Урок русского языка по теме "Слова, обозначающие названия предмета ".
Урок русского языка по теме "Слова, обозначающие названия предмета ".
Урок русского языка по теме "Слова, обозначающие названия предмета ".
Цель: Закрепить знания о словах, обозначающих названия предметов.
Задачи:
формировать умения выделять их в тексте, ставить к ним вопросы кто? что?, разделять слова-предметы на «живые» (одушевлённые) и «неживые» (неодушевлённые);
коррекция зрительного восприятия, различных видов внимания, памяти, мышления на основе упражнений в запоминании, воспроизведении, сравнении;
развивать каллиграфические и гигиенические навыки письма;
воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка;
способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Слова, обозначающие названия предмета ".»
ТЕМА:
"Слова, обозначающие названия
предметов".
Урок русского языка по теме "Слова, обозначающие названия предмета ".
Цель: Закрепить знания о словах, обозначающих названия предметов.
Задачи:
формировать умения выделять их в тексте, ставить к ним вопросы кто? что?, разделять слова-предметы на «живые» (одушевлённые) и «неживые» (неодушевлённые);
коррекция зрительного восприятия, различных видов внимания, памяти, мышления на основе упражнений в запоминании, воспроизведении, сравнении;
развивать каллиграфические и гигиенические навыки письма;
воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка;
способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию.
Организация учащихся (Психологический настрой)
«Прозвенел опять звонок, Начинается урок. На уроках не хихикай, Стул туда-сюда не двигай, Педагога уважай И соседу не мешай»
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся
Покажите свои умные глазки, ровные спинки По вернитесь к гостям, улыбнитесь им. - Садитесь Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книжки? Ручки? И тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Повторяйте за мной: Мы – умные! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!
На столе у вас лежат смайлик покажите с каким настроением вы пришли ко мне на урок.
-Ребята, скажите мне на какой урок вы ко мне пришли? -Какой он по счету ? -Что мы делаем на этом уроке?
Какую цель мы поставим сегодня?
II. Введение в тему
– Ребята, нам прислали посылку. Здесь написано : Чтобы узнать от кого пришла вам посылка, вы должны отгадать по первым буквам слов – названий предметов: (учитель выставляет иллюстрации предметов; слабые учащиеся выкладывают нужные буквы из разрезной азбуки) черепаха, енот, береза, утюг, ромашка, арбуз, шуба, капуста, апельсин. (Чебурашка)
- А вот и картинки. Что изображено у нас на картинках?
- Молодцы! А теперь мы с вами поработаем в тетрадях, но для этого нам нужно разработать руку к письму.
Подготовка руки к письму.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы писать
Отдыхать мы тоже можем
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим
(Рапорт дежурного)
- Откройте тетради и запишите число.
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою- Карандаш вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
-Давайте запишим все эти слова в тетрадках.
- А теперь по первым буквам этих слов , вы должны собрать одно целое слово.
-Какое слово у нас получилось?
- Так , кто же нам прислал посылку?Чебурашка
– Давайте посмотрим, что же в посылке. Ребята, что то не получается открыть посылку.
-Ой, а тут еще одна записка. « Если вы, хотите узнать , что находится в этой посылке, вам нужно выполнить несколько заданий.
1) Чебурашка предлагает вам прослушать рассказ
-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…
Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.
Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?
- Мы, сегодня на уроке будем задавать вопросы.( А какие вопросы мы будем задавать ? и Зачем?)
- А зачем обычно задают вопросы?(Чтобы что то узнать)
_Верно! И сегодня мы будем говорить про слова , которые отвечают на вопросы кто ? Что?
-Вот скажите мне это что? (карандаш) , верно.
-А это , что? Машинка
-А это что? Черепашка
(Только это не что, а кто)
- Молодец Данил, ты очень верно заметил, что про одни слова мы говорим что, а про другие кто.
- А в чем же разница вот например между черепашкой и машинкой?( Черепашка двигается , но машинка тоже двигается)
_Верно вы заметили, Но ведь черепашка зато живая, а машинка нет.
-Теперь вы видите , что слова могут обозначать живые существа и нежевые. Тоесть они бывают одушевленными и неодушевленными.
Черепашка живое существо, она обозначается одушевленным словом и отвечает на вопрос кто?
-А карандаш и машинка неодушевленные, они отвечают на вопрос что.
Посмотрите , а у нас в классе есть неодушевленные предметы?
Молодцы!
Давайте откроем конверт и выполним следующее задание
2)Следующее задание «Собери цветок»
(Вам нужно из этой волшебной коробочке достать лепестки . На этих лепестках изображены картинки, вам предлагается правильно задать вопрос к картинке и собрать цветок)
Правило: Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопрос кто? или что? Кто ? Рабочий. Что ? Конфета.
3) Итак , третье задание нам нужно поработать с учебником.
Откройте учебник на стр.130 , упр.1(Назовите предметы. Прочитайте их названия. Запишите названия предметов. Какие вопросы можно поставить к каждому слову)
4) Следующее задание «Внимательные глазки»
«С этим словом что-то сталось, Буква лишняя закралась. Эту букву отними, Слово ты освободи»
фкфнфифгфа (книга) Какое слово получилось? Какой вопрос вы зададите к этому слову?
5)А теперь я предлагаю вам отдохнуть Физминутка (Видеофрагмент)
6) Игра на внимательность.
Учитель:-А сейчас мы выполним задание на внимательность. Я буду читать стихотворение очень медленно. Хлопните в ладоши, если в нем будет слово, которое отвечает на вопрос что?
На скамейку я встаю,
Еле ящик достаю.
Открываю ящик,
Голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
Письма настоящие.
-Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?
7)Следующее задание в группах
(Разбейтесь на две группы, выберите капитана команды) Я раздам вам картинки , вам нужно записать эти слова в тетрадь и задать к ним вопрос.
-Итак 1 группа, зачитайте свои слова и задайте к ним вопрос.
- 2 группа, что у вас получилось.
- Молодцы!
8)Следующее задание
-Рассмотрите картинку. Составьте небольшой рассказ по данной картинке.
-Вроде мы сделали все задания, а теперь давайте посмотрим откроется ли наша посылка.
- Волшебная книга.
Ой , кто же это из книги вышел.
(Выход бабы яги)
Здравствуйте , ребятишки! Ох, устали мои ножки, Долго к вам я Собиралась И красиво наряжалась. Отскоблила грязь От тела, Платье лучшее надела, Вилкой волосы чесала, Спичкой зубы ковыряла. Ножниц в доме не Нашлось, Ногти мне обгрызать Пришлось. Вот, на праздник Я пришла, Вам заданья Принесла!
- Меня вы узнали, друзья! Да, Баба Яга – это я! (пожимает всем руки)
- А теперь, представьтесь вы!
-Молодцы! Молодцы!
А сейчас я посмотрю, как усвоили вы урок?
Загадки я вам задам.
Нелегко идти пешком,
На себе нести свой дом.
Но довольна я вполне.
Он всегда-всегда при мне.
И поэтому на пляже,
На лугу, в лесу и даже
Под водой, в гостях у сома,
Я всегда, ребята, дома.
(Черепаха)
***
Если брал меня ты в руки
И прожег случайно брюки,
На меня не дуйся, брат,
В этом я не виноват.
(Утюг)
***
Он в комнате нашей
Стоит,
Как бычок.
Упёрся ногами -
Застыл
И молчок.
И держит для нас
Ежедневно
Часами
На спинке своей
Самовар с пирогами.
(Стол)
***
Эта рыба
С приплюснутым рылом
Не знакома совсем
С крокодилом,
Но не суйте ей
Пальцы,
Ребятки.
У неё
Крокодильи
Повадки.
(Щука)
***
С весны на лугу
За селом
Она легла
Сплошным ковром.
Как шёлк,
Воздушна и нежна.
Как изумруды,
Зелена.
(Трава)
***
Что за вздоры-разговоры?
Заявляю всем, всем, всем!
Раскрывайте все запоры -
Я гусей и кур не ем.
(Лиса)
***
Хотя изящна
И прекрасна,
А ноги жмет
Порой
Напрасно.
(Обувь)
***
Ходит он порой по крыше.
Если сядет - станет выше.
(Кот)
***
В маскхалате
Зелёного цвета
Пролежал он
На грядке
Всё лето.
И поэтому
Сладким
И спелым
Он остался
До осени
Целым.
(Арбуз)
IX. Подведение итога
Рефлексия.
- Итак, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Чему учились? Какую цель мы ставили?
- У всех ли это получилось?
Ребята мне очень понравилось как вы сегодня работали на уроке. (отметить детей по имённо). Спасибо за урок.
Самооценка.
- На доске вы видите солнышко и тучку.
- Подойдите к солнышку те, кому на уроке было, легко и правильно выполнял все задания. И поставьте магнитик – лучик.
- А кому на уроке пришлось трудно, и задания выполнял с ошибками. Подойдите к тучке и поставьте магнитик – капельку.
Баба яга: А теперь я приглашаю вас полететь вместе со мной в сказочную страну! Садитесь все , на мою метлу. Полетелииии.