1.Орг. момент Мотивационный | 3 | Ребята, на улице у нас зима и холодно. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям давайте, согреем их и нас своими улыбками. - Мы рады приветствовать Вас в нашем классе. Возможно, есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. Урок русского языка и мне хочется начать с пословицы. Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. – Как понимаете значение пословицы? – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Предполагаемый ответ детей: Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться. – К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. – Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность, слушать и слышать.). Все эти качества относятся к человеку, которого называют детектив. Я предлагаю Вам сегодня побывать в роли детективов, а наш кабинет будет называться так: «Детективное агентство». (Слайд 2) -Интересно, кто станет лучшим сыщиком? | Дети объясняют смысл пословицы, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: умение строить высказывание. Коммуникативные УУД: участвуют в учебном диалоге, выражение своей мысли, навыки сотрудничества. Личностные УУД: личностная позиция, выражение эмоционального настроя с помощью жестов Регулятивные УУД: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
2. Постановка учебной задачи. Операционный Метод: частично-поисковый Прием: учебный диалог. Форма обучения: фронтальная Метод: исследовательский Форма обучения: фронтальная Прием: учебный диалог. Форма обучения: фронтальная Прием: РКМЧП (Корзина идей) | | - Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась орфограмма. Что будем делать? (собирать информацию) - Какие у вас возникли вопросы? (Слайд 3) Что Где Как надо проверять? Чем - Используя эти вопросы составим фоторобот. - Ребята любой детектив записывает нужную информацию в свой блокнот. Предлагаю открыть тетради и сделать первые записи: число и Классная работа. (Слайд 4) Повторение знаний. Самостоятельная работа. Определение объекта наблюдения. - Поступило сообщение, что буквы, которые нас выведут на след, спрятались в этих словах, и только самый опытный детектив в состоянии их обнаружить. Сн…говик, к…рмушка, р…бина, з…ма, гл…за. (Слайд 5) Почему запись этих слов вызывает затруднение? (в них есть безударные гласные) -Что надо делать? (проверять) - Как именно? (Если гласный вызывает сомнение, Ты его немедленно ставь под ударение. Ударение над гласным. Может сделать букву ясной.) - Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. - Проверяем, какие буквы вставили (на доске появляются буквы: а,о,и,е,я) (Слайд 6) -Каждый детектив должен знать правила дорожного движения и поэтому на уроке вы будете оценивать каждую свою работу с помощью сигналов светофора, на полях. -Зеленый кружок, говорит о том, что вы выполнили все правильно. Желтый кружок – вы допустили 1-2 ошибки. Красный кружок– Вы старались как могли, но Вам еще надо потрудиться. -Оцените себя. Минутка чистописания. (Слайды № 7-11) Каждый грамотный человек должен уметь красиво писать и в этом нам поможет чистописание. - Напишите эти буквы правильно и красиво. Теперь выберете самые красивые буквы и подчеркните их. -Какие звуки обозначают эти буквы? (гласные) -Итак, мы определили, что объект нашего изучения гласные буквы. -Давайте вспомним, что мы о них знаем. 1. Обозначают гласные звуки. 2. Бывают в сильной и слабой позиции: ударные -в сильной, безударные – в слабой.) Постепенно собирается следующая схема. (Слайд 12) - Что общего у всех этих слов? (Это слова с безударной гласной ) - Какое слово будет лишнее? (рябина) - Как Вы думаете ребята какая тема нашего урока? (Безударная гласная в корне слова) ТЕМА УРОКА: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. (Слайд 13) Ребята, какое предложение можно составить со словом рябина? Укажите части речи. Взаимопроверка тетрадей (рисуют кружок на полях) | Дети отвечают на вопросы, анализируют, записывают в тетради число и Классная работа Дети вставляют пропущенные буквы. Отвечают на вопросы. Дети записывают в свою тетрадь буквы: а,о,и,е,я. Проверяют и оценивают себя. Определяют объект учебной деятельности, структурируют свои знания об объекте учебной деятельности Дети отвечают на вопросы, называют тему и учебные задачи. Дети составляют предложение, указывают части речи.проверяют и оценивают друг друга. | Позновательные УУД: 1.Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, нахождение способов решения проблемы) 2.Общеучебные УУД (речевое развитие) Коммуникативные УУД: постановка вопросов, участвуют в учебном диалоге Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Позновательные УУД (общеучебные): выбор способов решения задач, структурирование знаний. Регулятивные: самооценка, самоконтроль. Личностные УУД: личностная позиция. Коммуникативные УУД: выражение своей мысли, навыки сотрудничества, управление поведением партнера Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, знаково-символические действия (общеучебные УУД: моделирование), нахождение лишнего. Регулятивные УУД: целеполагание, самооценка. Коммуникативные УУД: выражение своей мысли, умение договариваться, вести дискуссию. Познавательные УУД: умение строить высказывание. Личностные УУД: личностная позиция. Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль Коммуникативные УУД: умение выразить свою мысль, навыки учебного сотрудничества. |
3.Актуализация знаний. Метод: Исследовательс-кий, практический (работа с книгой) Форма обучения: групповая Прием: выполне-ние орфографи-ческого упражнения | | - Дорогие сыщики, средством получения нужной информации у нас будет, как вы думаете что? (Учебник) - Давайте откроем учебники на стр. 110 упр. 26. Предлагаю поиграть в игру «Собери улику», работу выполняем по рядам. Каждый ряд собирает свою улику – группу слов записывает в тетрадях. 1 ряд – с безударной гласной – «о» 2 ряд - с безударной гласной – «а» 3 ряд - с безударной гласной – «е» - Теперь мы можем проверить собранную улику (По одному человеку от каждой группы по очереди выходят к интерактивной доске и вставляют буквы, не забудь те оценить себя. (Дети проверяют слова и рисуют кружок) | Работают с книгой, выполняют упражнение 26 в тетрадях, проверяют себя с помощью образца на интерактивной доске. Самооценка. | Познавательные УУД: умение высказываться, поиск информации Личностные УУД: личностная позиция. Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению. |
5.Первичное усвоение новых знаний. Метод: Частично-поисковый Форма обучения: фронтальная Прием: выполнение орфографическо-го упражнения Метод: Частично-поисковый Форма обучения: фронтальная 6.Первичное закрепление. Метод: Исследовательс-кий Форма обучения: групповая. Прием: выполнение орфографическо-го упражнения, работа с карточками Метод: словесно- практический Форма обучения: фронтальная Прием: выполнение орфографическо-го упражнения | | -Ребята, в наше Детективное агентство прилетел отряд агентов, чтобы поделиться своим опытом работы. Давайте познакомимся с ними. Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать их. (Слайд 15) Скачет птичка по дорожке Собирает шустро крошки А потом на ветку прыг И чирикнет: « Чик – Чирик!» ( воробей) - Какие два слова спрятались в названии птицы? (Вор-бей) (Слайд 16) - Свое название он получил в глубокой древности и связано оно с повадками этих птиц - делать налеты на фермерские угодья. Гоняя птичек, люди кричали «Вора бей! - В народе говорят «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» Как понимаете? Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунь я белобока А зовут её …. ( сорока) - Почему ее считают хищной птицей? (Губит себе подобных птиц) - А чем она полезная? (Уничтожает гусениц и мышей) - А в какую игру любят играть маленькие дети вместе с мамами? - Поиграем. - Ребята, а других агентов вы найдете в учебнике. Посмотрите упр. 28 и внимательно прочитайте текст. Подумайте, о какой птице идет речь? ( синица) - Почему ее так назвали? (Она издает звук « си-си-синь») - Ребята, существует 46 видов синиц, они обитают в Евразии, Африке и Северной Америке (показ на карте). - Это словарное слово, давайте подчеркнем орфограмму в корне слова. А можно ли проверить слово синица? (Нет, это словарное слово) - А какую птицу описывает поэт в упражнении 30 на странице 111? (А. Александрова, снегирь) - Почему его так назвали? - Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать С первым снегом на рябине Он появится опять …. ( снегирь) -Где можно узнать значение слова снегирь?(В этимологическом словаре) - Этимо - истинное значение слова. (читаем стр. 139) - СНИГИРЬ ( так, оно писалось раньше) и образовано оно от тюркского СНИГ, что значит «красногрудый». Потом это слово изменилось на современное написание СНЕГИРЬ и ассоциируется в народе с первым снегом. Как пойдёт первый снежок – жди снегиря. -Давайте запишем это слово и подчеркнем орфограмму в корне. -А являются ли синица и снегирь частью природы? (да) -Какой? (живой) -Предлагаю записать вам в своих тетрадях еще одно словарное слово – слово природа. Найдите его в рамочке на странице 111 и запишите в тетрадь. Работа в группах. (Слайд 17) - У вас лежат карточки. Вам надо составить предложения из слов: ПОЛОСЕ, В, НАШЕЙ, СОРОКА, СНЕГИРЬ, ЗИМУЮТ, ДЯТЕЛ, ПРИРОДНОЙ, ВОРОБЕЙ. (Выслушиваем предложения, выбираем которое понравилось больше всего и записываем это предложение в тетрадь.) Взаимопроверка тетрадей (рисуют кружок на полях). - Ребята, а как помочь птицам пережить зиму? (Развесить кормушки, насыпать корм.) Ученик читает: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетаются, как домой Стайки на крыльцо Не богаты их корма Горсть зерна нужна Горсть зерна и не страшна Будет им зима. А. Яшин | Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя. Дети читают упражнение 28, записывают в тетради слово синица, подчеркивают орфограмму в корне слова.. Дети читают упражнение 30 Записывают в тетрадь слово снегирь. Работа со словарем. Дети работают в группах по 4 человека, составляют предложения из слов и которое понравилось больше всего записывают в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя. Ученик выразительно читает стихотворение | Коммуникативные УУД: Умение выразить мысль. Личностные УУД: Смыслообразование (мотивация). Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. Позновательные УУД: Общеучебные УУД: поиск информации. Познавательные УУД: умение строить высказывание. Коммуникативные УУД: Умение выразить мысль, навыки учебного сотрудничества. Личностные УУД: личностная позиция. Познавательные УУД: (Общеучебные УУД): умение строить высказывание, поиск информации. Коммуникативные УУД: Умение выразить мысль, навыки учебного сотрудничества. Личностные УУД: личностная позиция. Позновательные УУД: 1.Логические УУД: синтез. Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению. Личностные УУД: личностная позиция, смыслообразование (мотивация) |
8. Применение знаний и умений в новой ситуации (проблемные задания) Метод: исследовательский Форма обучения: работа в группах Прием: учебный диалог; выполнение орфографического упражнения; работа с карточками | | Мотивация деятельности (просмотр мультфильма из презентации) -К нам в детективное агентство обратился герой мультфильма Вини – Пух. Вы помните, когда у ослика Иа был день рождения, медвежонок обратился за помощью к Сове. Но он просит нас проверить, действительно ли Сова такая грамотная. Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма. Обратите внимание на записи и найдите ошибки. Актуализация знаний.(слайд 18) Давайте исправим ошибки и объясним написание. Исправляем на картинке. | Дети работают в группах, находят и исправляют ошибки в тексте, объясняют их. | Познавательные УУД: умение высказываться. Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению. Личностные УУД: личностная позиция, смыслообразование (мотивация) |
9.Информация о домашнем задании | | Домашнее задание на карточке. -Выберите одно задание по выбору из трех. -Кто хочет закрепить свои знания и лучше знать материал – выбирает задание 1. - Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно- выбирает задание 2. -Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3. Задание 1 (1 уровень). Спишите. В скобках напишите проверочные слова. М…лчать, м…сной, охр…нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать. Задание 2 (2 уровень). Составь из данных слов три предложения 1. д . твора, снежную, любит, зиму 2. в. дёт, лыжня в, лес Задание 3 (3 уровень). Спишите, исправив ошибки. Потинуло холадом. Последние клочя тумана палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы. | Формулирую возникшие вопросы | Личностные УУД: личностная позиция. Регулятивные УУД: самооценка,самоконтроль |
10. Рефлексия | | - Подведём итог работы нашего детективного агентства. - Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. - Стали вы мудрее? В чем? - Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока? -Ребята, продолжите предложение: Я НАУЧИЛСЯ… СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ… Я ПОВТОРИЛ…(Слайд 19) - Ребята, а сейчас каждый из вас пусть оценит свою работу на уроке. (Слайд 20) -Сегодня славно дети потрудились Вижу - многого добились. Вы внимания не теряли Сыщиками все вы стали! -Мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу. -Спасибо за урок! (Слайд 21) | Подводят итоги совместно с учителем Оценивают свою работу на уроке Прощаются | Регулятивные УУД: контроль своих действий на уроке, оценка, прогнозирование, планирование Личностные УУД: Самоопределение (внутренняя позиция) |