Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Признаки глагола и наречия у деепричастия" (закрепление темы)»
Урок русского языка в 7 классе
Тема : «Признаки глагола и наречия у деепричастия» ( закрепление темы)
Автор : Гаврилова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Цель урока:
- закрепить знания о признаках глагола и наречия у деепричастия; развивать умение находить деепричастие в тексте, правильно употреблять деепричастия в речи.
Задачи:
- обучающие: показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; ознакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; научить конструировать предложения по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия, закрепить полученные знания на практике;
-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании деепричастий; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления;
-воспитательные: воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.
Ход урока:
Оргмомент: Какой сегодня хороший денек,
Давайте улыбнемся друг другу
И начнем наш урок.
Мотивация к учебной деятельности
Проверка домашнего задания: упр. 247, устное выступление учащихся – сравнительная характеристика причастия и деепричастия.
Примерный ответ:
Причастие и деепричастие – это особая форма глагола, образуются они от глаголов.
Причастие обозначает признак по действию, деепричастие – добавочное действие.
Признаки прилагательного и глагола совмещает в себе причастие, а наречия и глагола – деепричастие.
Причастие изменяется по родам, числам, падежам, как и прилагательное, а вот деепричастие является неизменяемой частью речи, как и наречие.
Ярким морфемным признаком причастия являются суффиксы – ащ/-ящ-, -ущ/-ющ-,
- вш- ,-ш-, - енн-, -нн-, -т-, -ем/-ом-, -им-.
У деепричастия суффиксов меньше, но они тоже являются ярким морфемным признаком этой части речи: - а,-я, -в-, -ши, -вши.
В предложении причастие чаще всего является определением, в краткой форме – сказуемым, деепричастие – обстоятельством. Определяемым словом для причастия является существительное, а для деепричастия – глагол.
Класс слушает и приводит свои примеры по каждому тезису.
Актуализация опорных знаний.
Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу. (Распечатка у каждого ученика)
Прочитав все словари мы не спали до зари.
Простираясь перед нами равнина манила цветами.
Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.
Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.
Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.
Касаясь этого звонка слышу трель издалека.
Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.
-зар- -зор-
-гор- -гар-
-раст- -рос- -ращ-
-кас- -кос-
-бер- -бир-
-тер- -тир-
-чет- -чит-
-равн- -ровн-
-скак- -скоч-
-плав- -плов- -плыв-
-мак- -мок-
Закрепление полученных ранее знаний
Задание № 1
Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем совершенного.
Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите суффиксы деепричастий.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}