Изучение нового материала 4. Проверка домашней работы: .Осмысление | 20 мин. 3 мин. 3 мин. 5 мин. | Ребята,у нас в школе проходит Неделя русского языка.Какому событию посвящена Неделя? Переход к теме урока. 1) Прочитайте эпиграф урока:«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников». ( К.Д. Бальмонт) -Какие орфограммы пропущены? Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте ответ. - Проверка домашнего задания Что было задано на дом? (перевести на русский язык,сохраняя прямую речь) Цифровой диктант(определить предложения с прямой речью) 1.Ветер завыл; сделалась метель.2. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. 3.Все исчезло. 4.«Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»... 5.Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. 6.Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. 7.«Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. 8.«Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». -Кто автор и из какого произведения эти предложения? Графический диктант(составляют схемы предложений) 1.«Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» 2. «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»- вдруг он обратился к матушке. 3. Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали». - Чем осложнена прямая речь в этих предложениях? -Как передается прямая речь?( Прямая речь передается от имени того, кому принадлежит речь.) -Можно ли прямую речь передать от себя? -Как называется такая речь? -Прочитайте правило параграфа 32(стр.214 старый учебник) - Какая речь называется косвенной? (Косвенная речь передается от имени того, кто передает речь.)( Речь передается от имени того, кто ее произносит.) -Форму какого предложения имеет косвенная речь? -Какие случаи различаются при замене прямой речи косвенной? Ученики делятся на три группы, готовят проект презентацию:1 группа –Прямая речь- повествовательное предложение; 2 группа-побудительное предложение;3 группа- вопросительное Стратегия «Замени». Нужно заменить предложения с прямой речью на предложения с косвенной речью. Задание для всех. Работа в тетрадях. 3) Стратегия «Три пальмы» Выходят три учащихся. Учитель объясняет правила игры: Первый ученик задает вопрос, второй передает прямую речь, третий заменяет прямую речь косвенной. | Учащиеся читают домашнюю работу, объясняют знаки препинания Цифровой диктант: предложения с прямой речью 4,7,8 3.Стратегия «Замени». 1.Ямщик закричал барину,что беда,что буран. 2.Отец заметил Маше,что она бледна,что ее перепугали. 3.Вдруг он обратился к матушке Авдотье Васильевне, спрашивая сколько лет Петруше . 4.Савельич дергал его за руку, говоря,чтобы тот выходил. 4. Выполняют синтаксический разбор: Президент отметил, что внутренннее единство государства чрезвычайно важно при нынешней ситуации), морфологический разбор сущ.(языке), по составу (пронесли). «П,-а,-п!» «П?»-а. А: «П». 3)Стратегия «Три пальмы» Первый задает вопрос (Останешься ли ты в десятом классе?), второй должен озвучить прямую речь (Она сказала: «Останешься ли ты в десятом классе?»), третий учащийся переделает в прямую речь в косвенную (Она спросила о том, останусь ли я в десятом классе.) І Я хочу изучить английский язык. ІІ Алибек сказал: «Я хочу изучить английский язык.» ІІІ Алибек сказал, что хочет изучить английский язык. |
6. Рефлексия | 3 мин. | Рефлексия. -Что нового мы узнали на уроке? -Можно ли заменить прямую речь косвенной? -Какие получаются при этом предложения? Стратегия «Синквейн» Верно или неверно: 1.Он сказал, я ничего не могу обещать.(н) 2.Максим заметил, что это их с сестрой собака(в) 3.Вовочка попросил, что бабушка, принеси мне варенья.(н) 4.Полицейских спросили, смогут ли они поймать преступника.(в) | Учащиеся пишут пятистишие по стратегии «Синквейн» 1.Пушкин 2.великий,известный 3.Написал,сыграл,возвеличил 4.А.С.Пушкин- солнце русской поэзии. 5.поэт |