Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написание союзов".»
Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами, союза также от наречия так с частицей же.
Цели:
- показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий, местоимений с частицами то, же, бы; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато;
- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся (анализ, синтез, сравнение, рассуждение);
- прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Небосклон всё больше и больше темнеет, и кое-где уже начали загораться звёздочки.
Давным-давно известно, что от частого употребления слова теряют свою свежесть и образность.
2. Словарная работа. Запись в Словарь трудных слов
во что бы то ни стало
почувствовать
невзначай.
Составить с данными словами предложения или словосочетания.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим о написании союзов омонимичных с сочетаниями местоимений с частицами, предлогов с частицами и наречий с частицами. Различать их трудно, но можно, если захотеть. Итак, начнем по порядку.
- Союзы тоже, также имеют значение союза и. Нужно заменить их, поставив и в начале предложения.
Наш класс тоже пойдет в музей. – И наш класс пойдет в музей.
Я также буду учиться в лицее. – И я буду учиться в лицее.
В омонимичных сочетаниях то же, так же частицу легко перенести в другое место или совсем отбросить. Кроме того, к словам то же можно задать вопрос какое? А к словам так же – вопрос как?
Мы обнаружили в горах то же озеро, что и геологи.
Я сделал это так же, как и он.
- Иногда союз чтобы легко заменить союзом для того чтобы. Но если это сделать нельзя, просто постарайтесь отбросить предполагаемую частицу бы и увидите, что это невозможно.
Все народы мира хотят, чтобы (союз) не было войны.
Что бы мне почитать о космосе? (Сравни: Что мне почитать о космосе?)
- Союз зато можно заменить союзом но.
Мал золотник, зато дорог.- Мал золотник, но дорог.
Я спрятался за то дерево.
2. Чтение теоретического материала § 53
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Вставь пропущенные буквы. Раскрой скобки. Выполни задание по образцу.
Образец: Мал золотник, (за) то (= но - предлог) дорог.
Не берись (за) то (за что? – предлог+местоим.), что тебе не по силам.
1. Хоть лён большого требует ухода, (за) то (________________) д…ёт (не) мало дохода.
2. (За) то (___________________) тайга ож…вала, когда наступали осен…ие холодные ночи.
3. (За) то (___________________) время, что он здесь был, трава местами успела вым…хать по колено.
4. Плечам тяжело, (за) то (_____________________) душе спокойно.
5. Он пр…вязал лошадь (за) то (______________________) дерево, которое было ближе..
6. Отец похв…лил нас (за) то (______________________), что мы не бросили собаку на дороге.
7. Дорого, (за) то (_______________________) красиво.
8. Забежал (за) то (________________________) здание.
9. За что купил, (за) то (_______________________) и продаю.
2. Объясни написание тоже – то же.
1. (То) же (____________________) слово, да не так бы молвить.
2. Он (то) же (___________________) готов был искать заблудившихся ребят.
3. Слово давать и слово держать – не одно и (то) же (__________________).
4. Он (то) же (_____________________) пришёл и рассказал (то) же (____________________), что и его товарищ.
5. Остальные (то) же (___________________) высыпали на берег.
6. Ели здесь (то) же (____________________), что и всюду в этом крае: рыбу и дичь.
3. Объясни написание также – так же.
1. Задача решалась (так) же (_____________________), как и предыдущая.
2. Брат учится в институте, я (так) же (_______________________) буду там учиться.
3. И (так) же (_________________________) трогателен, как всегда, был домик няни.
4. Открывался этот ящичек почти (так) же (__________________), как и наш.
5. Он очень быстро освоил три гитарных аккорда, а (так) же (_____________________) множество выразительных стихов.
4. Объясни написание чтобы – что бы.
1.Я спросил, (что) бы (____________________) мне почитать.
2. Я хочу, (что) бы (_____________________) ты дал мне почитать эту книгу.
3. (Что) бы (___________________) узнать глубину реки, не нужно вычерпывать воду.
4. (Что) бы (_____________________) ни случилось, я не обращусь к нему за помощью.
5. Пассажиры бросились к окнам, (что) бы (__________________) посмотреть на великую сибирскую реку.