Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Заглавная буква в именах собственных"»
Тема урока: Заглавная буква в именах собственных
Тип: урок обобщения и систематизации
Цель: обобщить знания учащихся о правописании слов- имен собственных, стимулировать интерес к наблюдению за речью.
Задачи:
Образовательная: формировать умении писать имена собственные с заглавной буквы, расширять кругозор учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;
Развивающая: развивать умение находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать у обучающихся логическое мышление, внимание.
Планируемые результаты:
1.Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; учебно-познавательный интерес к учебному предмету;
2.Предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание;
3.Метапредметные:
- познавательные УУД (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) - регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной речи по алгоритму или установке учителя; - коммуникативные УУД (уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, ручка
Литература:
Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык/Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.- М.:АСТ-Астрель, 2011.-96 с. (Планета знаний)
Структура урока:
1)Организационный момент (1 мин)
2) Актуализация знаний и целеполагание (3 мин)
3) Минутка чистописания (4 мин)
4)Повторение пройденного материала (19 мин)
5)Физминутка (1мин)
6)Закрепление знаний (9 мин)
7Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)
Оформление доски:
18 мая.
Классная работа.
Ход урока:
1.Организационный момент
-Сегодня урок русского языка у вас проведу я, Дарья Васильевна.
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока
-Ребята, прочитаем отрывок из стихотворения, вставляя подходящие по смыслу слова.
С лесенки ответил … (Вова): - Мама - летчик? Что ж такого! Вот у … (Коли), например, Мама - милиционер. А у …(Толи) и у …(Веры) Обе мамы - инженеры. А у …(Левы) мама - повар. Мама - летчик? Что ж такого!
-Ребята, из какого произведение эти строки?
Дети: «Михалков «А что у вас?»
-Как пишутся имена людей?
Дети: с заглавной буквы
-Правильно! А какие еще слова пишутся с заглавной буквы?(отвечают)
-Молодцы! Сегодня на уроке мы будем учиться писать с заглавной буквы имена собственные.
3. Формирование навыков каллиграфического письма.
1)Минутка чистописания
-Открываем свои тетради, записываем число, классная работа. Рассмотрите буквосочетания ус, ув, рг, зе. Запишите их в тетрадь каллиграфически правильно. (Прописывают каждое буквосочетание по одному разу)
- На следующей строчке слово газета. Газета- это словарное слово. Ударение падает на 2 слог. Непроверяемая безударная гласная а. Запишите это слово правильно 2 раза.(пишут)
-Давайте составим предложение со словом газета. (составляют, предлагают свои варианты) и запишем его(один человек у доски), подчеркнув подлежащее и сказуемое. Не забываем, что глаголы подчеркиваем 2 чертами. Слово, отвечающее на вопрос что?- предмет, подчеркивается одной чертой. Дети записывают предложение, подчеркивают главные слова.
-Нужно восстановить слово, здесь пропущены некоторые элементы букв. Какое это слово?
-Открываем учебники на странице 82. Смотрим упражнение 1. Прочитаем предложения.
С ними отправился вот Барсик.
Вот и первая рыбка!
Илья и Юра пошли на рыбалку.
На реке ребята закинули удочки.
-Ребята, куда отправились дети? (на рыбалку)
-Кто пошел с ними? (кот)
-Как записаны имена детей и кличка кота? (с заглавной буквы, потому что это имена собственные)
-Можно ли назвать эти предложения текстом? (нет)
-Правильно, потому что текст это связанные по смыслу предложения. Давайте восстановим этот текст.
-Какое будет первое предложение? (Илья и Юра пошли на рыбалку.)
Правильно, записываем это предложение. (записывают)
-Следующее предложение (С ними отправился вот Барсик.)
пишем на этой же строке, текстом.(пишут предложение)
-3 предложение(На реке ребята закинули удочки.) записываем. (пишут)
-И последнее предложение (Вот и первая рыбка!) дописываем.
-Молодцы! Следующее упражнение 1 в тетради. Нужно восстановить пословицы, соединив стрелочками.
Ум хорошо, а дома лучше.
Хорошо тому, а два лучше.
В гостях хорошо, кто в своем дому.
Соединяют стрелочками части пословиц.
Физминутка.
К нам на физминутку пришел мальчик Миша. Он и проведет её. (Включается видео с физминуткой)
-Молодцы! Продолжим. На странице 82 учебника смотрим упражнение 2. Прочитайте это четверостишие:
Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок!
-Из какой сказки это четверостишие? (Мойдодыр)
- Правильно. Какие буквы мы вставим в слова? (и, жи-ши пишем только с буквой и)
-Правильно. Прочитайте про себя несколько раз. (читают)
-Записываем в тетради упражнение 2, письмо по памяти.
На доске: Упр 2.
Письмо по памяти.
-Давайте ещё раз прочитаем все вместе(читают)
-Теперь закройте глазки и еще раз проговорите, а потом закройте учебник и запишите это четверостишие по памяти. (Записывают)
-Теперь, когда вы дописали, можно открыть учебники и посмотреть, правильно вы написали или нет.(Проверяют)
-Следующее упражнение 3. Мы повторим изученные словарные слова. Будем писать их под диктовку. Один у доски.
Диктую: Собака, заяц, тетрадь, сорока, дежурный, медведь, воробей, язык, ученик. -Теперь нужно выделить всё орфограммы и поставить ударение в каждом слове. (Выполняют задание)
-Молодцы. Смотрим упражнение 2 в тетради. Нужно найти и подчеркнуть слово, которое нельзя перенести.
Весна, веска красная! Приди, весна, с радостью, С великою милостью: со льном высоким, С корнем глубоким, с хлебом обильным!
-Какое слово нельзя перенести? (льном)
-Ребята, лён- это растение, которое используют в изготовлении ткани. (Фотография)
-Сколько в этом слове звуков? (4 звука)
-А сколько букв?(5 букв)
Подведение итогов. Рефлексия.
-Итак, ребята, какая тема урока была?
-Какие слова пишутся с заглавной буквы?
-Что показалось сложным на уроке?
-Вам понравился урок?
-Если вам всё было понятно и интересно, нарисуйте на полях вашей тетради весёлый смайлик, если вам было на уроке что-то непонятно нарисуйте грустный смайлик, а если вы вообще ничего не поняли и урок вам не понравился, нарисуйте плачущий смайлик. (Рисуют смайлики)