1 .Научить строить текст в определенной композиционной форме.
2. Развивать способности внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
3. Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребенка.
Оборудование урока: цветная иллюстрация с изображением лисы.
Предварительная подготовка: сбор детьми материала о лисице.
Ход урока.
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок ? (Нет!)
- Только начался урок ? ( Да!)
- Хотите учиться ? (Да!)
- Значит можно садиться !
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной цели.
- Сегодня мы будем писать сочинение. Описывать животное. Мы научимся описывать это животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о нем представление.
3. Рассматривание животного на иллюстрации. Наблюдение его признаков.
- С чего начнем подготовку к сочинению ? ( Внимательно рассмотрим животное).
- Кто изображен на иллюстрации ? ( Лиса )
- Почему вы думаете, что это лиса? ( Пушистый хвост, рыжая, белая грудка, острые зубки, вытянутая мордочка и т.д.
- Кто-нибудь из вас знает, почему это животное назвали лисой?
- Слово «лиса» - образовано от слова «лис» . До сих пор у нас встречаются выражения лисый (желтоватый), залисеть ( пожелтеть) . Следовательно лисицей звали зверя за желтую шерсть.
- Какие у животного повадки? ( Хитрая, коварная, умная, ловкая).
- Где живет лисица? ( В лесу, в покинутых норках сурков и барсуков, в основном предпочитает луговые местности).
- Чем питается? ( Мышами, кроликами. Курочками, кузнечиками, фруктами и ягодами).
- Приносит лисица вред или пользу? Почему вы так думаете?
- А каково ваше отношение к этому зверьку?
Физкультминутка.
Лиска, лисонька, лиса,
Рыжехвостая краса!
Лиска раненько встает,
Лапки моет , воду пьет.
Прибирает лиска в норке
И выходит на пригорок:
Раз. Два, три, четыре, пять –
Лиска хочет сильно спать!
4. Словарно-орфографическая подготовка.
- Подберите необходимые имена прилагательные:
Туловище какое? …
Ушки какие? …
Глазки какие? …
Слух какой? …
- Как по-другому можно назвать лису? Подберите синонимы. (Лисица, лисичка, лисонька, она, плутовка)
- Для чего это нужно ? (чтобы не было повторений в тексте)
- Что еще нужно сделать, чтобы грамотно написать сочинение? ( Повторить правила написание трудных орфограмм)
Учащиеся называют изученные орфограммы, повторяют правила их написания.
5. Подготовка к письменной передаче текста. Составление плана.
Учитель произносит слово «заяц» - все приседают, руки вперед; «лиса» - все встают, руки поднимают вверх.
6.Составление устного рассказа по вопросам плана и опорным словам.
7. самостоятельная запись текста.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
8.Проверка и самостоятельное редактирование текста.
9.Итог урока. Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- Как вы считаете, удалось ли вам сочинение-описание?
- Кто хотел бы прочитать свою работу?
- Поднимите руку те, кому сегодняшняя работа на уроке показалась сложной.
-Похлопайте в ладоши те , кому было легко.
Приложение к уроку.
Лиса - дикое животное.
Обычно она обитает в лесу, на полях. Среди лис много разновидностей. Самая популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.
Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее черные сапожки. Шерсть бархатная, рыжая. Хвост пушистый. Грудка белая. Ушки острые. Глазки у нее зоркие, а зрачки, как у кошки.
Питается в основном лисица мышами, этим самым принося огромную пользу. Не брезгует кузнечиками.
Лиса хитрая, умеет запутывать следы. Она - хороший пловец.
Удивительное животное – лиса. Она дикая.
Зверек живет в покинутых норках сусликов и барсуков, предпочитает луговые местности.
У лисоньки длинное вытянутое туловище, окрашенное в оранжевый цвет. На лапках черные сапожки. Шерсть мягкая , бархатная. Грудка красивая, белая. Ушки у нее острые. Глазки смышленые, умные.
Питается лиса мышами, зайцами. У заспавшегося хозяина таскает кур.
Лисичка - отличный пловец. От врагов она убегает зигзагами. Бегает лисица очень быстро.