Урок русского языка 2 Д класс.
Тема: «Приставка как часть слова».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель: дать понятие о приставке как значимой части слова.
Задачи:
образовательные: познакомить с приставкой как значимой частью слова,
стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать
наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова.
воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, усидчивости,
готовности к уроку, товариществу.
развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщения;
речь детей при работе.
Дидактические средства:
для учителя: карточки со словами, иллюстрации, презентация,
для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь, набор карточек с приставками,
памятки с алгоритмом, карточки для парной работы и тестовой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Мы услышали звонок
Начинаем наш урок.
- Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и
пожелайте успехов в работе друг другу.
- Какой у нас урок?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- На доске (Вспоминаем пройденный материал).
-Чему учились на предыдущих уроках?
(Учились находить и писать суффиксы в словах).
- Как вы думаете, может ли быть слово без корня?
Нет!
Ученик1: Корень в домике живёт
Главный смысл в себе несёт
Как и все его родные
слова однокоренные.
- А без суффикса может ли быть слово? (Да).
- Приведите примеры! (Река, горы, мама, берёза, школа).
- Река, горы, мама, берёза, школа. А, как одним словом назвать всё это?
Это - …..(Родина моя!)
- При помощи чего образовалось слово Родина?
(С помощью суффикса –ин и окончания а).
Ученик 2. За корнем суффикс поживает,
Он уменьшает и ласкает,
специальность скажет нам,
деток назовёт зверям.
Хотите ещё раз проверить себя, насколько хорошо вы научились находить
суффиксы в словах? (Да)
Прочитайте стихотворение. Ярослав Смеляков
Алёнушка
У моей двоюродной сестрички
твердый шаг и мягкие косички.
Аккуратно платьице пошито.
Белым мылом лапушки помыты .
Под бровями в солнечном покое
тихо светит небо голубое.
Нет на нем ни облачка, ни тучки.
Детский голос. Маленькие ручки.
-Найдите слова, образованные суффиксальным способом.
(Дети называют слова и сигналят карточками).
- Замечательно поработали. Чтобы нам больше узнать о частях слова, я предлагаю вам
ещё раз перечитать текст «Части слова». Он разделен на части. Ваша задача:
- определить, что в тексте вам хорошо знакомо,
- с чем вы встретитесь впервые;
- с помощью специальных значков сделать пометки в тексте
(значки: V – уже знал; + - новое; ? – не понял, есть вопрос)
Время работы с текстом 3 минуты. Приступайте.
1. Прием «Инсерт».
Части слова
.
Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.
Корень обозначается так .
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования
новых слов. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначается так .
Окончание - часть слова, которая изменяется. Обозначается окончание так
Приставка – это … слова. Она стоит …. Приставки служат для ………...
Приставки могут иметь …. значение. Обозначается приставка так ..
- Проверим, что у вас получилось.
- Какая информация стала для вас новой?
(Информация о приставке).
- Все верно. Какая же тема нашего урока? (Приставка).
- Где можно проверить наше предположение? (В учебнике).
2.Работа с учебником.
- Открываем учебник стр.143. Прочитайте тему урока.
- Совпало наше предположение? (Да).
- Какую цель поставим на сегодняшний урок?
(Узнать, что такое приставка, какую работу выполняет).
Сегодня мы с вами путём исследования должны выяснить, какую роль играют
приставки в словах?
- Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Составить план работы).
- С чего начинаем?
1.Узнаем новое.
Что это? Где находится? Как обозначается? Для чего служит?
2. Упражняться в нахождении приставок.
3.Оценка работы. КО
(иллюстративный план на доске).
Очень хорошие вопросы у вас получились. Мне кажется, самое время начать на них
отвечать. В этом нам будет помогать статья, учебник, ваши светлые головы. Готовы? -
Как будем работать? (Все вместе, в паре, индивидуально).
Тогда начнем.
III. Изучение нового материала.
а). Откройте тетради и запишите слова.
(2 ученика у доски).
Школа город
пришкольный пригородный
- Понаблюдайте за словами. Как называются вторые в парах?
На какой вопрос отвечают? Что обозначают?
Выделите корни и суффиксы в данных словах.
- Можно ли сказать, что вторые слова в парах имеют общее значение «находящийся
рядом, около»?
- Назовите ту часть слова, которая образовала это значение (часть ПРИ).
Оцените работу у доски:
П. К. (правильно, красиво).
Б). Парная работа.
У. Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки,
Вот что мышки натворили,
Часть от слова откусили!
Учебник, стр. 143 упр.1
- Прочитайте, допишите недостающую по смыслу часть слова.
- Как будете работать? (В паре).
- Кому трудно воспользуйтесь подсказкой . Работаем в карточках!
…бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу;…бежал то
края.
Какую работу выполняет недостающая часть слова? Где стоит?
- Как обозначить эту часть слова? Где проверим наше предположение?
(учебник, с 144), значок . Чтение правила.
- Выполните цветовую оценку работы!
Красный – не понял, повторить.
Жёлтый – не до конца понял, есть ошибки.
Зелёный – всё выполнил, всё ясно.
У. У корня в недругах, представьте – ка,
Есть дама гордая – Приставка
А злит она его одним –
Стоит - всегда перед ним.
Физминутка.
Наши руки сжали тесно,
Что такое? Интересно!
В руки мы бинокль возьмём,
А потом их развернём.
1, 2, 3, 4, 5,
Будем с лёгкостью писать!
IV. Систематизация новых знаний.
- Продолжим работу по учебнику. Выполним упражнение 2 на странице 144.
Прочитайте задания. Как будете работать? (По рядам -3 столбика, 3 ряда), (3 ученика у
доски).
На полях ретроспективная оценка. Перед выполнением- Л – легко, С – сомневаюсь, Т –
трудно. После выполнения – букву обвести.
- Каждый из вас спишет только одну группу слов, ту, которая понравится. После
этого постарайтесь ответить на вопросы задания. Время работы 3 минуты.
Беседа у доски.
- Можно ли сказать, что слова данного столбика родственные?
- Может быть, это формы одного и того же слова?
- Так какие же это слова? (Однокоренные!)
- Сделайте вывод, для чего служит приставка? (Для образования новых слов).
- Вывод верный. Приставки помогают образовывать множество однокоренных, но
разных по значению слов одной и тойже части речи.
-Где можем проверить наше предположение?
-В учебнике.
-Посмотрите на стр.145. Наш вывод подтверждает учебник?
(Да).
- Так после чего отмечаем в словах приставку?
- Для чего нужны приставки? (Ответы детей).
Физминутка.
(приставки на доске)
С при- приставкою присесть
С по- приставкою подняться и немного покачаться,
С под- подпрыгнуть, подмигнуть,
С вы- вытягиваем руки,
С о- опустим их опять.
Вот и всё. Настало время,
С за- зарядку завершать!
- А как найти приставку?
Давайте составим алгоритм нахождения приставки в словах. Кому трудно,
воспользуйтесь подсказкой (с.145, учебник).
1. Подбери однокоренные слова.
2. Обозначь корень.
3. Найди часть слова перед корнем, которой различаются слова. Это приставка.
4. Назови приставку.
Игра с приставками на интерактивной доске.
У меня корень – ход, а у вас приставки. Догадайтесь, что надо сделать!
-Прочитайте слова, которые получились.
- Какой вывод можем сделать?
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Теперь самый ответственный этап на уроке. На этом этапе вы работаете
самостоятельно.Если согласен с утверждением, обведи номер вопроса, если нет -
зачеркни. (Ставьте +, а если нет - -)
Игра «ДА», «Нет»
1.Приставка – это часть предложения. -
2. Приставка- это часть слова. +
3. Приставка стоит после корня. +
4. Приставка стоит перед корнем. +
5. Приставка пишется отдельно. -
6. Приставка пишется слитно. +
7. Приставка служит для образования новых слов. +
V. Итог урока
- Ребята, мы славно потрудились. Давайте вернемся к плану урока. Пометим, на какие
вопросы мы знаем теперь ответы, а что нам еще предстоит узнать. С какой частью
слова вы сегодня познакомились?
-Что такое приставка?
-Где она находится в слове?
-Для чего служит?
Мы ответили на главный вопрос нашего урока? Да!
VI. Оценка деятельности на уроке.
-Отгадайте шараду, разобрав слова по составу. (3 ученика разбирают с объяснением
слова по составу).
ЦЕНА (1 ученик отрывает окончание а), очерк (2 ученик отрывает черк), РЫБКА (3
ученик отрывает рыб и а).
Корень мой находится в "цене",
В "очерке" найди приставку мне,
Суффикс мой вы в "рыбке" все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
Соедините части! (Оценка).
Оцените свою работу на уроке.
Я знаю!
Я знаю.
Я знаю?
- Какие впечатления у вас остались от нашего урока?
- Кому хотите сказать спасибо за урок?
VII. Домашнее задание
1. стр.145 упр.4.
2. Возьмите интервью у родителей на тему «Я знаю приставки в русском языке».
Попробуйте записать все приставки, которые назовут ваши родители.
На следующем уроке ваши домашние задания помогут нам освоить дальше тему
«Приставки».
Список использованной литературы.
1. Русский язык : 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений : в
2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. – М.: Вентана-
Граф, 2012. (Начальная школа XXIвека).
2. Русский язык : 2 класс : комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.
– М.: Вентана - Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).