содействовать формированию и развитию учебно – информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся.
проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе и его красоте.
систематизировать знания, умения обучающихся по теме, и применять полученные знания;
научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач.
выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью.
1.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
3.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
4.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.Использование знаково-символических средств, представления информации.
1.Активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.
2.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
1.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
2. Работать в паре и группе
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала
| - Посмотрите, что это? Мудрецы говорят: « Если вы хотите ответить на вопрос, исследуйте его». Хотите побывать в роли исследователей русского языка? - Кто такие исследователи? - Найдите в толковом словаре Ожегова. - Ребята 2 «Г» класса продолжают подниматься всё выше и выше по ступенькам в страну Знаний. Сегодня мы будем исследовать природу родного края. Наше путешествие пройдёт сегодня по Алагирскому (Ардонскому) ущелью. Начало нашего пути начнётся с того места, где берёт начало река Ардон. Спускаясь по течению реки Ардон, мы попадём к источникам лечебной воды. Конечная остановка наш родной город, где мы и подведём итоги. | - Вопросительный знак.
-Те, кто исследуют что-то новое. - Исследователь – это человек, занимающийся научной работой. | Фронтальная, индивидуальная
Организовать работу со словарем; развивать речь.
| П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Л:смыслообразование; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места |
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности | Чистописание Учитель комментирует виды соединения 1.Словарная работа 2. Самоопределение к деятельности 3. Целеполагание | - В 1995 году альпинисты нашей республики во главе с Хамицаевым покорили самую высокую вершину планеты – Эвеврест. А мы попробуем подняться на ледники главного Кавказского Хребта, где берёт своё начало река Ардон. Кто из вас там был? Вам понравилось? - Если мы постараемся на минутке чистописания, значит, мы на вершине ледника. - Нам предстоит вспомнить написание первой буквы алфавита. Назовите эту букву. - Дайте характеристику этой букве. - С этой буквой запишите соединения. Ар рд до он - Поэтапное соединение какого слова даны на доске? - Проговорите хором. - Почему слово написано с заглавной буквы?
-Как вы думаете написание каких имён мы будем сегодня закреплять? - Это и будет тема нашего урока. - Запишите слово один раз с проговариванием. Ардон - Давайте составим предложение со словом Ардон. Наш город Ардон очень красив! - Дайте характеристику предложению. - Запишите его в тетради. Все справились с заданием? Молодцы. - И так мы на вершине ледника главного Кавказского Хребта. Река Ардон протекает по территории Северо- Осетинского заповедника. Как же красива его природа! - Здесь встречаются сосны, берёзы, бук, граб, ели… И конечно же мы встретимся со многими животными этого заповедника. Это лисица, тур, медведь, кабан, заяц, зубр, барсук, воробей. Словарный диктант «Кто больше запомнил?» - Запишите только словарные слова. - Кто справился с заданием?
- Что общего у этих слов?
- Какой часть речи являются написанные слова?
- Можем ли мы некоторым из них дать клички? -Давайте вспомним клички из литературных произведений.
- Это всё имена собственные. Как вы их напишите?
Поставьте цель для себя. - А какая у меня цель? На уроке составим копилку собственных имён существительных, которая пригодится нам для дальнейших уроков. - Какое слово мы уже можем положить в копилку? Образуйте от слова лисица однокоренные слова. - Мы благополучно прошли лес. | - Это буква А. - Ардон - Ардон – это имя собственное. - Написание имён собственных. Воробей, берёза, заяц, лисица, медведь. Взаимная проверка - Это имена существительные. -Да. -Хваста, Патрикеевна, Михайло Иванович, Пудик. - С большой буквы. - Сегодня на уроке мы продолжим … отличать имена собственные от нарицательных попробуем … свои знания применить на практике. -Помочь нам. - Ардон -Лисонька, лисичка, лисий, лис. | Фронтальная, индивидуальная Работа в парах | Л: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия Р: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия К:ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно | Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией |
3. Усвоение новых знаний и способов действий | | Это — папа, Это — я, Это — улица моя. -Что вы понимаете под словом улица? - Улица – это лицо города. Чем она чище, тем краше город. Запишем словарное слово. Запомним его написание. - Закончите предложение: Наша школа находится на улице _____. - С какой буквы пишутся названия улиц? - Какое слово мы ещё можем положить в копилку? - Кто написал это стихотворение? - Что за слово Михалков? - Как пишутся фамилии людей? - Запишите в копилку каждый свою фамилию. Мы спускаемся вниз к альпийским лугам. Здесь мы отдохнём. Вдохните полной грудью этот чудесный свежий воздух. Как легко здесь дышится! Раз, два, Три, четыре. Три, четыре, Раз, два. Мы шагаем дружно в ряд – Второклассников отряд. Алины, Артемы, Мараты и Саши, Степа, Гриша, Таня и Даши, Дима, Ксюша, Эльмира, Карина, Родион, Арсений и Аделина. Присядут те, кого мы назвали, А остальные своё имя сказали. Запомните, что имена Пишутся с большой буквы всегда! Очень давно, люди стали нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т.е давали им названия. Например, место, где человек жил назвали дом, где собирал грибы и ягоды – лес. Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои собственные, только им принадлежащие имена. На доске карточки: Милана, Давид, Шарик, Владикавказ, Терек, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город. - Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Выберите из них название городу, реке, имя, кличку щенку. Остальные слова отнесите в последний столбик. имя город река кличка - Что это за слова? - Какие слова можно записать в копилку? | - Пролетарская, 83 -С заглавной - Пролетарская, название улицы. - С. Михалков - Это фамилия -С заглавной буквы -Это имена собственные. - Владикавказ, Терек. | Фронтальная, индивидуальная Дети выполняют движения под руководством учителя | К:формулировать понятные высказывания, используя термины П: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя Л: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. Р:проговаривать последовательность действий, планировать свои действия | Наблюдение учителя, устные ответы
Оценивать правильность выполнения заданий.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. | | - Учёные придумали специальные термины. Слова первых столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. - С какой буквы пишутся имена собственные? - Почему нарицательные назвали таким именем? -Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение. | -Они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. Вывод: имена и реки, клички, города Все с заглавной буквы пишутся всегда! | | | Наблюдение учителя, устные ответы |
5. Реализация построенного проекта. |
| -Закройте глаза. Поводите глазными яблоками по кругу. К доске пойдет Диана. Откройте глаза. -Можете ли выполнить мою просьбу? - Как называют людей с одинаковыми именами? - А в нашем классе есть тёзки? - Встаньте Миланы, Дианы, Ани, Сарматы. - Как же можно различить тезок? - Как называют людей с одинаковой фамилией, но не родственников? Как пишутся имена и фамилии людей? Запишите своё имя и фамилию в своих тетрадках. Дома поинтересуйтесь откуда произошла ваша фамилия. |
- Нет, не знаем фамилии -Людей, которые носят одинаковые имена, называют тёзками. Да
-По фамилиям -Однофамильцы
- С заглавной буквы | Можно построить работу фронтально | | |
6. Применение новых знаний | Работа по учебнику Работа в группах | И так мы путешествуем дальше! Вот мы у источников лечебной воды. По своим качествам в мире нет таких источников как у нас. Тиб, Зарамаг, Заманкул, Тамиск. Чтобы напиться из источника, необходимо выполнить упражнение Работа по учебнику, с. 86 – 87 Упр. 130 – по заданиям учебника Что нужно помнить при выполнении упражнения? Молодцы! Мы справились с заданием и напились вкуснейшей воды. - Запишите имена собственные сказочных героев. - Найдите ошибку - Есть ли женская пара у мужского имени Федор? - Где в жизни можно использовать эти знания? - Кот Матроскин, герой произведений Э. Успенского, утверждает, что Матроскин – это его фамилия. Вы согласны? - В сказках кота называют Кот Котофеич. А как звали его отца? Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. - Назовите имена и отчества ваших родителей. |
-Что имена собственные пишутся с большой буквы - Змей – это имя, Горыныч - отчество -Федора из произведения К. Чуковского -Подписываем тетрадь, пишем письмо, заполняем адресную книгу на телефоне, подписываем контрольные работы. -Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных – клички. Хотя в сказочных произведениях, где животные действуют как люди, у них могут быть имена, фамилии и даже отчества - Котофей | | Р:выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы К:формулировать понятные высказывания, используя термины; понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; уметь планировать учебное сотрудничество в группе Л:уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию | |
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | Работа по карточкам | – Готовы выполнить самостоятельную работу? - С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? – Прочитайте задание на карточке. – Выполните задания самостоятельно. – Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?». – Кто допустил ошибки при выполнении задания? – В чем причина? – Что нам поможет исправить ошибки? – Поднимите руки, у кого все верно. – Вы молодцы! | -Чтобы проверить себя, остались ли затруднения при написании имён собственных
-Эталон. | Индивидуальная работа | П: использование знаково-символических средств, выполнение действий по алгоритму, доказательство; Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Выполнение заданий |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | | И так, мы приблизились к концу нашего путешествия. Мы с вами в родном городе Ардон. Город расположен на Осетинской наклонной равнине, на левом берегу реки Ардон и его рукаве Таргайдон. Название реки происходит от слова «бешенная река». Какие слова можно записать в копилку? - Что в конце урока необходимо сделать? – В каком задании было общее затруднение? Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, спектаклей – это – Слова, которые называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества подобных – это - Собственные имена существительные пишутся? Продолжите предложение… Сегодня на уроке я узнал … научился писать… могу похвалить себя и одноклассников за …. – Достигли ли вы цели урока? – Вы очень старались на уроке, преодолевая трудности, стремились к знаниям. А поскольку у нас сегодня был необычный урок, а урок путешествие, я надеюсь вам было очень интересно – Над чем еще надо поработать? | - Таргайдон, Осетинская наклонная равнина - Подвести итог работы.
-Это имена существительные.
- Это имена существительные. - С большой буквы. | | Л: самооценка на основе критерия успешности. П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности. К: использование критериев для обоснования своего суждения | |
9. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Правило на стр. 87.. с. 88 упр. 140 – Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – красный лучик. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | | |