1. | Актуализация знаний. | Языковая разминка. Комплексный анализ предложения. Запись под диктовку. Землеройка пискнула в старой листве и скрылась в норке. а) Обозначить орфограммы. б) Синтаксический разбор предложения. Выписать словосочетания с вопросами, указать главное и зависимое слово.
| Записывают под диктовку, 1 ученик работает у доски | - представлять информацию в виде схемы; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - развиваем умение слушать и понимать других. | Самооценка Контроль со стороны учащихся |
2. | Прогнозирование цели и темы урока | – Прочитайте текст в упр. 109. Какова его главная мысль? («Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю») – Как она выражена: прямо или читается между строк? - Какова тема текста? (чтение словарей) - Зачем, читать словари? (Гипотезы детей) Спрогнозируйте на основе этого текста тему урока. (Словари.) – Какие вы знаете словари? (Предположения детей.) – Что можно узнать из словарей? (Предположения детей.) Проверим ваши предположения в конце урока. | Индивидуальное ознакомительное чтение; Фронтальная форма работы | - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - осознание учебной задачи | Сверить с образцом на доске. |
3. | Развитие учебно-языковых и речевых умений | - Значение, какого слова вам было непонятно в тексте? - Где можно узнать значение данного слова? (стр. 154) - Что находится на этой странице? (толковый словарь) - Почему он так назван? Зачем он нужен? Узнайте значение слова. - Найдите в толковом словаре учебника слово гроза. - Как быстро найти слово? (слова расположены в алфавитном порядке) - Что заметили в этой словарной статье? (цифры) - Что они обозначают? Вывод: значит, в толковом словаре можно найти не только толкование слова, но и узнать многозначное оно или нет. - Что ещё можно узнать из этой статьи? (признаки существительного) - Найдите в толковом словаре любое многозначное слово и составьте предложения, где эти существительные будут употреблены в разных значениях. - Запишите предложения. Обозначьте орфограммы в тетради соседа, оцените орфографию и пунктуацию (в случае несогласия попросите объяснений или разрешите спор с помощью учителя). Самыми известными авторами толковых словарей были В.И.Даль (22.11.1801 – 215 лет), С.И. Ожегов (22.09.1900 – 116 лет) - Это все словари? - Какие знаете, ещё? (словарь синонимов) - Что такое синонимы? - Зачем нужны такие словари? (предположения) - Назовите синонимы слова жилище (записать) - Упр.112 (сравните свою работу со словарной статьей). - Подтвердились наши предположения? (дописать) - Когда обратитесь за помощью к словарю синонимов? - А из какого словаря взята вторая статья? Докажите. - Теперь все словари? - Какие, ещё знаете? (словарь антонимов) - Что такое антонимы? - Прочитайте статью из словаря антонимов (определите, чем статья из словаря антонимов отличается от статей в других словарях?). Отличия запишите. - С какими антонимами работали? - Какие отличия нашли? - Это все словари? - Какие ещё бывают? Узнайте дома. | Работа в парах, высказывания учащихся Учащиеся придумывают синонимы к указанному слову и сравнивают свою работу со словарной статьей, записывают в тетрадь синонимы Работа в группах | - на основе анализа объектов делать выводы. - обобщать и классифицировать по признакам. - ориентироваться на развороте учебника. - развиваем умение слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в паре, группе | Наблюдение Оценочные высказывания в ходе работы Взаимопроверка Оценочные высказывания |
4. | Итог урока | - С какими словарями работали на уроке? - Сможете узнать словарь? 1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый словарь.) 2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов.) 3) Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Эти слова противоположны по значению. (Словарь антонимов.) 4) С моей помощью вы можете узнать о значении иностранных слов. (Словарь иностранных слов.) - Как определили? Какие слова подсказали? - Вернемся к главной мысли текста с которого начинали урок. - Теперь, согласны с тем, что «Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю»? - Как сейчас ответите на вопрос, зачем он это делает? - Просмотрите гипотезы, которые вы выдвинули в начале урока, с чем согласитесь? Что уточните, дополните? | Фронтальная форма работы | - на основе анализа объектов делать выводы; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; -осознание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни; | Доказательство |