kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 2 Д класс. Тема: «Приставка как часть слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о приставке как значимой частью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 Д класс. Тема: «Приставка как часть слова».»

Урок русского языка 2 Д класс.

Тема: «Приставка как часть слова».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: дать понятие о приставке как значимой части слова.

Задачи:

образовательные: познакомить с приставкой как значимой частью слова,

стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать

наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова.

воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, усидчивости,

готовности к уроку, товариществу.

развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщения;

речь детей при работе.

Дидактические средства:

для учителя: карточки со словами, иллюстрации, презентация,

для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь, набор карточек с приставками,

памятки с алгоритмом, карточки для парной работы и тестовой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Мы услышали звонок

Начинаем наш урок.

- Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и

пожелайте успехов в работе друг другу.

- Какой у нас урок?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- На доске (Вспоминаем пройденный материал).

-Чему учились на предыдущих уроках?

(Учились находить и писать суффиксы в словах).

- Как вы думаете, может ли быть слово без корня?

Нет!

Ученик1: Корень в домике живёт

Главный смысл в себе несёт

Как и все его родные

слова однокоренные.

- А без суффикса может ли быть слово? (Да).

- Приведите примеры! (Река, горы, мама, берёза, школа).

- Река, горы, мама, берёза, школа. А, как одним словом назвать всё это?

Это - …..(Родина моя!)

- При помощи чего образовалось слово Родина?

(С помощью суффикса –ин и окончания а).

Ученик 2. За корнем суффикс поживает,

Он уменьшает и ласкает,

специальность скажет нам,

деток назовёт зверям.

Хотите ещё раз проверить себя, насколько хорошо вы научились находить

суффиксы в словах? (Да)

Прочитайте стихотворение. Ярослав Смеляков

Алёнушка

У моей двоюродной сестрички

твердый шаг и мягкие косички.

Аккуратно платьице пошито.

Белым мылом лапушки помыты .

Под бровями в солнечном покое

тихо светит небо голубое.

Нет на нем ни облачка, ни тучки.

Детский голос. Маленькие ручки.

-Найдите слова, образованные суффиксальным способом.

(Дети называют слова и сигналят карточками).

- Замечательно поработали. Чтобы нам больше узнать о частях слова, я предлагаю вам

ещё раз перечитать текст «Части слова». Он разделен на части. Ваша задача:

- определить, что в тексте вам хорошо знакомо,

- с чем вы встретитесь впервые;

- с помощью специальных значков сделать пометки в тексте

(значки: V – уже знал; + - новое; ? – не понял, есть вопрос)

Время работы с текстом 3 минуты. Приступайте.

1. Прием «Инсерт».

Части слова

.

Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.

Корень обозначается так .

Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования

новых слов. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначается так .

Окончание - часть слова, которая изменяется. Обозначается окончание так

Приставка – это … слова. Она стоит …. Приставки служат для ………...

Приставки могут иметь …. значение. Обозначается приставка так ..

- Проверим, что у вас получилось.

- Какая информация стала для вас новой?

(Информация о приставке).

- Все верно. Какая же тема нашего урока? (Приставка).

- Где можно проверить наше предположение? (В учебнике).

2.Работа с учебником.

- Открываем учебник стр.143. Прочитайте тему урока.

- Совпало наше предположение? (Да).

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

(Узнать, что такое приставка, какую работу выполняет).

Сегодня мы с вами путём исследования должны выяснить, какую роль играют

приставки в словах?

- Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Составить план работы).

- С чего начинаем?

1.Узнаем новое.

Что это? Где находится? Как обозначается? Для чего служит?

2. Упражняться в нахождении приставок.

3.Оценка работы. КО

(иллюстративный план на доске).

Очень хорошие вопросы у вас получились. Мне кажется, самое время начать на них

отвечать. В этом нам будет помогать статья, учебник, ваши светлые головы. Готовы? -

Как будем работать? (Все вместе, в паре, индивидуально).

Тогда начнем.

III. Изучение нового материала.

а). Откройте тетради и запишите слова.

(2 ученика у доски).

Школа город

пришкольный пригородный

- Понаблюдайте за словами. Как называются вторые в парах?

На какой вопрос отвечают? Что обозначают?

Выделите корни и суффиксы в данных словах.

- Можно ли сказать, что вторые слова в парах имеют общее значение «находящийся

рядом, около»?

- Назовите ту часть слова, которая образовала это значение (часть ПРИ).

Оцените работу у доски:

П. К. (правильно, красиво).

Б). Парная работа.

У. Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки,

Вот что мышки натворили,

Часть от слова откусили!

Учебник, стр. 143 упр.1

- Прочитайте, допишите недостающую по смыслу часть слова.

- Как будете работать? (В паре).

- Кому трудно воспользуйтесь подсказкой . Работаем в карточках!

…бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу;…бежал то

края.

Какую работу выполняет недостающая часть слова? Где стоит?

- Как обозначить эту часть слова? Где проверим наше предположение?

(учебник, с 144), значок . Чтение правила.

- Выполните цветовую оценку работы!

Красный – не понял, повторить.

Жёлтый – не до конца понял, есть ошибки.

Зелёный – всё выполнил, всё ясно.

У. У корня в недругах, представьте – ка,

Есть дама гордая – Приставка

А злит она его одним –

Стоит - всегда перед ним.

Физминутка.

Наши руки сжали тесно,

Что такое? Интересно!

В руки мы бинокль возьмём,

А потом их развернём.

1, 2, 3, 4, 5,

Будем с лёгкостью писать!

IV. Систематизация новых знаний.

- Продолжим работу по учебнику. Выполним упражнение 2 на странице 144.

Прочитайте задания. Как будете работать? (По рядам -3 столбика, 3 ряда), (3 ученика у

доски).

На полях ретроспективная оценка. Перед выполнением- Л – легко, С – сомневаюсь, Т –

трудно. После выполнения – букву обвести.

- Каждый из вас спишет только одну группу слов, ту, которая понравится. После

этого постарайтесь ответить на вопросы задания. Время работы 3 минуты.

Беседа у доски.

- Можно ли сказать, что слова данного столбика родственные?

- Может быть, это формы одного и того же слова?

- Так какие же это слова? (Однокоренные!)

- Сделайте вывод, для чего служит приставка? (Для образования новых слов).

- Вывод верный. Приставки помогают образовывать множество однокоренных, но

разных по значению слов одной и тойже части речи.

-Где можем проверить наше предположение?

-В учебнике.

-Посмотрите на стр.145. Наш вывод подтверждает учебник?

(Да).

- Так после чего отмечаем в словах приставку?

- Для чего нужны приставки? (Ответы детей).

Физминутка.

(приставки на доске)

С при- приставкою присесть

С по- приставкою подняться и немного покачаться,

С под- подпрыгнуть, подмигнуть,

С вы- вытягиваем руки,

С о- опустим их опять.

Вот и всё. Настало время,

С за- зарядку завершать!

- А как найти приставку?

Давайте составим алгоритм нахождения приставки в словах. Кому трудно,

воспользуйтесь подсказкой (с.145, учебник).

1. Подбери однокоренные слова.

2. Обозначь корень.

3. Найди часть слова перед корнем, которой различаются слова. Это приставка.

4. Назови приставку.

Игра с приставками на интерактивной доске.

У меня корень – ход, а у вас приставки. Догадайтесь, что надо сделать!

-Прочитайте слова, которые получились.

- Какой вывод можем сделать?

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Теперь самый ответственный этап на уроке. На этом этапе вы работаете

самостоятельно.Если согласен с утверждением, обведи номер вопроса, если нет -

зачеркни. (Ставьте +, а если нет - -)

Игра «ДА», «Нет»

1.Приставка – это часть предложения. -

2. Приставка- это часть слова. +

3. Приставка стоит после корня. +

4. Приставка стоит перед корнем. +

5. Приставка пишется отдельно. -

6. Приставка пишется слитно. +

7. Приставка служит для образования новых слов. +

V. Итог урока

- Ребята, мы славно потрудились. Давайте вернемся к плану урока. Пометим, на какие

вопросы мы знаем теперь ответы, а что нам еще предстоит узнать. С какой частью

слова вы сегодня познакомились?

-Что такое приставка?

-Где она находится в слове?

-Для чего служит?

Мы ответили на главный вопрос нашего урока? Да!

VI. Оценка деятельности на уроке.

-Отгадайте шараду, разобрав слова по составу. (3 ученика разбирают с объяснением

слова по составу).

ЦЕНА (1 ученик отрывает окончание а), очерк (2 ученик отрывает черк), РЫБКА (3

ученик отрывает рыб и а).

Корень мой находится в "цене",

В "очерке" найди приставку мне,

Суффикс мой вы в "рыбке" все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

Соедините части! (Оценка).

Оцените свою работу на уроке.

Я знаю!

Я знаю.

Я знаю?

- Какие впечатления у вас остались от нашего урока?

- Кому хотите сказать спасибо за урок?

VII. Домашнее задание

1. стр.145 упр.4.

2. Возьмите интервью у родителей на тему «Я знаю приставки в русском языке».

Попробуйте записать все приставки, которые назовут ваши родители.

На следующем уроке ваши домашние задания помогут нам освоить дальше тему

«Приставки».

Список использованной литературы.

1. Русский язык : 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений : в

2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. – М.: Вентана-

Граф, 2012. (Начальная школа XXIвека).

2. Русский язык : 2 класс : комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.

– М.: Вентана - Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка 2 Д класс. Тема: «Приставка как часть слова».

Автор: Михайлова Наталья Александровна.

Дата: 16.03.2023

Номер свидетельства: 627601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки в слове."
    ["seo_title"] => string(69) "pristavka-kak-chast-slova-alghoritm-nakhozhdieniia-pristavki-v-slovie"
    ["file_id"] => string(6) "312612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459357841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока на тему: "Приставка как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "191465"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427306030"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомьтесь, другие части слова!" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakom-ties-drughiie-chasti-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444486472"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Приставка как часть слова. "
    ["seo_title"] => string(25) "pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "163351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422465812"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация к уроку русского языка на тему "Приставка и суффикс""
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykanatiemupristavkaisuffiks"
    ["file_id"] => string(6) "303033"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457379506"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства