kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок продуктивно прошел в шестом классе. Дети совместно с учителем участвовали в его разработке, вносили свои предложения и пожелания!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество. Обрядовый фольклор»





Урок. Тема: Устное народное творчество. Обрядовый фольклор



Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с примерами обрядового фольклора, показать все возможные его жанровые формы, манеру исполнения колядок, масленичных песен, раскрытия традиционных праздников и обрядов, которые сохранились и в наше время; способствовать формированию представления об обрядовом фольклоре; воспитание интереса у учащихся к русской культуре.

Тип урока: постановка и решение учебных задач через творческое восприятие материала.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: представление об обрядовом фольклоре, манере его исполнения, узнать терминологию;

-эстетическая сфера: понимать русское слово, проявлять интерес к восприятию данных литературных произведений, осознавать роль изобразительно-выразительных средств;

-ценностно-ориентационная сфера: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

- коммуникативная: привитие навыков выразительного чтения, песенного исполнения обрядовых песен, умение рецензировать ответы учащихся.

Личностные: проявлять навыки саморазвития, осознание смысла учения;

Метапредметные: ориентация в учебном материале-учебнике, компьютере, справочниках и т.д.; умение обобщать материал, участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать собственное суждение, доказывать свое мнение.

Методы и формы (рассказ, беседа, рецензирование увиденного исполнения, выразительное чтение и пение песен)

Оборудование: книжная выставка «Обрядовые песни русского народа», костюмы для колядок, рисунки детей.

Ход урока



  1. Организационные моменты.

Проверка домашнего задания (мини-сочинение на тему «Моя любимая книга»)

2.Изучение нового материала.

Записи в тетради даты, темы урока.

Формулировка целей и задач урока.

- Слово учителя: Дорогие ребята, на сегодняшнем уроке мы будем говорить с вами о наших предках, об их традициях, истории, мы расширим наши знания об обрядовом фольклоре, который шагал в ногу с народом всегда и всюду: и в праздники , и в будничные трудодни. Вы уже догадались, как назывется данный вид фольклора?

- (Дети – речь идет о календарно- обрядовых песнях)

Беседа по вопросам:
- Какой фольклор называется обрядовым?
-Какие вы знаете календарно – обрядовые песни?
-Почему они так называются?

 3. Слово учителя: Сейчас нам предстоит выбрать жюри, которое не только будет оценивать ваши выступления, но и сами сначала продемонстрируют свои знания обрядовых песен . Затем они сядут за первую парту , возьмут оценочно-рецензионные листы (заранее подготовленные учителем) и продолжим наш урок, который плавно переходит в конкурс на лучшее исполнение или прочтение обрядовой песни.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРЯДОВ:
Девочки - жюри,( в моем варианте заранее готовили песенно-костюмированное представление с атрибутами, отражающими быт и историю обряда: соответствующие костюмы, блины, так называемое «чучело» для импровизированного сжигания и .т.д., затем идут выступления всех остальных учеников, которые по желанию формировались в группы или пары. Каждая группа представляет определенный обряд.
Примеры обрядовых песен, которые могут быть использованы на уроке:

1.Рождественский обряд – Коляды. 
Ученики ходят по классу и поют под музыкальное сопровождение с диска – приложения к учебнику литературы:
Коляда, коляда!
                        Подавай пирога,                
                        Блин да лепешку
                        В заднее окошко.
                        Новый год пришел,
                        Старый угнал,
                        Себя показал!
                        Ходи, народ,
                        Солнышко встречать,
                        Мороз прогонять!
Учащиеся несут на шесте звезду, девочки одеты в пестрые платки, на головах мальчиков – шапки.  Один в вывороченном тулупе и в маске.
                        Не дашь пирога –
                        Мы корову за рога!
                        Не дашь кишку-
                        Мы свинью за виску,
                        Не дашь блинка –
                        Мы хозяина в пинка!
Слово учителя: (об истории праздника)

Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведешь. Такое поверье распространено и сейчас. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, все желали друг другу счастья и удачи.
- В чем же смысл Коляды? (Колядование начиналось в канун Рождества, 6 января. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду и очень похожую на языческое солнце. Возле домов пели песни. Среди колядовщиков обязательно были ряженые – в вывороченных тулупах, масках. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, стимулировала творчество людей.)

 2.     Масленица
 

Учащиеся обходят класс с чучелом Масленицы, которое затем символически сжигают. Девочки угощают всех блинами. Поют песенку:
                        Синицы, синицы,
                        Принесите по спице! 
                        Канарейки, канарейки,
                        Принесите по швейке!
                        Четочки, чечеточки,
                        Принесите по щеточке!
                        Тогда, утки, 
                        Дудите в дудки,
                        Тараканы –
                        В барабаны!
Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Каждый день масленицы имеет своё название:
                понедельник – встреча,
                вторник – заигрыши,
                среда – лакомка,
                четверг – широкий четверг,
                пятница – тещины вечерки,
                суббота – золовкины посиделки,
                воскресенье – проводы.
Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали или закапывали (хоронили). Это прямая связь с язычеством: в дохристианские времена в это же время праздновались проводы зимы; чучело Масленицы – атрибут язычества.)
Троица. Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.
Выходят ученики с песенкой «Во поле березонька стояла»

- Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, композиторов в обрядовой поэзии? (Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.)
 5. Осенние песни
- В чем особенность осенних песен? (Они связаны со сбором урожая. Окончив жатву, с последним снопом труженики торжественно шли домой, распевая песни.)
Читаем выразительно осенние песни, помещенные в учебнике, слушаем аудиозапись.
III.Обобщение
-В чем состоит красота и мудрость русских обрядов? (Они приучают к добрососедству, стимулируют творческие способности, являются «отдушиной» после тяжелого крестьянского труда. Обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу: причудливое слияние христианства и язычества придает особую прелесть народным праздникам.)
Итоги урока. Рефлексия :

Чем полезен был урок? Что вам больше всего запомнилось, а что, по вашему, требует большей подготовки?



IV. Домашнее задание: Напишите сочинение на тему «Возьму ли я в современную жизнь обрядовые песни?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор

Автор: Фоменко Ирина Васильевна

Дата: 01.10.2016

Номер свидетельства: 347016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок-практикум по устному народному творчеству в форме экономической  игры «Биржа знаний»"
    ["seo_title"] => string(82) "urokpraktikumpoustnomunarodnomutvorchiestvuvformieekonomichieskoiighrybirzhaznanii"
    ["file_id"] => string(6) "302202"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457088437"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока. Обрядовый фольклор «Устное народное творчество»"
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_uroka_obriadovyi_folklor_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo"
    ["file_id"] => string(6) "559106"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601819192"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Консультация  для родителей     «Фольклор»"
    ["seo_title"] => string(35) "konsultatsiiadliaroditielieifolklor"
    ["file_id"] => string(6) "292125"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455216313"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Устное народное творчество"
    ["seo_title"] => string(29) "ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_9"
    ["file_id"] => string(6) "599468"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1643835215"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства