kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок был обобщающий по разделу "Орфография" по "Планете Знаний". Тема урока "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова" .Он был проведен для учителей  ШМО в декабре 2016 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова»»

Открытый урок по русскому языку во 2 «А» классе МБОУ «Школа № 2»

Учитель: Марушонкова Людмила Викторовна

УМК: «Планета знаний»

Тема урока: «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова»

Цель урока: формирование умение правильно писать безударную гласную в корне слова.

Задачи урока:

  1. Учить подбирать проверочные слова способом подбора однокоренных слов и изменением формы слова, познакомить с новыми словарными словами «синица», «снегирь», «природа», формировать навыки устной и письменной речи;

  2. Создать условия для формирования метапредметных и личностных УУД:

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, сотрудничать со сверстниками и учителем, учиться работать в парах и группах.

-Регулятивные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, прогнозирование, целеполагание, контроль, коррекция, самопроверка, самооценка;

-Познавательные УУД:

1. Общеучебные УУД: определять и формулировать тему урока и учебные задачи урока с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, искать и выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, осуществлять рефлексию способов действий, их контроль и оценку.

2. Логические УУД: синтез, как составление целого из частей.

3. Постановка и решение проблем: формулирование проблемы и нахождение способов решения этой проблемы.

-Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: фронтальная, парная, групповая.

Используемые технологии: технология учебного сотрудничества, технология групповой работы на уроке, технология проблемного диалога, технология развития критического мышления, ИКТ.

Средство обучения: учебники, тетради, проектор, интерактивная доска, классная доска, компьютер, карточки с безударными гласными, сигнальные карточки «Светофор».

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.


Технологическая карта урока


Этап урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Мотивационный

3

Ребята, на улице у нас зима и холодно. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям давайте, согреем их и нас своими улыбками.

- Мы рады приветствовать Вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.


Урок русского языка и мне хочется начать с пословицы.

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы?

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?


Предполагаемый ответ детей:

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.


– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

(Внимательность, наблюдательность, слушать и слышать.).

Все эти качества относятся к человеку, которого называют детектив. Я предлагаю Вам сегодня побывать в роли детективов, а наш кабинет будет называться так: «Детективное агентство». (Слайд 2)

-Интересно, кто станет лучшим сыщиком?









Дети объясняют смысл пословицы,

отвечают на вопросы учителя.




Познавательные УУД: умение строить высказывание.


Коммуникативные УУД: участвуют в учебном диалоге, выражение своей мысли, навыки сотрудничества.


Личностные УУД: личностная позиция, выражение эмоционального настроя с помощью жестов


Регулятивные УУД: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров









2. Постановка учебной задачи.

Операционный


Метод: частично-поисковый


Прием: учебный диалог.


Форма обучения: фронтальная









Метод:

исследовательский

Форма обучения: фронтальная


Прием: учебный диалог.


















Форма обучения:

фронтальная

























Прием: РКМЧП (Корзина идей)










- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась орфограмма. Что будем делать? (собирать информацию)

- Какие у вас возникли вопросы? (Слайд 3)

Что

Где

Как надо проверять?

Чем

- Используя эти вопросы составим фоторобот.

- Ребята любой детектив записывает нужную информацию в свой блокнот. Предлагаю открыть тетради и сделать первые записи: число и Классная работа. (Слайд 4)











Повторение знаний. Самостоятельная работа. Определение объекта наблюдения.

- Поступило сообщение, что буквы, которые нас выведут на след, спрятались в этих словах, и только самый опытный детектив в состоянии их обнаружить.

Сн…говик, к…рмушка, р…бина, з…ма, гл…за. (Слайд 5)

Почему запись этих слов вызывает затруднение? (в них есть безударные гласные)


-Что надо делать? (проверять)

- Как именно?

(Если гласный вызывает сомнение,

Ты его немедленно ставь под ударение.

Ударение над гласным.

Может сделать букву ясной.)


- Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

- Проверяем, какие буквы вставили (на доске появляются буквы: а,о,и,е,я) (Слайд 6)

-Каждый детектив должен знать правила дорожного движения и поэтому на уроке вы будете оценивать каждую свою работу с помощью сигналов светофора, на полях.

-Зеленый кружок, говорит о том, что вы выполнили все правильно.

Желтый кружок – вы допустили 1-2 ошибки.

Красный кружок– Вы старались как могли, но Вам еще надо потрудиться.

-Оцените себя.


Минутка чистописания.

(Слайды № 7-11) Каждый грамотный человек должен уметь  красиво писать и в этом нам поможет чистописание.

- Напишите эти буквы правильно и красиво. Теперь выберете самые красивые буквы и подчеркните их.

-Какие звуки обозначают эти буквы? (гласные)

-Итак, мы определили, что объект нашего изучения гласные буквы.

-Давайте вспомним, что мы о них знаем.

1. Обозначают гласные звуки.

2. Бывают в сильной и слабой позиции: ударные -в сильной, безударные – в слабой.)

Постепенно собирается следующая схема. (Слайд 12)


- Что общего у всех этих слов?

(Это слова с безударной гласной )

- Какое слово будет лишнее? (рябина)

- Как Вы думаете ребята какая тема нашего урока? (Безударная гласная в корне слова)

ТЕМА УРОКА: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

(Слайд 13)

Ребята, какое предложение можно составить со словом рябина? Укажите части речи.

Взаимопроверка тетрадей (рисуют кружок на полях)







Дети отвечают на вопросы, анализируют, записывают в тетради число и Классная работа
















Дети вставляют пропущенные буквы.




Отвечают на вопросы.







Дети записывают в свою тетрадь буквы: а,о,и,е,я.

Проверяют и оценивают себя.








Определяют объект учебной деятельности, структурируют свои знания об объекте учебной деятельности




Дети отвечают на вопросы, называют тему и учебные задачи.








Дети составляют предложение, указывают части речи.проверяют и оценивают друг друга.





Позновательные УУД:

1.Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, нахождение способов решения проблемы)

2.Общеучебные УУД (речевое развитие)


Коммуникативные УУД: постановка вопросов, участвуют в учебном диалоге


Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.



Позновательные УУД (общеучебные): выбор способов решения задач, структурирование знаний.

Регулятивные: самооценка,

самоконтроль.

Личностные УУД: личностная позиция.


Коммуникативные УУД: выражение своей мысли, навыки сотрудничества, управление поведением партнера














Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, знаково-символические действия (общеучебные УУД: моделирование), нахождение лишнего.


Регулятивные УУД: целеполагание, самооценка.

Коммуникативные УУД: выражение своей мысли, умение договариваться, вести дискуссию.













Познавательные УУД: умение строить высказывание.

Личностные УУД: личностная позиция.

Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль

Коммуникативные УУД:

умение выразить свою мысль, навыки учебного сотрудничества.

3.Актуализация знаний.

Метод:

Исследовательс-кий, практический (работа с книгой)

Форма обучения: групповая

Прием: выполне-ние орфографи-ческого упражнения



- Дорогие сыщики, средством получения нужной информации у нас будет, как вы думаете что? (Учебник)

- Давайте откроем учебники на стр. 110 упр. 26.

Предлагаю поиграть в игру «Собери улику», работу выполняем по рядам. Каждый ряд собирает свою улику – группу слов записывает в тетрадях.

1 ряд – с безударной гласной – «о»

2 ряд - с безударной гласной – «а»

3 ряд - с безударной гласной – «е»

- Теперь мы можем проверить собранную улику (По одному человеку от каждой группы по очереди выходят к интерактивной доске и вставляют буквы, не забудь те оценить себя. (Дети проверяют слова и рисуют кружок)

Работают с книгой, выполняют упражнение 26 в тетрадях, проверяют себя с помощью образца на интерактивной доске. Самооценка.


Познавательные УУД: умение высказываться, поиск информации

Личностные УУД: личностная позиция.

Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль

Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению.


4.Физминутка

1

- В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах: (Слайд 14)
носами – "о'' (рисуем носом)
ногой - ''я''
бедром - ''е''
локтем - ''и''
глазами – ''а''
-Молодцы, ваши буквы были весёлыми и дружными!


Смена деятельности

Личностные УУД: смена вида деятельности

5.Первичное усвоение новых знаний.


Метод:

Частично-поисковый

Форма обучения: фронтальная

Прием: выполнение орфографическо-го упражнения










Метод:

Частично-поисковый

Форма обучения: фронтальная























6.Первичное закрепление.

Метод:

Исследовательс-кий

Форма обучения: групповая.

Прием: выполнение орфографическо-го упражнения, работа с карточками




Метод:

словесно- практический Форма обучения: фронтальная Прием: выполнение орфографическо-го упражнения





-Ребята, в наше Детективное агентство прилетел отряд агентов, чтобы поделиться своим опытом работы. Давайте познакомимся с ними. Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать их. (Слайд 15)

  1. Скачет птичка по дорожке

Собирает шустро крошки

А потом на ветку прыг

И чирикнет: « Чик – Чирик!» ( воробей)

- Какие два слова спрятались в названии птицы? (Вор-бей) (Слайд 16)

- Свое название он получил в глубокой древности и связано оно с повадками этих птиц - делать налеты на фермерские угодья. Гоняя птичек, люди кричали «Вора бей!

- В народе говорят «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» Как понимаете?

  1. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунь я белобока

А зовут её …. ( сорока)

- Почему ее считают хищной птицей? (Губит себе подобных птиц)

- А чем она полезная? (Уничтожает гусениц и мышей)

- А в какую игру любят играть маленькие дети вместе с мамами?

- Поиграем.

- Ребята, а других агентов вы найдете в учебнике. Посмотрите упр. 28 и внимательно прочитайте текст. Подумайте, о какой птице идет речь?

( синица)

- Почему ее так назвали? (Она издает звук « си-си-синь»)

- Ребята, существует 46 видов синиц, они обитают в Евразии, Африке и Северной Америке (показ на карте).

- Это словарное слово, давайте подчеркнем орфограмму в корне слова. А можно ли проверить слово синица? (Нет, это словарное слово)

- А какую птицу описывает поэт в упражнении 30 на странице 111? (А. Александрова, снегирь)

- Почему его так назвали?

- Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять …. ( снегирь)

-Где можно узнать значение слова снегирь?(В этимологическом словаре)

- Этимо - истинное значение слова. (читаем стр. 139)

- СНИГИРЬ ( так, оно писалось раньше) и образовано оно от тюркского СНИГ, что значит «красногрудый». Потом это слово изменилось на современное написание СНЕГИРЬ и ассоциируется в народе с первым снегом. Как пойдёт первый снежок – жди снегиря.

-Давайте запишем это слово и подчеркнем орфограмму в корне.

-А являются ли синица и снегирь частью природы? (да)

-Какой? (живой)

-Предлагаю записать вам в своих тетрадях еще одно словарное слово – слово природа. Найдите его в рамочке на странице 111 и запишите в тетрадь.


Работа в группах. (Слайд 17)

- У вас лежат карточки. Вам надо составить предложения из слов:

ПОЛОСЕ, В, НАШЕЙ, СОРОКА, СНЕГИРЬ, ЗИМУЮТ, ДЯТЕЛ, ПРИРОДНОЙ, ВОРОБЕЙ.

(Выслушиваем предложения, выбираем которое понравилось больше всего и записываем это предложение в тетрадь.)

Взаимопроверка тетрадей (рисуют кружок на полях).





- Ребята, а как помочь птицам пережить зиму?

(Развесить кормушки, насыпать корм.)

Ученик читает:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетаются, как домой

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна

Горсть зерна и не страшна

Будет им зима.

А. Яшин


Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя.

















Дети читают упражнение 28, записывают в тетради слово синица, подчеркивают орфограмму в корне слова..



Дети читают упражнение 30

Записывают в тетрадь слово снегирь.


Работа со словарем.











Дети работают в группах по 4 человека, составляют предложения из слов и которое понравилось больше всего записывают в тетрадь.





Отвечают на вопрос учителя.

Ученик выразительно читает стихотворение

Коммуникативные УУД:

Умение выразить мысль.

Личностные УУД:

Смыслообразование (мотивация).

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция.

Позновательные УУД:

  1. Общеучебные УУД: поиск информации.











Познавательные УУД: умение строить высказывание.

Коммуникативные УУД:

Умение выразить мысль,

навыки учебного сотрудничества.

Личностные УУД: личностная позиция.


Познавательные УУД: (Общеучебные УУД): умение строить высказывание, поиск информации.

Коммуникативные УУД:

Умение выразить мысль,

навыки учебного сотрудничества.

Личностные УУД: личностная позиция.









Позновательные УУД:

1.Логические УУД: синтез.

Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль

Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению.

Личностные УУД: личностная позиция,

смыслообразование (мотивация)


7.Физминутка

1

- Физкультминутка для глаз.

Смена деятельности

Личностные УУД: смена вида деятельности

8. Применение знаний и умений в новой ситуации (проблемные задания)

Метод: исследовательский

Форма обучения:

работа в группах

Прием: учебный диалог; выполнение орфографического упражнения; работа с карточками


Мотивация деятельности (просмотр мультфильма из презентации)

-К нам в детективное агентство обратился герой мультфильма Вини – Пух. Вы помните, когда у ослика Иа был день рождения, медвежонок обратился за помощью к Сове. Но он просит нас проверить, действительно ли Сова такая грамотная. Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма. Обратите внимание на записи и найдите ошибки.

Актуализация знаний.(слайд 18)






Давайте исправим ошибки и объясним написание.

Исправляем на картинке.




Дети работают в группах, находят и исправляют ошибки в тексте, объясняют их.

Познавательные УУД: умение высказываться.

Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль

Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению.

Личностные УУД: личностная позиция,

смыслообразование (мотивация)




9.Информация о домашнем задании


Домашнее задание на карточке.

-Выберите одно задание по выбору из трех.

-Кто хочет закрепить свои знания и лучше знать материал – выбирает задание 1.

- Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно- выбирает задание 2.

-Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3.

Задание 1 (1 уровень).

Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

М…лчать, м…сной, охр…нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать.

Задание 2 (2 уровень).

Составь из данных слов три предложения

1.     д . твора, снежную, любит, зиму

2.     в. дёт, лыжня в, лес

Задание 3 (3 уровень).

Спишите, исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана палзли посклону.

От крылись яркие сияющие горы.


Формулирую возникшие вопросы

Личностные УУД: личностная позиция.


Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль


10. Рефлексия


- Подведём итог работы нашего детективного агентства.

- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.

- Стали вы мудрее? В чем?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

-Ребята, продолжите предложение:

Я НАУЧИЛСЯ…

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ…


Я ПОВТОРИЛ…(Слайд 19)

- Ребята, а сейчас каждый из вас пусть оценит свою работу на уроке.

(Слайд 20)

-Сегодня славно дети потрудились

Вижу - многого добились.

Вы внимания не теряли

Сыщиками все вы стали!


-Мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу.


-Спасибо за урок! (Слайд 21)


Подводят итоги совместно с учителем





Оценивают свою работу на уроке


Прощаются

Регулятивные УУД: контроль своих действий на уроке, оценка, прогнозирование, планирование


Личностные УУД:

Самоопределение (внутренняя позиция)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова»

Автор: Марушонкова Людмила Викторовна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Написание слов с безударным гласным".Урок русского языка.2 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "napisaniie-slov-s-biezudarnym-ghlasnym-urok-russkogho-iazyka-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420191143"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-poniatiie-slozhnopodchinionnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "209414"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431127369"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка :Проверяемая и непроверяемая безударная гасная в корне слова. "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-russkogho-iazyka-provieriaiemaia-i-nieprovieriaiemaia-biezudarnaia-ghasnaia-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "125734"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415037870"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект  урока русского  языка на тему:  «Безударные гласные в корне слова»."
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemubiezudarnyieghlasnyievkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "315674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459939555"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "конспект урока по русскому языку в 1 классе Проверяемые и непроверяемые безударные гласные "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-1-klassie-provieriaiemyie-i-nieprovieriaiemyie-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "182374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425498570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства