kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В.Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.

            Для достижения целей старалась спланировать так урок, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»


Конспект урока по русскому языку 4 класс

Раздел: Грамматические признаки глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа (4 ч).

Тема урока: Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа».

Цель урока: формирование навыка написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа;

Задачи:

регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Результаты:

Предметные: ученик научится правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: Учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, презентация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технологии:

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

  • развивающего обучения (система Занкова)

  • информационно-коммуникативный.

Методы и приёмы:

  • проблемный

  • частично-поисковый

  • информационно-коммуникативный метод





Технологическая карта урока


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Примечание

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок.

- У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.

Подготовка класса к работе.




Лист самооценки


II. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.

- Над какой частью речи мы сейчас работаем?

- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.

- Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)

1. Глагол- это…

а) служебная часть речи;

б) сложная часть речи;

в) самостоятельная часть речи.

2. Обозначает…

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) количество предметов.

3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…

а) по лицам и числам;

б) по числам и родам;

в) по числам и падежам;

4. Изменение по лицам и числам называется …

а) спряжением;

б) склонением;

в) наклонением.

5. В предложении глагол чаще всего является…

а) подлежащим;

б) обстоятельством;

в) сказуемым.

- Ставим столько баллов, сколько правильных ответов. 

- У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.













Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.




























Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, самооценка.





Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ




































Фронтальная проверка

III. Актуализация знаний и целеполагание

Работа с классом - на слайде:

Рож…, стрич…, ключ…, (много) луж…, мыш…, увлеч…ся, тиш…, (пара) галош…, нож…, малыш…

- Прочитайте слова и определите, какая орфограмма их объединяет? (написание Ь в словах после шипящих)


*1 вариант – Запишет те слова, в которых нужен Ь

*2 вариант - Запишет те слова, в которых не нужен Ь

Индивидуальная работа у доски (1 ученик): Составить кластер «Ь знак после шипящих»

Проверка индивидуальной работы

- Какую орфограмму повторили?


- С какой целью мы выполнили это задание? Оцените себя в листе самооценки.

- Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания. Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)

Внимание на экран: Подумай! ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ?

- Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы)

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак и почему)

- Назовите ТЕМУ НАШЕГО УРОКА? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов)

- Цель нашего урока…? (Выяснить пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.)

-Какие задачи необходимо решить? Сформулируйте их по опорным словам:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ с новой … (орфограммой)

НАУЧИТЬСЯ писать… (глаголы 2 лица ед.ч с шипящим на конце)






Обучающиеся работают в самостоятельно.

Работа в парах, взаимопроверка по слайду.








Дети делают выводы.













Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.











Слайд №1





Слайд №2








Слайд №3






На доске


IV. Открытие нового знания

- Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?

(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).

- Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.

– Но, можно самим вывести правило.

– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)

- Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Для этого можно взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

- Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

Работа в группах. Игра «Собери пословицу».

- Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь. Найти глаголы 2 л. ед.ч. с шипящим на конце и сделать вывод о написании этих глаголов.

1. Что посеешь, то и пожнешь.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. Тише едешь – дальше будешь.

4. Шила в мешке не утаишь.

5. Поспешишь, людей насмешишь.

6. С кем поведешься, от того и наберешься.

- Какой частью речи являются выделенные слова? (Глаголы)

- В какой форме употреблены данные глаголы. (В форме 2 лица ед. числа)

- Обсудите, что общего в написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа. (Пишется Ь)

- Как бы вы сформулировали это правило? (В глаголах 2 лица единственного числа после шипящей в окончаниях пишется мягкий знак).

- Теперь возвращаемся к слайду ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? Что заменит ? на конце данных глаголов? Почему?

-Какую роль выполняет Ь знак в этих глаголах?

– Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 46. Прочитайте сведения о языке.

- Совпали ли наши выводы с научным источником?

- С какой целью мы выполнили это задание?

- Как активно и плодотворно вы работали в группе. Оцените себя в листе самооценки.











Обучающиеся работают в группах.




Проверка по эталону на слайде










-На доске появляется запись-алгоритм (таблица):

Глагол

2 лицо

Ед. число

В окончаниях

После шипящей

Ь знак

Работа по учебнику.

Самооценка











Карточки со словами пословицы




Слайд №6














Слайд №7





V. Физминутка

- Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

- Выполняйте то, что я говорю.

Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

- Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)


Выполняют команды учителя.


VI. Первичное закрепление

- А теперь попробуем применить получение знания на практике.

Индивидуальная работа над предложением.

- Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2.. Прочитайте предложение.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1-го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение.

- Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа с шипящими на конце? (Пишется мягкий знак)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват, невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)

- Объясните расстановку знаков препинания. Подчеркните грамматическую основу.



Обучающиеся вместе с учителем, применяя правило, изменяют глаголы на глаголы 2 -го л. ед. ч.










Проверка по слайду




Маршрутный лист












Слайд №9


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Дифференцированная работа

1 уровень Задание: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова)

ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

строишь - ……………..ломаешь

2 уровень Задание: Найти ошибки, допущенные учащимися в выполнении работы. Выполните задание правильно.

Постучишь, промолчьиш, зашешь, тишь, помощь, режешь, пилиш, тушь, дрож, дочь, снять, стереч.


Самостоятельная работа.






Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.







Слайд №10, 11

VIII. Рефлексия деятельности

(Итог урока)

1) - Давайте подведем итог урока.

- Какая цель стояла перед нами в начале урока? (Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

Достигли мы этой цели? (Да, мы теперь знаем, что Ь пишется после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

2) - Предлагаю вам поиграть в игру “Верно – неверно”. Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте “плюс”, если не согласны – ставьте “минус”.

1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.

2. В словах туч, калош, свеч не пишется мягкий знак, так как это существительные множественного числа.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

– Внимание, ключ к заданию.

 - Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

- Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.

4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо

3.7-4.4 ты хорошо потрудился

3-3.6 старайся работать лучше

- Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?

- Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?

-А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?

- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.

- Спасибо за урок.








Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



Проверьте себя:

1+

2+

3-

4+

5-



IX. Домашнее задание

Стр.50 упр.№340









Лист самооценки

Ф.И. ученика________________________________________________


п/п

Этапы урока

Самооценка

Оценка учителя

1.

Тест по теме «Глагол».

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

2.

Ь знак после шипящих

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

3.

Работа в группах. Запись пословицы.

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

4.

Самостоятельная работа

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

5.

Игра “Верно – неверно”

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5



Средний балл

1 2 3 4 5

Средний балл

1 2 3 4 5

4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо

3.7-4.4 ты хорошо потрудился

3-3.6 старайся работать лучше





11


Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

1. Тест

1. Глагол- это…

а) служебная часть речи;

б) сложная часть речи;

в) самостоятельная часть речи.

2. Обозначает…

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) количество предметов.

3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются…

а) по лицам и числам;

б) по числам и родам;

в) по числам и падежам;

4. Изменение по лицам и числам называется …

а) спряжением;

б) склонением;

в) наклонением.

5.В предложении глагол чаще всего является…

а) подлежащим;

б) обстоятельством;

в) сказуемым.





2.Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.





3. Самостоятельная работа

1 Задание: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслуслова)

ненавидишь -………………..

сядешь - ……………

хвалишь - …………….

найдешь - …………….

строишь - ……………..





2 Задание: Найти ошибки, допущенные учащимися в выполнении работы. Выполните задание правильно.

Постучишь, промолчьиш, зашешь, тишь, помощь, режешь, пилиш, тушь, дрож, дочь, снять, стереч.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Рож…, стрич…, ключ…, (много) луж…, мыш…, увлеч…ся, тиш…, (пара) галош…, нож…, малыш…

Рож…, стрич…, ключ…, (много) луж…, мыш…, увлеч…ся, тиш…, (пара) галош…, нож…, малыш…

1 вариант   Рож ь , стрич ь , мыш ь , увлеч ь ся, тиш ь.   2 вариант Клю ч , (много) лу ж , (пара) гало ш , но ж , малы ш.

1 вариант Рож ь , стрич ь , мыш ь , увлеч ь ся, тиш ь.

2 вариант

Клю ч , (много) лу ж , (пара) гало ш , но ж , малы ш.

Подумай!  Читаеш ? Умееш ? Слушаеш ? Стоиш ?

Подумай!

Читаеш ? Умееш ? Слушаеш ? Стоиш ?

Что посееш ь , то и пожнеш ь . Без труда не вытащиш ь и рыбку из пруда. Тише едеш ь – дальше будеш ь . Шила в мешке не утаиш ь . Поспешиш ь , людей насмешиш ь . С кем поведеш ь ся , от того и набереш ь ся .

Что посееш ь , то и пожнеш ь .

Без труда не вытащиш ь и рыбку из пруда.

Тише едеш ь – дальше будеш ь .

Шила в мешке не утаиш ь .

Поспешиш ь , людей насмешиш ь .

С кем поведеш ь ся , от того и набереш ь ся .

Подумай!  Читаеш ? Умееш ? Слушаеш ? Стоиш ?

Подумай!

Читаеш ? Умееш ? Слушаеш ? Стоиш ?

Подумай!  Читаеш ь Умееш ь Слушаеш ь Стоиш ь

Подумай!

Читаеш ь Умееш ь Слушаеш ь Стоиш ь

Утром ты встаеш ь , делаеш ь зарядку, умываеш ь ся, одеваеш ь ся, завтракаеш ь и идеш ь в школу.

Утром ты встаеш ь , делаеш ь зарядку, умываеш ь ся, одеваеш ь ся, завтракаеш ь и идеш ь в школу.

Проверь! ненавидиш ь -любиш ь сядеш ь - встанеш ь хвалиш ь - ругаеш ь найдеш ь - потеряеш ь строиш ь - ломаеш ь

Проверь!

ненавидиш ь -любиш ь

сядеш ь - встанеш ь

хвалиш ь - ругаеш ь

найдеш ь - потеряеш ь

строиш ь - ломаеш ь

Проверь! Постучишь, промол ч иш ь , заш ь ешь, тишь, помощь, режешь, пилиш ь , тушь, дрож ь , дочь, снять, стереч ь .

Проверь!

Постучишь, промол ч иш ь , заш ь ешь, тишь, помощь, режешь, пилиш ь , тушь, дрож ь , дочь, снять, стереч ь .

Проверь! +, +, -, +, -

Проверь!

+, +, -, +, -

Домашнее  задание Стр.50 упр.№340

Домашнее задание

Стр.50 упр.№340


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лапаева Оксана Николаевна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 386107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Личные окончания глаголов" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lichnyie-okonchaniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "155632"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307940"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_pravopisaniie_tsia_i_t_sia_v_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "435754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509459173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "114851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411677274"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства