kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему: "Имена собственные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в форме путешествия по местам Малой Родины.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: "Имена собственные"»

Открытый урок по русскому языку

Обучающиеся 2 класса

Учитель: Лисовинова С. А.

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Имена собственные».


Образовательные: обобщить знания обучающихся, об употреблении большой буквы в именах собственных.




Развивающие:

развивать речь обучающихся, учить обобщать и доказывать;

содействовать формированию и развитию учебно – информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;

развивать умение объективно оценивать свои знания;

содействовать развитию коммуникативной культуры обучающихся.


Воспитательные:

воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;

воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;

проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;

прививать любовь и бережное отношение к родной природе и его красоте.


Планируемые результаты: обучающиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.


предметные:

развивать умение извлекать необходимую информацию из текстов;

систематизировать знания, умения обучающихся по теме, и применять полученные знания;

научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач.

метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью.

личностные:

мотивировать себя на изучение русского языка


Формируемые УУД:

Личностные:

1.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

2.Формирование чувства гордости за свою Малую Родину;

3.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.




Регулятивные:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.Использование знаково-символических средств, представления информации.



Познавательные:

1.Активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

2.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.



Коммуникативные:

1.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

2. Работать в паре и группе

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, презентация, компьютер.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.






















Организация и структура (сценарий) урока



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала





























- Посмотрите, что это?


Мудрецы говорят: « Если вы хотите ответить на вопрос, исследуйте его». Хотите побывать в роли исследователей русского языка?


- Кто такие исследователи?



- Найдите в толковом словаре Ожегова.


- Ребята 2 «Г» класса продолжают подниматься всё выше и выше по ступенькам в страну Знаний. Сегодня мы будем исследовать природу родного края.

Наше путешествие пройдёт сегодня по Алагирскому (Ардонскому) ущелью. Начало нашего пути начнётся с того места, где берёт начало река Ардон. Спускаясь по течению реки Ардон, мы попадём к источникам лечебной воды. Конечная остановка наш родной город, где мы и подведём итоги.










- Вопросительный знак.







-Те, кто исследуют что-то новое.

- Исследователь – это человек, занимающийся научной работой.



Фронтальная, индивидуальная







Организовать работу со словарем; развивать речь.

















































П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Л:смыслообразование;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.






























Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места

2.

Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности


Чистописание








Учитель комментирует виды соединения

















1.Словарная работа






2. Самоопределение к деятельности







3. Целеполагание
















- В 1995 году альпинисты нашей республики во главе с Хамицаевым покорили самую высокую вершину планеты – Эвеврест. А мы попробуем подняться на ледники главного Кавказского Хребта, где берёт своё начало река Ардон. Кто из вас там был? Вам понравилось?

- Если мы постараемся на минутке чистописания, значит, мы на вершине ледника.

- Нам предстоит вспомнить написание первой буквы алфавита. Назовите эту букву.

- Дайте характеристику этой букве.

- С этой буквой запишите соединения.

Ар рд до он

- Поэтапное соединение какого слова даны на доске?

- Проговорите хором.

- Почему слово написано с заглавной буквы?



-Как вы думаете написание каких имён мы будем сегодня закреплять?

- Это и будет тема нашего урока.

- Запишите слово один раз с проговариванием.

Ардон

- Давайте составим предложение со словом Ардон.

Наш город Ардон очень красив!

- Дайте характеристику предложению.

- Запишите его в тетради.

Все справились с заданием? Молодцы.

- И так мы на вершине ледника главного Кавказского Хребта. Река Ардон протекает по территории Северо- Осетинского заповедника. Как же красива его природа!

- Здесь встречаются сосны, берёзы, бук, граб, ели… И конечно же мы встретимся со многими животными этого заповедника.

Это лисица, тур, медведь, кабан, заяц, зубр, барсук, воробей.

Словарный диктант «Кто больше запомнил?»

- Запишите только словарные слова.

- Кто справился с заданием?



- Что общего у этих слов?



- Какой часть речи являются написанные слова?



- Можем ли мы некоторым из них дать клички?

-Давайте вспомним клички из литературных произведений.



- Это всё имена собственные. Как вы их напишите?





Поставьте цель для себя.









- А какая у меня цель?

На уроке составим копилку собственных имён существительных, которая пригодится нам для дальнейших уроков.

- Какое слово мы уже можем положить в копилку?

Образуйте от слова лисица однокоренные слова.



- Мы благополучно прошли лес.











- Это буква А.





- Ардон




- Ардон – это имя собственное.


- Написание имён собственных.
























Воробей, берёза, заяц, лисица, медведь.


Взаимная проверка



- Это имена существительные.




-Да.

-Хваста, Патрикеевна, Михайло Иванович, Пудик.


- С большой буквы.


- Сегодня на уроке мы продолжим …

отличать имена собственные от нарицательных

попробуем … свои знания применить на практике.


-Помочь нам.



- Ардон


-Лисонька, лисичка, лисий, лис.

Фронтальная, индивидуальная







































Работа в парах






Л: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия


Р: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия


К:ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно



Наблюдение учителя, устные ответы,

выполненные задания,

работа с учебной информацией

3. Усвоение новых знаний и способов действий



Это — папа,
Это — я,
Это — улица моя.

-Что вы понимаете под словом улица?

- Улица – это лицо города. Чем она чище, тем краше город.

Запишем словарное слово. Запомним его написание.

- Закончите предложение:

Наша школа находится на улице _____.

- С какой буквы пишутся названия улиц?

- Какое слово мы ещё можем положить в копилку?


- Кто написал это стихотворение?


- Что за слово Михалков?


- Как пишутся фамилии людей?

- Запишите в копилку каждый свою фамилию.

Мы спускаемся вниз к альпийским лугам. Здесь мы отдохнём. Вдохните полной грудью этот чудесный свежий воздух. Как легко здесь дышится!


Раз, два,

Три, четыре.

Три, четыре,

Раз, два.

Мы шагаем дружно в ряд –

Второклассников отряд.

Алины, Артемы, Мараты и Саши,

Степа, Гриша, Таня и Даши,

Дима, Ксюша, Эльмира, Карина,

Родион, Арсений и Аделина.

Присядут те, кого мы назвали,

А остальные своё имя сказали.

Запомните, что имена

Пишутся с большой буквы всегда!


Очень давно, люди стали нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т.е давали им названия.

Например, место, где человек жил назвали дом, где собирал грибы и ягоды – лес.

Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои собственные, только им принадлежащие имена.


На доске карточки: Милана, Давид, Шарик, Владикавказ, Терек, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город.

- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.

Выберите из них название городу, реке, имя, кличку щенку. Остальные слова отнесите в последний столбик.

имя город река кличка

- Что это за слова?

- Какие слова можно записать в копилку?













- Пролетарская, 83

-С заглавной


- Пролетарская, название улицы.

- С. Михалков


- Это фамилия


-С заглавной буквы






































-Это имена собственные.

- Владикавказ, Терек.




Фронтальная, индивидуальная





















Дети выполняют движения под руководством учителя



К:формулировать понятные высказывания, используя термины


П: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя

Л: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.


Р:проговаривать последовательность действий, планировать свои действия


Наблюдение учителя, устные ответы















































Оценивать правильность выполнения заданий.




4. Построение проекта выхода из затруднения.




- Учёные придумали специальные термины. Слова первых столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.


- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Почему нарицательные назвали таким именем?




-Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение.







-Они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.


Вывод: имена и реки, клички, города

Все с заглавной буквы пишутся всегда!




Наблюдение учителя, устные ответы

5. Реализация построенного проекта.

















-Закройте глаза. Поводите глазными яблоками по кругу. К доске пойдет Диана. Откройте глаза.

-Можете ли выполнить мою просьбу?


- Как называют людей с одинаковыми именами?




- А в нашем классе есть тёзки?


- Встаньте Миланы, Дианы, Ани, Сарматы.


- Как же можно различить тезок?


- Как называют людей с одинаковой фамилией, но не родственников?


Как пишутся имена и фамилии людей?

Запишите своё имя и фамилию в своих тетрадках.

Дома поинтересуйтесь откуда произошла ваша фамилия.





- Нет, не знаем фамилии

-Людей, которые носят одинаковые имена, называют тёзками.

Да





-По фамилиям

-Однофамильцы



- С заглавной буквы




Можно построить работу фронтально























6. Применение новых знаний

Работа по учебнику










Работа в группах

И так мы путешествуем дальше! Вот мы у источников лечебной воды. По своим качествам в мире нет таких источников как у нас. Тиб, Зарамаг, Заманкул, Тамиск. Чтобы напиться из источника, необходимо выполнить упражнение

Работа по учебнику, с. 86 – 87

Упр. 130 – по заданиям учебника

Что нужно помнить при выполнении упражнения?


Молодцы! Мы справились с заданием и напились вкуснейшей воды.

- Запишите имена собственные сказочных героев.

- Найдите ошибку



- Есть ли женская пара у мужского имени Федор?


- Где в жизни можно использовать эти знания?









- Кот Матроскин, герой произведений Э. Успенского, утверждает, что Матроскин – это его фамилия. Вы согласны?










- В сказках кота называют Кот Котофеич. А как звали его отца?


Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству.

- Назовите имена и отчества ваших родителей.










-Что имена собственные пишутся с большой буквы



- Змей – это имя, Горыныч - отчество

-Федора из произведения К. Чуковского

-Подписываем тетрадь, пишем письмо, заполняем адресную книгу на телефоне, подписываем контрольные работы.


-Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных – клички. Хотя в сказочных произведениях, где животные действуют как люди, у них могут быть имена, фамилии и даже отчества


- Котофей


Р:выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы


К:формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

уметь планировать учебное сотрудничество в группе


Л:уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию


7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.


Работа по карточкам



– Готовы выполнить самостоятельную работу?


- С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу?


– Прочитайте задание на карточке.

– Выполните задания самостоятельно.

– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

– Кто допустил ошибки при выполнении задания?

– В чем причина?


– Что нам поможет исправить ошибки?

– Поднимите руки, у кого все верно.

– Вы молодцы!



-Чтобы проверить себя, остались ли затруднения при написании имён собственных











-Эталон.

Индивидуальная работа

П: использование знаково-символических средств, выполнение действий по алгоритму, доказательство;

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Выполнение заданий

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.



И так, мы приблизились к концу нашего путешествия. Мы с вами в родном городе Ардон. Город расположен на Осетинской наклонной равнине, на левом берегу реки Ардон и его рукаве Таргайдон. Название реки происходит от слова «бешенная река». Какие слова можно записать в копилку?






- Что в конце урока необходимо сделать?



– В каком задании было общее затруднение?


Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, спектаклей – это


– Слова, которые называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества подобных – это


- Собственные имена существительные пишутся?



Продолжите предложение…

Сегодня на уроке я узнал


научился писать…


могу похвалить себя и одноклассников за ….


– Достигли ли вы цели урока?

– Вы очень старались на уроке, преодолевая трудности, стремились к знаниям. А поскольку у нас сегодня был необычный урок, а урок путешествие, я надеюсь вам было очень интересно

– Над чем еще надо поработать?









- Таргайдон, Осетинская наклонная равнина


- Подвести итог работы.





-Это имена существительные.





- Это имена существительные.



- С большой буквы.


Л: самооценка на основе критерия успешности.

П: рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

К: использование критериев для обоснования своего суждения


9.

Домашнее задание


Инструктаж по выполнению домашнего задания


Правило на стр. 87.. с. 88 упр. 140

– Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – красный лучик.


Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная










5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему: "Имена собственные"

Автор: Лисовинова Светлана Александровна

Дата: 03.02.2019

Номер свидетельства: 498278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок-презентация по русскому языку, Тема:" Имя существительное. Обобщение"."
    ["seo_title"] => string(87) "urok-priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-tiema-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "258153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448453751"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "162984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422434611"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка в 3 классе (по программе Перспектива) "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414240852"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства