Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Примечание |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | – Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок. - У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах. | Подготовка класса к работе. Лист самооценки | |
II. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности. | - Над какой частью речи мы сейчас работаем? - Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке. - Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест) 1. Глагол- это… а) служебная часть речи; б) сложная часть речи; в) самостоятельная часть речи. 2. Обозначает… а) признак предмета; б) действие предмета; в) количество предметов. 3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется… а) по лицам и числам; б) по числам и родам; в) по числам и падежам; 4. Изменение по лицам и числам называется … а) спряжением; б) склонением; в) наклонением. 5. В предложении глагол чаще всего является… а) подлежащим; б) обстоятельством; в) сказуемым. - Ставим столько баллов, сколько правильных ответов. - У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока. - Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание. | Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, самооценка. | Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ Фронтальная проверка |
III. Актуализация знаний и целеполагание | Работа с классом - на слайде: Рож…, стрич…, ключ…, (много) луж…, мыш…, увлеч…ся, тиш…, (пара) галош…, нож…, малыш… - Прочитайте слова и определите, какая орфограмма их объединяет? (написание Ь в словах после шипящих) *1 вариант – Запишет те слова, в которых нужен Ь *2 вариант - Запишет те слова, в которых не нужен Ь Индивидуальная работа у доски (1 ученик): Составить кластер «Ь знак после шипящих» Проверка индивидуальной работы - Какую орфограмму повторили? - С какой целью мы выполнили это задание? Оцените себя в листе самооценки. - Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания. Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке) Внимание на экран: Подумай! ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? - Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы) - Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.) - Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак и почему) - Назовите ТЕМУ НАШЕГО УРОКА? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) - Цель нашего урока…? (Выяснить пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.) -Какие задачи необходимо решить? Сформулируйте их по опорным словам: ПОЗНАКОМИТЬСЯ с новой … (орфограммой) НАУЧИТЬСЯ писать… (глаголы 2 лица ед.ч с шипящим на конце) | Обучающиеся работают в самостоятельно. Работа в парах, взаимопроверка по слайду. Дети делают выводы. Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно. | Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 На доске |
IV. Открытие нового знания | - Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме? (интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике). - Из этих источников мы получим информацию в готовом виде. – Но, можно самим вывести правило. – Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.) - Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Для этого можно взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков. - Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.) Работа в группах. Игра «Собери пословицу». - Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь. Найти глаголы 2 л. ед.ч. с шипящим на конце и сделать вывод о написании этих глаголов. 1. Что посеешь, то и пожнешь. 2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 3. Тише едешь – дальше будешь. 4. Шила в мешке не утаишь. 5. Поспешишь, людей насмешишь. 6. С кем поведешься, от того и наберешься. - Какой частью речи являются выделенные слова? (Глаголы) - В какой форме употреблены данные глаголы. (В форме 2 лица ед. числа) - Обсудите, что общего в написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа. (Пишется Ь) - Как бы вы сформулировали это правило? (В глаголах 2 лица единственного числа после шипящей в окончаниях пишется мягкий знак). - Теперь возвращаемся к слайду ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? Что заменит ? на конце данных глаголов? Почему? -Какую роль выполняет Ь знак в этих глаголах? – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 46. Прочитайте сведения о языке. - Совпали ли наши выводы с научным источником? - С какой целью мы выполнили это задание? - Как активно и плодотворно вы работали в группе. Оцените себя в листе самооценки. | Обучающиеся работают в группах. Проверка по эталону на слайде
-На доске появляется запись-алгоритм (таблица): Глагол 2 лицо Ед. число В окончаниях После шипящей Ь знак Работа по учебнику. Самооценка | Карточки со словами пословицы Слайд №6 Слайд №7 |
V. Физминутка | - Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. - Выполняйте то, что я говорю. Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место. - Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки. - Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.) | Выполняют команды учителя. | |
VI. Первичное закрепление | - А теперь попробуем применить получение знания на практике. Индивидуальная работа над предложением. - Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2.. Прочитайте предложение. (Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.) - В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1-го лица ед. числа). - Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение. - Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа с шипящими на конце? (Пишется мягкий знак) (Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.) - Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват, невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.) - Объясните расстановку знаков препинания. Подчеркните грамматическую основу. | Обучающиеся вместе с учителем, применяя правило, изменяют глаголы на глаголы 2 -го л. ед. ч. Проверка по слайду | Маршрутный лист Слайд №9 |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Дифференцированная работа 1 уровень Задание: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова) ненавидишь -………………..любишь сядешь - ……………встанешь хвалишь - …………….ругаешь найдешь - …………….потеряешь строишь - ……………..ломаешь 2 уровень Задание: Найти ошибки, допущенные учащимися в выполнении работы. Выполните задание правильно. Постучишь, промолчьиш, зашешь, тишь, помощь, режешь, пилиш, тушь, дрож, дочь, снять, стереч. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Слайд №10, 11 |
VIII. Рефлексия деятельности (Итог урока) | 1) - Давайте подведем итог урока. - Какая цель стояла перед нами в начале урока? (Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.) Достигли мы этой цели? (Да, мы теперь знаем, что Ь пишется после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.) 2) - Предлагаю вам поиграть в игру “Верно – неверно”. Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте “плюс”, если не согласны – ставьте “минус”. 1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы. 2. В словах туч, калош, свеч не пишется мягкий знак, так как это существительные множественного числа. 3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак. 4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа. 5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода. – Внимание, ключ к заданию. - Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки. - Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока. 4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо 3.7-4.4 ты хорошо потрудился 3-3.6 старайся работать лучше - Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно? - Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить? -А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь? - Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи. - Спасибо за урок. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Проверьте себя: 1+ 2+ 3- 4+ 5- | |
IX. Домашнее задание | Стр.50 упр.№340 | | |
Ф.И. ученика________________________________________________