Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Части речи. Имя существительное"»
Тема урока: « Части речи. Имя существительное»
Цели: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.
Образовательные – познакомить детей с морфологическими признаками имени существительного. Организовать деятельность по систематизации знаний по теме; создать содержательные и организационные условия с применением исследовательской и групповой формы работы (работа в парах, группах) для развития у школьников умений по изученной теме, сформировать умение осмысленно употреблять имя существительное в речи;
Развивающие – содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений общаться в процессе учебного диалога, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи учащихся;
Воспитывающая – воспитывать у учащихся любовь к родному языку, развивать чувство ответственности за деятельность группы и личную ответственность за собственную деятельность в группе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего).
Нравственно - этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Целеполагание: постановка учебной задачи на основании, что известно, усвоено, а что еще нет.
Планирование: определять последовательность действий с учетом конечного результата.
Оценка: осознание качества и уровня усвоения.
Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные УУД:
Общеучебные:осуществлять смысловое чтение; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Знаково – символические: использовать знаково – символические средства для решения задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Задачи:
Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
Начнём наш урок, как всегда, с минутки чистописания.
- Прежде чем открывать новые знания мы должны повторить то, что мы уже знаем. Вставьте пропущенные слова, запишите в тетрадь.
Мы от школьного порога
Отправляемся в дорогу.
Вот приходим на вокзал,
(Путь наш на восток лежал).
И садимся в поезд длинный,
Едем в город наш былинный,
А вокруг до горизонта
Все в волшебных красках солнца.
Сколько слов «опасных» здесь?
Хорошо бы их учесть.
И Россия, и Ростов,
Много очень важных слов.
В них нельзя нам ошибаться,
Пишем с «О» – Москва, столица.
- Что общего? (это всё словарные слова).
- Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?
- Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
- Чем все слова похожи между собой? (это слова – предметы)
- Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные?
Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (волшебных, т.к. это слово - признак, а все остальные слова-слова – предметы, имена существительные)
- проверьте правильность написания по образцу.
СЛАЙД
3. Постановка проблемы.Усвоение новых знаний.
- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)
- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.
- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)
- Арина приготовила нам стихотворение об этой части речи, давайте послушаем:
Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?....) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.
4. Работа по теме.
Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов.
- У каждого жома есть фундамент, основание (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).
И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)
1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
- посмотрите на экран (Слайд ). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.
- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные)
- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)
- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж)
-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.
Физкультминутка. (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя.
Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.
- Сейчас будем строить второй этаж для дома имени сущ – го. Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)
- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.
Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:
Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ
Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ
Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ
Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ
Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА
Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА
Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ
Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
- Подбери ещё названья
Фруктов, рек и городов.
- Итак, запишите названия рек,, городов и фруктов в три столбика (по 3 слова в каждый)
Фрукты: Реки: Города:
(выслушиваю варианты ответов)
Физкультминутка.
Физкультминутка: Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой.
- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?
На слайде ) написано 12 букв:
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:
Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)
Имена: Андрей, Иван,
дядя Коля, дед Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
Все фамилии: Петров,
Николаев, Снегирев.
Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Москва, Рязань,
Тула, Харьков и Казань,
Вашингтон, Париж, Ханой –
Пишут с буквы прописной.
- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)
Роль существительных в речи и предложении.
на доске текст:
Пуш..стый …. (снег) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).
- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)
- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)
- Работа в парах.
Я предлагаю вам обсудить в парах, какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.
- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)
- Запишите первое предложение с комментированием.
- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)
- Третье предложение пишут по памяти
- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)
- Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)
- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.
1. Весной животные любят греться на солнце.
2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.
3. Только не спит в своей берлоге медведь.
(Дети доказывают, что именно третье предложение подходит)
- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).
- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)
ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).
- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).
Закрепление изученного.
Задание по группам. Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет». Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде)
Скука, гром, радость, огорчение, счастье – чувства человека.
5. Итог урока. Рефлексия.
Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам.
-Что нового мы узнали на уроке?
Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное.
- Кто все понял и запомнил о существительном?
- Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
(ученик делает вывод с помощью дома)
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.