Урок русского языка 4 класс.
Тема. Повторение изученных орфограмм.
Работа над предложением и текстом.
Цели: - повторить словарные слова, изученные орфограммы,
- совершенствовать умения составлять из данных слов
предложения, определять тему составленных предложений,
делать синтаксический разбор предложения, полный и
краткий фонетический разбор слов с Ъ и Ь знаками,
- пополнять словарный запас учащихся, способствовать
развитию речи,
-воспитывать аккуратность, внимательность, любовь к
природе, наблюдательность .
Оборудование: индивидуальные таблицы по русск. яз.
конверты с заданиями (для мини-среза)
проектор
1. Словарная работа. ( Слайд )
Д..ректор, п..ссажир, б..гаж, г..р..зонт, в..кзал,
к..стрюля, б..седа, к..мандир.
- Прочтите слова. Что это за слова?
- Почему слова называются словарными?
- Давайте вставим пропущенные буквы.
- Составьте предложение используя не менее 3 слов из данных.
- Определите тему, к которой можно отнести предложения.
- Какие еще словарные слова можно отнести к данной теме?
Далее учитель вытирает слова с доски и предлагает детям записать их под диктовку, порядок слов при этом изменяется.
2. Орфографическая минутка.
- Какие еще орфограммы изучали?
Учитель повторяет с детьми все изученные орфограммы.
А) Работа у доски.
Зверек, повязка, вкусная, дрожал, полянка, кричат,
робкий, дуб, звездные.
- Назовите слова, которые являются именами существительными,
именами прилагательными, глаголами.
- Составьте предложение используя 5 слов из записанных.
- О каком времени года может идти речь? Докажите.
- А о каком зверьке?
Б) Повторение правописания Ъ и Ь (Слайд 2)
- Прочтите слова записанные на слайде.
- На какие две группы их можно разделить и при каком условии?
Льет, гостья, въезд, друзья, ночь, съемка, объявление,
подъемный, ночью.
Повторение правила написания Ъ и Ь.
Мини-срез. Ребята получают конверты с заданием. Необходимо вставить Ъ или Ь. Подобрать антоним к выделенному звёздочкой слову.
1 – вариант 2 – вариант
Колос..я Плат..е
С..ездить От..езд*
Коп..е С..емка
Обез..янка Ул..яна
Счаст..е* Под..ем*
Об..едки Нес..едобен
Жил..е П..ют
Варен..е Мурав..и
В..ехали* Раз..езд
В) Фонетический разбор слов с Ъ и Ь (краткий и полный)
- Что еще знаете о буквах Ъ и Ь?
- Как вы думаете какой вид работы будем выполнять?
Объявить – 3сл., 8б., 7зв. (коллективно)
Съежились - …………….(самостоятельно, перед работой выяснить
значение слова)
Съел -…………………….(полный фон. анализ, устно)
Г) Задание на смекалку «Отгадай слово» (Слайд 3)
1-й – согл., парный (Т*)
2-й - глас., ударный
3-й - согл., всегда мягкий (Д И Ч Ь)
- Сколько букв в этом слове?
- В каких случаях нужно писать Ь , а в каких нет?
- Значение слова. Работа с иллюстрациями. ( Лиса, дикий кабан, заяц, олень, лось, глухарь).
- Воспитательный момент об охране животного мира.
ИТОГ 1*30
1) Работа с предложением.
Сухую,к,резкий,траву,земле,пригнул,ветер
- Составить предложение из данных слов.
Запись с комментированием, синтаксический разбор предложения.
- О каком времени года повествует предложение? Почему?
- Замените слова со звездочками так, что бы речь шла о весне.
2) Мини – срез.
Составить предложение, сделать синтаксический разбор.
1- вариант
НАД, СОЛНЦЕ, НИЗКО, ГОРИЗОНТОМ, ПОДНИМАЛОСЬ
2-вариант
ДОРОЖКАМ, ПО, ЛЕГКО, ЛИСТЬЯ, НЕСУТСЯ
3) Работа с текстом (Слайд)
Деревья, крыши, ступеньки домов стали
белыми. Под утро выпал мягкий снег.
Ночью был легкий мороз.
- Прочтите текст.
- Что в тексте не так?
- Подумайте каков должен быть порядок предложений.
ЗАДАНИЕ : - списать, восстановив порядок предложений,
- подчеркнуть орфограммы,
- добавить к тексту свое предложение, которое будет
продолжением, используя картинки на доске, под-
черкнуть в нем орфограммы.
По окончании работы дети зачитывают предложения, которые составили сами.
ИТОГ УРОКА