kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе «Полные и краткие имена прилагательные».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1) Знакомство с полными и краткими причастиями.

2) Совершенствование навыков правильного письма и устной речи.

3) Воспитание  бережного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе «Полные и краткие имена прилагательные».»

Урок русского языка в 5 классе

Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Учитель: Федотова Е.В.

Цели:

1) Знакомство с полными и краткими причастиями.

2) Совершенствование навыков правильного письма и устной речи.

3) Воспитание бережного отношения к своему здоровью, стремления к здоровому образу жизни.


Оборудование: Компьютер, словари.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Перед вами на столе лежат бумажные круги разного цвета: красный, синий, зелёный. Посмотрите на них внимательнее и выберете тот, который отражает ваше настроение именно в данный момент. Круг красного цвета- вы полны энергии, готовы активно работать. Круг зелёного цвета - вы спокойны и уравновешены. Круг синего цвета - вы испытываете чувство тревоги, неуверенности.

2.Проверка Д/ З.Ребята, проверим домашнее задание. Задания были посвящены спорту, здоровью и здоровому образу жизни. Вы должны были составить загадки, синквейны, тексты по предложенным темам.

Ученики читают домашнюю работу: загадки о спорте, синквейны о здоровье, тексты о здоровом образе жизни.

Учитель: От кого зависит здоровье человека?

-Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях.

Мозговой штурм.

Что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье, не потерять его?

Ответы учащихся:

-Радоваться красоте окружающего мира.

-Быть добрыми, отзывчивыми.

-Надо любить природу, беречь животных и растения.

-Быть честными и справедливыми.

-Вести правильный образ жизни.

3. Актуализация опорных знаний.

-При выполнении домашнего задания вы использовали разные части речи.

-Какая часть речи помогла вам более красочно, ярко изобразить заданную тему? (прилагательное)

- Над какой частью речи мы с вами работаем несколько уроков? (прилагательное).

- Что известно об имени прилагательном? (ответы).

- Назовите начальную форму имени прилагательного. (м. р, ед.ч, им. п).

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).

Мы сейчас покажем эту связь на одном примере. М.Ю. Лермонтов «Парус»


Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Сравните:

Белеет парус
В тумане моря!..
Что ищет он в стране?
Что кинул он в краю?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя лазури,
Над ним луч солнца ...
А он, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!


-Что изменилось в тексте? (Исчезли прилагательные) Чем они отличаются? Как выглядят существительные без эпитетов-прилагательных? (Речь становится бедной и однообразной).

Продолжая разговор об именах прилагательных, обратимся к работе по перфокартам, с помощью которых можнопонять, как вы усвоили предыдущую тему.

4. Работа по перфокартам.

Заполнение перфокарт.

Заполнение перфокарты 1 вариант.

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

С лучш..й, к ближа.йш…му, в колюч..м, хорош..го, в чуж..й , похож..му,о могуч..м, к больш..му. .

О


 


 

 

 

 

 

Е

 


 






Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2".



Заполнение перфокарты 2 вариант.

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

Больш..го, о могучеч..м,дремуч..го, чуж..го,свеж..го, колюч..м, прыгуч..го, горяч..го.

О


 


 

 

 

 

 

Е

 


 






Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2"



5. Объяснение нового материала.Мы много говорили с вами уже об имени прилагательном. Однако не говорили еще о том, что встречаются особые прилагательные, не похожие на своих собратьев. Посмотрим на доску.

На доске:

кислый

добрый

быстрый

догадлив

кухонный

- Что заметили? Какое слово лишнее? (Краткое прилагательное - догадлив).

Как вы думаете, какая тема урока?

Запишите число, классная работа, тему урока.

Предположите, чему вы должны научиться в ходе урока …..

Сформулируйте цель урока:

- Различатьполные и краткие прилагательные

Уметь:

-правильно употреблять прилагательные в речи;

-указывать морфологические признаки прилагательных;

-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.

-определять роль кратких прилагательных в предложении.

-Назовите морфологические признаки краткого прилагательного догадлив (изменяется по числам, в единственном числе по родам).

- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.

Я- учитель всей страны.

Дети все мои умны.

Всем ученикам умнам

Я урок прекрасный дам.



Эта девочка умна.

Всё запомнила она.

Я люблю её одну.

Эту девочку умну.



Этот мальчик так умён.

Всё на свете знает он.

И услышит вся страна

Про мальчонку, про умна.



Что вы заметили, все ли было грамотно?

Вывод: краткие прилагательные не склоняются, ОН ДОГАДЛИВ, А ОНА?.., а они? сделайте выводы.

Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных.

Давайте вспомним прямой порядок слов в предложении?

(определение, подлежащее, сказуемое, дополнение)

-Составьте предложение с кратким прилагательным, используя слова из столбика.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Моя мама добра и догадлива. ( Повествов.,невоскл, прост., нераспр..).

Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.

Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные.

Полные прилагательные обозначают постоянный признак, а краткие сиюминутный

Будьте добры!
Будьте разумны!
Будьте счастливы!

6. Физминутка.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

7. Закрепление материала.

1.Выполняют упражнение 589 письменно, с комментированием.

Вывод: от полных прилагательных можно образовать краткую форму.

2.Задание: образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм.

Белый

Деревянный

Слепой

Счастливый

Спелый

Железный

Вывод: не все прилагательные могут иметь две формы- полную и краткую.

Учитель. Деревянный, железный - это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных вы познакомитесь в 6 классе.

8. Цифровой диктант.1- полные прилагательные, 2- краткие.

Благодарен, узкий, интересен, болтлив, чистый, быстр, умен, могуч, ядовитый, молодой, бесполезный, вкусен.

Проверка.

9. Итог урока. Творческая работа. Синквейн по теме: «Прилагательные полные и краткие». Например:

Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них трудно!
Эпитеты.

А сейчас назовите 6 любых прилагательных (дети называют).

Сегодня урок был……….

Мы выполняли………….задания.

Некоторые ребята………..и…………….

Сейчас все сидят в ожидании…………….оценки.

Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут………….

(смешно).



-Выберите из цветных кругов тот, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Выставление отметок.

10. Д/З: 1) упр.590.

2) Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.

3) сочинение - миниатюра “Здоровье – наше богатство”.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5 классе «Полные и краткие имена прилагательные».

Автор: Федотова Елена Вячеславовна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ": «Имя прилагательное» Повторение изученного в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(61) "imia-prilaghatiel-noie-povtorieniie-izuchiennogho-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "191632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427351205"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок русского языка "Разряды имен прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "353830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923921"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Презентация к уроку  русского языка во 2 классе "Полные и краткие имена прилагательные" УМК "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(117) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-polnyie-i-kratkiie-imiena-prilaghatiel-nyie-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "216640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433085775"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "231616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442569369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства