этих словах? (нет)

В слове друзья – мягкий знак разделяет согласный и гласный (произносят слово), а в слове нельзя он указывает на мягкость согласного звука (произносят)


- Определим, в какой части слова находится Ь в этих словах.

- В слове нельзя какой корень? (Слово не меняется, нельзя сказать нельзю, нельзе, льзя…)

- А раньше говорили: льзя, что означало «можно». Теперь так не говорят. Слово образовалось при помощи частицы не. Значит, в этом слове Ь находится в корне.


- Подберите однокоренные слова к слову друзья.

Устно: друг, подруга, дружный, дружба. Выделяют корень.

- Что мы с вами наблюдаем? (Чередование звуков г//ж, г//з в корне слов)

Ь находится в корне слова.

- Какие звуки обозначает буква Я в слове друзья, которая стоит после разделительного Ь?

Вывод:

- Когда же пишется разделительный Ь? (После согласного перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я, которые обозначают два звука: согласный [Й'] и гласный звук)


Схема


Стихотворение:

Знак мягкий разделительный

Скромный и стеснительный.

Он в классе как мальчишка

С короткой модной стрижкой.

Запомните! Проще простого!

Пишите его в корне слова.

Пишите его без опаски,

Но только лишь после согласной

И перед гласными, друзья:

Е, Ё, а также И, Ю, Я!


- Какое правило русского языка нам надо знать, чтобы написать слово съест?

- Здесь появляется Ъ. Выделим приставку и корень слова.

- Он пишется после приставки на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я, которые тоже произносятся со звуком [Й'].


Схема


Стихотворение:

Знак твёрдый, разделительный

Строгий, рассудительный.

Он ходит в чёрном фраке

И кепке набекрень.

Противник всякой драки,

Молчит и ночь и день.

С приставкой на согласную

Он дружит с давних пор,

И перед ним лишь гласные

Стоят как на подбор.

Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.


Памятка

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Что мы сегодня учимся определять? (Когда пишется разделительный Ь, а когда - Ь).

- Что интересно будет узнать? (Что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ъ и чем они различаются?)

- Какие знания нам нужны для изучения этих правил? (Знания состава слова – умение определять приставку и корень слова)


V.Подведение к открытию общего и различия в правилах правописания Ь и Ъ знаков.

Групповая работа.

- Исследуйте слова, распределите их в две группы.

В…юга, под…езд, об…ём, сем…я, руж…ё, раз…езд.

- Обоснуйте предложенные варианты. (В одну группу поместили слова с разделительным Ь, во вторую группу – с разделительным Ъ).

Дети записывают в тетрадь, выделяют в словах приставку, корень.

вьюга подъезд

семья объём

ружьё разъезд


VI. Физкультминутка

VII. Работа по учебнику

Упражнение 120, стр. 60

Правило, стр. 60

а) когда пишется разделительный ь;

б) когда пишется разделительный ъ.


Итоговая рефлексия:

- Что ещё интересного хочется узнать о разделительных Ь и Ъ. (Сравним)

- Рядом с каждым утверждением поставьте знак + или – (согласие или несогласие)


Утверждения

Разделительный Ь

Разделительный Ъ


Разделяет согласный от гласного

+

+


Пишется после приставки, оканчивающейся на согласный

_

+

Пишется в корне слова после согласного


+

-

Пишется перед буквами е, ё, ю, я


+

+

Пишется перед буквой и


+

_

Сигнализирует о наличии в слове звука [й]

+

+


- Что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ъ знаков наблюдаете? (Они показывают, что согласный звук не сливается с гласным, пишутся после согласных перед буквами е, ё, ю, я).

-Что их различает? (Ь разделительный пишется в корне слова, а Ъ пишется после приставки на согласный)


Работа в парах (на листочках)

Прочитайте слова. Исправьте ошибки. В словах с Ъ выделите приставку.

Подехал, обьедки, заъиграть, обединение, братя, уъезжает, пёт.

Проверка:

Подъехал, объедки, заиграть, объединение, братья, уезжает, пьёт.


VIII. Итог урока:

- Какая учебная задача была поставлена? (Определить, что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ь знаков и что их различает.)

- Как действовали, решая задачу? (Вспомнили правила, когда пишутся разделительные Ъ и Ь. Наблюдали, выделяли корень слова, приставку.)

- Какие знания применяли? (Фонетику, знания состава слова)

- Что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ъ знаков? (разделительные Ь и Ъ знаки разделяют согласный от гласного, пишутся перед буквами Е, Ё, Ю, Я)

- Чем они различаются? (Ъ пишется после приставки на согласный, а Ь пишется в корне слова).

Продолжи фразы:

- Сегодня я узнал(а) …

- Было интересно…

- У меня получилось…


IХ. Домашнее задание:

Упражнение122, стр. 61

- Прочитайте, что бывает, когда не пишут Ь и Ъ знаки.

Дети читают цепочкой и комментируют, какие правила русского языка не соблюдены.



Использованная литература:

Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс». - Самара; издательство «Учебная литература». - Издательский дом «Фёдоров», 2007

Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара; издательство «Учебная литература». - Издательский дом «Фёдоров», 2009









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка " Правила написания разделительных Ь и Ъ. Роли Ь". 2 класс

Автор: Журавлева Марина Владимировна

Дата: 08.09.2020

Номер свидетельства: 557140

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок русского языка. Разделительные Ь и Ъ"
    ["seo_title"] => string(36) "urok_russkogo_iazyka_razdelitelnye_i"
    ["file_id"] => string(6) "557142"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1599581980"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный твёрдый знак" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-razdielitiel-nyi-tviordyi-znak-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414152463"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок русского языка по теме "Правописание слов с мягким знаком""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "311925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459265491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока русского языка для учащихся 2 класса "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-uchashchikhsia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421067772"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак (понятие)""
    ["seo_title"] => string(73) "urokrusskoghoiazykavo2klassiepotiemierazdielitielnyimiaghkiiznakponiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "326127"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463114552"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства