Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочинённое предложение"»
Открытый урок по русскому языку в 9 классе
Тема урока: Сложносочинённое предложение
Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся о сложносочинённом предложении (ССП); подготовка к контрольной работе по данной теме.
Задачи урока: 1) закрепление основных признаков ССП;
2) повторение значений сочинительных союзов в ССП;
3)совершенствование умения определять смысловые
отношения между частями ССП;
4) развитие навыков постановки знаков препинания в ССП;
6)воспитание любви к родной литературе и русскому языку
(на примере текстов);
7) воспитание у учащихся сознательного отношения к учёбе.
8) подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Оборудование урока, литература: компьютер, проектор, экран, презентация «Сложносочинённое предложение»; учебное пособие (Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011), раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнёмся друг другу, а затем настроимся на рабочий лад. Я вам желаю удачного дня и надеюсь, что мы хорошо с вами сегодня позанимаемся
2) Объявление темы урока и совместная постановка целей и задач.
- Ребята, мы с вами заканчиваем тему «Сложносочинённое предложение». Как вы думаете, какие у нас задачи на сегодняшний урок? Что необходимо повторить и закрепить по данной теме?
- Ребята, напомните, какое предложение называется сложносочинённым? Чем оно отличается от других видов сложных предложений?
- Какие виды ССП вы знаете? Назовите все соединительные союзы, противительные и разделительные. Какие значения вносят эти союзы в ССП?
5) Тренировочные задания на закрепление теории.
- Теперь закрепим всё, что сейчас устно повторили. (Одни учащиеся зачитывают свои примеры разных видов ССП, составленные дома, другие – определяют эти виды, аргументируя ответ)
6) Проверочный тест по теме на оценку ( Каждому ученику раздаётся распечатанный тест.)
7) Сравнение ССП и простых предложений, осложнённых однородными членами (слайд 7)
- Как отличить ССП с сочинительными союзами от простых предложений с однородными членами? Перестройте данные простые предложения в ССП.
8) Релаксация (видеоролик «Четыре стихии») + гимнастика для глаз.
9) Повторение знаков препинания в ССП. Отсутствие запятой в ССП (4 случая); (слайды 8-11)
Объясните отсутствие запятой в ССП:
1. В парке прогуливались пожилые люди и катались на роликах подростки.
2. Вечерами мы пьём чай с лимоном и мама читает нам интересные книги.
3. Нам повезёт и мы хорошо сдадим экзамены, если будем усердно заниматься.
4. Ночь и тишина.
5. Почему мы грустим и нас манят звёзды?
6. Открыть тетради и записать число!
10) Составление предложений по заданным схемам
(Распечатанные схемы раздаются по рядам. Учащиеся составляют самостоятельно по ним свои предложения и записывают их в тетрадь. Затем вместе проверяем работы.)
[ двусост.], и [ двусост.].
2. [ двусост. ], или [ двусост].
3. [ безлич. ], зато [ двусост.].
4. Не только [ двусост.], но и [ двусост. ].
11) Выполнение заданий 12, 14 из ОГЭ (слайды 12-20)
12) Подведение итогов, рефлексия.
- Ребята, давайте подведём итог. Справились ли мы с поставленными задачами? Кого и за что сегодня можно похвалить?
- Возьмите карточки и оцените нашу работу на уроке, подчеркнув нужное. Ещё на карточках нарисуйте смайлики (весёлые, грустные, нейтральные), которые передадут ваше настроение.
Каждому ученику раздаются карточки «Моя работа на уроке»:
УрокЯ на урокеИтог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
13) Домашнее задание, его объяснение (слайды 21,22)
1) Параграфы 7, 8 (повторить);
2) Упражнение 67 (по заданию);
3) Написать сочинение-миниатюру «Осенняя пора», используя ССП.
Источники:
Тест:
Русский язык. 9 класс: проверочные и контрольные тесты/авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2015
Задания 12,14 из ОГЭ:
ОГЭ 2018. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 36 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егораева. - М.: "Экзамен", 2018