kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В.Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.

            Для достижения целей старалась спланировать так урок, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»


Конспект урока по русскому языку 4 класс

Раздел: Грамматические признаки глагола. Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа (4 ч).

Тема урока: Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа».

Цель урока: формирование навыка написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа;

Задачи:

регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Результаты:

Предметные: ученик научится правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: Учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, презентация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технологии:

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

  • развивающего обучения (система Занкова)

  • информационно-коммуникативный.

Методы и приёмы:

  • проблемный

  • частично-поисковый

  • информационно-коммуникативный метод





Технологическая карта урока


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Примечание

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок.

- У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.

Подготовка класса к работе.




Лист самооценки


II. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.

- Над какой частью речи мы сейчас работаем?

- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.

- Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)

1. Глагол- это…

а) служебная часть речи;

б) сложная часть речи;

в) самостоятельная часть речи.

2. Обозначает…

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) количество предметов.

3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…

а) по лицам и числам;

б) по числам и родам;

в) по числам и падежам;

4. Изменение по лицам и числам называется …

а) спряжением;

б) склонением;

в) наклонением.

5. В предложении глагол чаще всего является…

а) подлежащим;

б) обстоятельством;

в) сказуемым.

- Ставим столько баллов, сколько правильных ответов. 

- У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.













Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.




























Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, самооценка.





Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ




































Фронтальная проверка

III. Актуализация знаний и целеполагание

Работа с классом - на слайде:

Рож…, стрич…, ключ…, (много) луж…, мыш…, увлеч…ся, тиш…, (пара) галош…, нож…, малыш…

- Прочитайте слова и определите, какая орфограмма их объединяет? (написание Ь в словах после шипящих)


*1 вариант – Запишет те слова, в которых нужен Ь

*2 вариант - Запишет те слова, в которых не нужен Ь

Индивидуальная работа у доски (1 ученик): Составить кластер «Ь знак после шипящих»

Проверка индивидуальной работы

- Какую орфограмму повторили?


- С какой целью мы выполнили это задание? Оцените себя в листе самооценки.

- Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания. Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)

Внимание на экран: Подумай! ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ?

- Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы)

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак и почему)

- Назовите ТЕМУ НАШЕГО УРОКА? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов)

- Цель нашего урока…? (Выяснить пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.)

-Какие задачи необходимо решить? Сформулируйте их по опорным словам:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ с новой … (орфограммой)

НАУЧИТЬСЯ писать… (глаголы 2 лица ед.ч с шипящим на конце)






Обучающиеся работают в самостоятельно.

Работа в парах, взаимопроверка по слайду.








Дети делают выводы.













Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.











Слайд №1





Слайд №2








Слайд №3






На доске


IV. Открытие нового знания

- Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?

(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).

- Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.

– Но, можно самим вывести правило.

– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)

- Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Для этого можно взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

- Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

Работа в группах. Игра «Собери пословицу».

- Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь. Найти глаголы 2 л. ед.ч. с шипящим на конце и сделать вывод о написании этих глаголов.

1. Что посеешь, то и пожнешь.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. Тише едешь – дальше будешь.

4. Шила в мешке не утаишь.

5. Поспешишь, людей насмешишь.

6. С кем поведешься, от того и наберешься.

- Какой частью речи являются выделенные слова? (Глаголы)

- В какой форме употреблены данные глаголы. (В форме 2 лица ед. числа)

- Обсудите, что общего в написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа. (Пишется Ь)

- Как бы вы сформулировали это правило? (В глаголах 2 лица единственного числа после шипящей в окончаниях пишется мягкий знак).

- Теперь возвращаемся к слайду ЧИТАЕШ? УМЕЕШ? СЛУШАЕШ? СТОИШ? Что заменит ? на конце данных глаголов? Почему?

-Какую роль выполняет Ь знак в этих глаголах?

– Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 46. Прочитайте сведения о языке.

- Совпали ли наши выводы с научным источником?

- С какой целью мы выполнили это задание?

- Как активно и плодотворно вы работали в группе. Оцените себя в листе самооценки.











Обучающиеся работают в группах.




Проверка по эталону на слайде










-На доске появляется запись-алгоритм (таблица):

Глагол

2 лицо

Ед. число

В окончаниях

После шипящей

Ь знак

Работа по учебнику.

Самооценка











Карточки со словами пословицы




Слайд №6














Слайд №7





V. Физминутка

- Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

- Выполняйте то, что я говорю.

Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

- Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)


Выполняют команды учителя.


VI. Первичное закрепление

- А теперь попробуем применить получение знания на практике.

Индивидуальная работа над предложением.

- Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2.. Прочитайте предложение.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1-го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение.

- Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа с шипящими на конце? (Пишется мягкий знак)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват, невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)

- Объясните расстановку знаков препинания. Подчеркните грамматическую основу.



Обучающиеся вместе с учителем, применяя правило, изменяют глаголы на глаголы 2 -го л. ед. ч.










Проверка по слайду




Маршрутный лист












Слайд №9


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Дифференцированная работа

1 уровень Задание: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова)

ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

строишь - ……………..ломаешь

2 уровень Задание: Найти ошибки, допущенные учащимися в выполнении работы. Выполните задание правильно.

Постучишь, промолчьиш, зашешь, тишь, помощь, режешь, пилиш, тушь, дрож, дочь, снять, стереч.


Самостоятельная работа.






Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.







Слайд №10, 11

VIII. Рефлексия деятельности

(Итог урока)

1) - Давайте подведем итог урока.

- Какая цель стояла перед нами в начале урока? (Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

Достигли мы этой цели? (Да, мы теперь знаем, что Ь пишется после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

2) - Предлагаю вам поиграть в игру “Верно – неверно”. Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте “плюс”, если не согласны – ставьте “минус”.

1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.

2. В словах туч, калош, свеч не пишется мягкий знак, так как это существительные множественного числа.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

– Внимание, ключ к заданию.

 - Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

- Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.

4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо

3.7-4.4 ты хорошо потрудился

3-3.6 старайся работать лучше

- Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?

- Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?

-А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?

- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.

- Спасибо за урок.








Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



Проверьте себя:

1+

2+

3-

4+

5-



IX. Домашнее задание

Стр.50 упр.№340









Лист самооценки

Ф.И. ученика________________________________________________


п/п

Этапы урока

Самооценка

Оценка учителя

1.

Тест по теме «Глагол».

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

2.

Ь знак после шипящих

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

3.

Работа в группах. Запись пословицы.

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

4.

Самостоятельная работа

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

5.

Игра “Верно – неверно”

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5



Средний балл

1 2 3 4 5

Средний балл

1 2 3 4 5

4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо

3.7-4.4 ты хорошо потрудился

3-3.6 старайся работать лучше





11


Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

1. Тест

1. Глагол- это…

а) служебная часть речи;

б) сложная часть речи;

в) самостоятельная часть речи.

2. Обозначает…

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) количество предметов.

3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются…

а) по лицам и числам;

б) по числам и родам;

в) по числам и падежам;

4. Изменение по лицам и числам называется …

а) спряжением;

б) склонением;

в) наклонением.

5.В предложении глагол чаще всего является…

а) подлежащим;

б) обстоятельством;

в) сказуемым.





2.Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.





3. Самостоятельная работа

1 Задание: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслуслова)

ненавидишь -………………..

сядешь - ……………

хвалишь - …………….

найдешь - …………….

строишь - ……………..





2 Задание: Найти ошибки, допущенные учащимися в выполнении работы. Выполните задание правильно.

Постучишь, промолчьиш, зашешь, тишь, помощь, режешь, пилиш, тушь, дрож, дочь, снять, стереч.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лапаева Оксана Николаевна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 386107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Личные окончания глаголов" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lichnyie-okonchaniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "155632"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307940"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание -тся и -ться в глаголах""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_pravopisaniie_tsia_i_t_sia_v_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "435754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509459173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока русского языка в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "114851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411677274"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства