kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Признаки глагола и наречия у деепричастия" (закрепление темы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вторым по теме "Признаки глагола и наречия у деепричастия". Это урок закрепления полученных знаний о деепричастии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Признаки глагола и наречия у деепричастия" (закрепление темы)»

Урок русского языка в 7 классе


Тема : «Признаки глагола и наречия у деепричастия» ( закрепление темы)

Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Сосновская СОШ»


Цель урока:

- закрепить знания о признаках глагола и наречия у деепричастия; развивать умение находить деепричастие в тексте, правильно употреблять деепричастия в речи.


Задачи:

- обучающие: показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; ознакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; научить конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия, закрепить полученные знания на практике;

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании деепричастий; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления;

-воспитательные:  воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку. 



Ход урока:

Оргмомент: Какой сегодня хороший денек,

Давайте улыбнемся друг другу

И начнем наш урок.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Проверка домашнего задания: упр. 247, устное выступление учащихся – сравнительная характеристика причастия и деепричастия.

Примерный ответ:

Причастие и деепричастие – это особая форма глагола, образуются они от глаголов.

Причастие обозначает признак по действию, деепричастие – добавочное действие.

Признаки прилагательного и глагола совмещает в себе причастие, а наречия и глагола – деепричастие.

Причастие изменяется по родам, числам, падежам, как и прилагательное, а вот деепричастие является неизменяемой частью речи, как и наречие.

Ярким морфемным признаком причастия являются суффиксы – ащ/-ящ-, -ущ/-ющ-,

- вш- ,-ш-, - енн-, -нн-, -т-, -ем/-ом-, -им-.

У деепричастия суффиксов меньше, но они тоже являются ярким морфемным признаком этой части речи: - а,-я, -в-, -ши, -вши.

В предложении причастие чаще всего является определением, в краткой форме – сказуемым, деепричастие – обстоятельством. Определяемым словом для причастия является существительное, а для деепричастия – глагол.

Класс слушает и приводит свои примеры по каждому тезису.

  1. Актуализация опорных знаний.

Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу. (Распечатка у каждого ученика)


Прочитав все словари мы не спали до зари.

Простираясь перед нами равнина манила цветами.

Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.

Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.

Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.

Касаясь этого звонка слышу трель издалека.

Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.



-зар- -зор-



-гор- -гар-



-раст- -рос- -ращ-



-кас- -кос-



-бер- -бир-



-тер- -тир-



-чет- -чит-



-равн- -ровн-



-скак- -скоч-



-плав- -плов- -плыв-



-мак- -мок-





  1. Закрепление полученных ранее знаний

Задание № 1

Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.

Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.


Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять, издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть, сдвигать, сдаться, упереться.


Задание №2

Замените отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ (-СЬ).


Борьба-

охота-

встреча-

остановка-

обтирание-

занятие-

прогулка-

купание-

сопротивление-

подъём-

подготовка-

ученье-


Физминутка

- А теперь, ребята, поработаем над развитием речи, попробуйте выполнить задание по составлению предложений с деепричастными оборотами:

( в целях экономии времени лучше сделать распечатки для учеников)

Задание 3

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.


  1. Рефлексия. Подчеркни нужное

- Мне урок понравился / не понравился

- Я узнал(а) новое для себя/ все мне было известно

- Мне было трудно / не трудно

5. Домашнее задание : повторить § 142, закончить задание 3



Распечатка для учеников:

Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу.

Прочитав все словари мы не спали до зари.

Простираясь перед нами равнина манила цветами.

Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.

Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.

Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.

Касаясь этого звонка слышу трель издалека.

Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.



-зар- -зор-



-гор- -гар-



-раст- -рос- -ращ-



-кас- -кос-



-бер- -бир-



-тер- -тир-



-чет- -чит-



-равн- -ровн-



-скак- -скоч-



-плав- -плов- -плыв-



-мак- -мок-




Задание № 1

Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.

Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.


Воевать, вознестись, возникнуть, вымокнуть, завизжать, запереться, извести, известись, изгонять, издавать, красться, найти, обвести, обламывать, обрести, околдовывать, отвлечься, отцвести, остричься, ошибиться, препираться, посеять, приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть, сдвигать, сдаться, упереться.


Задание №2

Замените отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ (-СЬ).


Борьба-

охота-

встреча-

остановка-

обтирание-

занятие-

прогулка-

купание-

сопротивление-

подъём-

подготовка-

ученье-


Задание 3

К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант.

1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок русского языка "Признаки глагола и наречия у деепричастия" (закрепление темы)

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykaupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448198898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка в 7 классе "Удивительные гибриды" (понятие о деепричастии) "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-udivitiel-nyie-ghibridy-poniatiie-o-dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "223113"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437293175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства