Тема: Деепричастие. Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе. Задачи: -Сформировать представление о деепричастии как части речи. -Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике. -Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения. Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы. Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль. Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная. Выявление слов незнакомой части речи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе Тема: Деепричастие»
Урок русского языка в 7 классе Тема: Деепричастие. Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе. Задачи: -Сформировать представление о деепричастии как части речи. -Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике. -Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения. Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы. Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль. Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная. Выявление слов незнакомой части речи
Да. Когда изучали причастие.
Причастие имеет признаки глагола и имени прилагательного. Признаки глагола и наречия. Данные высказывания о деепричастии. Называют фамилии знакомых учёных – лингвистов.
Слушают и заполняют таблицы в рабочих листах.
Сопоставляют автора и высказывание Повторение способов определения частей речи. Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Предметные задачи УУД 1.Организационный. Проверяет готовность класса к уроку. Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать? Отвечают, что над исследованием лучше работать в группах. Рассаживаются по группам. - РегулУУД: умение управлять своей деятельностью 2.Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний На экране высвечивается высказывание А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства». Задание: Как вы понимаете данное высказывание? Задание: В чём особенности каждой части речи?
Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание. Задание: Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в предложении А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами. Обращает внимание в диалоге с учащимися на -способы классификации частей речи, -обоснованность ответов, -умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы. Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий? Как вы определили? А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему? А мы раньше встречались с таким явлением? Признаки каких частей речи есть у причастия?
А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)? На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов. Задание: Что общего в этих высказываниях?
-Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете?
Давайте послушаем небольшие проекты, которые подготовили ваши одноклассники об учёных – лингвистах, составленные по инструкции (Приложение). В ходе выступлений вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, которая пригодится вам в дальнейшем. Как итог данного этапа урока предлагается выполнение небольшой тестовой работы Задание: Сопоставьте автора и высказывание.
Каждая часть речи имеет свои особенности.
Особенности каждой части речи в его грамматических признаках. Работа в группах. Определение частей речи по алгоритму.
Ознакомление с биографией учёных – лингвистов. Личн.УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем. РегулУУД: умение выявлять известное и неизвестное. КоммУУД: умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге,создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке. Познав УУД: умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать.
При обсуждении докладов- РегулУУД: умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп. 3.Изучение нового материала. Определение значения новой части речи, грамматических признаков, синтаксической роли. Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль. Работа в группах по заданию учителя. Формирование представлений о новой части речи. РегулУУД: саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи. ПознУУД: умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи. КоммУУД:
Выступления групп, обсуждение ответов, корректировка выступлений. Приведение к научной норме. Дает задание обратиться к учебнику теории: параграф 141, чтение, выявление нового о части речи деепричастие Работа с текстом в группах. Выявление нового о деепричастии. Формирование научных знаний о деепричастии. Анализ текста (частичный) КоммУУД ПознУУД: умение систематизировать знания, строить речевое высказывание. Выступления групп, обсуждение ответов, корректировки выступлений.Формулировка темы урока. Запись в тетрадь сведений о деепричастии по плану: 1. Вопрос 2. Значение 3. Грамматические признаки 4. Синтаксическая роль в предложении
4.Закрепление нового материала. Работа с упр № 230 Задание: найти в тексте и выписать деепричастия, устно обосновать свой выбор. Работают индивидуально с упражнением 230 Закрепление знаний о деепричастии как части речи. РегулУУД: умение использовать полученные знания на практике. Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению. Работа с упр № 232 (2) Задание: определить грамматические признаки деепричастий Работают индивидуально с упражнением Закрепление знаний о деепричастии как части речи РегулУУД: умение использовать полученные знания на практике. Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению. 5. Рефлексия Предлагает учащимся ответить на вопросы 1.Что нового узнали на уроке? 2.Каким образом пришли к новому знанию? 3.Что не понравилось при работе в группе? Отвечают на вопросы учителя или могут продолжить предложения: -Сегодня я узнал.. -Теперь я могу… -Я понял, что… -Меня удивило… ПознУУД: умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности.
6. Домашнее задание Дает дом. задание: 1.Составить вопросы по параграфу 141 2.Выполнить упр 235 (творческое задание с использованием в своей речи деепричастий) Запись заданий в дневники Закрепление изученного о деепричастии материала через работу с теоретическим материалом и мини-сочинение. РегулУУД: саморегуляция ПознУУД: умение осознанно читать текст, интерпретировать его, построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний Литература 1. Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[Электронный ресурс]. 3. Пичугов, Ю.С. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, - М.: «Дрофа» 2010, 289 с.