kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Конкретные и общие понятия слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.

Планируемые результаты:

Личностные: Применяют приобретённые навыки в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться  в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научаться выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные: научатся применять правила правописания слов; получат возможность научиться осознавать свойства значения слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Конкретные и общие понятия слов"»

Урок русского языка 2 класс УМК «Планета Знаний».

Тема : Конкретные и общие значения слов.

Цель: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.

Планируемые результаты:

Личностные: Применяют приобретённые навыки в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научаться выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные: научатся применять правила правописания слов; получат возможность научиться осознавать свойства значения слов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Постановка цели, задач урока.

- Ребята, для того, чтобы узнать, какое слово нам поможет раскрыть тему урока, его задачу, вам нужно будет отгадать загадку.

И к нам в гости на урок пришла белочка, она – то и задаст эту загадку.

СЛАЙД1.


- Отгадайте , и подумайте, случайно ли белка загадала её.

СЛАЙД2.

Чок-чок-чок-чок,

Рос на ветке сундучок

Сундучок не простой

Сундучок костяной.


- Отгадали?( да, это орех)

-Верно!

- А какое умение вам помогло отгадать загадку? (Мышление).

-Оцените себя в кружочке №1, одним из цветов светофорчика. (красный, жёлтый, зелёный)

СЛАЙД3.


-Случайно ли белка выбрала вам эту загадку?

-А почему же?(Она любит орехи).

- Верно, это одно из лакомств белки, и она принесла орех к нам на урок.

(На столе макет ореха)

Слайд 4.


-Посмотрите, ребята. Взглянув на строение ореха, вы сможете определить о чём будем говорить на уроке.

-Из чего состоит орех?(Ядро, скорлупа).

-С помощью ореха можно образно представить значение любого слова, в котором скорлупа- это оболочка, а ядро – это главная часть, его значение.

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?(о слове, его строении).

-Образно назовём понятия «оболочка» и «ядро» слова, а как же точнее звучит тема нашего урока, прочтём в учебнике на с.64.


СЛАЙД5.


ТЕМА «Конкретные и общие значения слов»

-Какое умение помогло вам определить тему и задачу урока?(сравнение, обобщение).

-Оцените себя в кружочке №2.

-А теперь проскандируйте хором первую строку загадки:


СЛАЙД6.

Чок-чок-чок-чок


-Какой шипящий звук повторяется?(Ч)

-Что вы можете рассказать об этом звуке?(согласный, непарный глухой, всегда мягкий).

-Молодцы!

-Значит какая буква нас посетила на минутке чистописания?(Буква Чч)

- Пропишите до конца строки буквы Чч.

-Подчеркните самую удачную букву.

-Устно назовите слова, начинающиеся на эту букву.

-Запишите одно слово, составьте с ним предложение. Запишите в тетради.

-Молодцы!


3. Работа над новым материалом.

-Ребята, оказывается, слово-отгадка «орех» нам сегодня поможет на уроке усвоить новую тему. И сейчас вы в этом убедитесь.

-А вы слышали что-нибудь о молочных лесах?

-Авторы учебника предлагают вам об этом узнать, прочитав текст в упр.1 на с.64.

-Внимательно прочитайте про себя и ответьте на вопрос: существуют ли молочные леса?

(да, ядра орехов в 8 раз питательнее молока).

-А давайте сейчас, чтобы узнать о строении слова, проведём звуко-буквенный анализ слова «орех».

(К доске 1 ученик).

Орех – [арэх] о- рех

о – [а]-гласный, безударный.

Р - [р] – согласный, звонкий, мягкий.

е -[э]- гласный, ударный.

Х - [х]- согласный, глухой, твёрдый.

4 буквы, 4 звука.


-Молодцы!

-Что помогло выполнить анализ?(память, мышление).

Оцените себя в кружочке №3


-Белочка советует нам отдохнуть вместе с ней и её друзьями(интерактивная физкультминутка).

-Продолжим работу и обратим внимание на таблицу в учебник е. Что можно узнать о слове «орех» из таблицы?

(Оно имеет форму слова(оболочку) : звуковую и буквенную.

-Сколько в этом слове гласных? Согласных?

-Каким цветом обозначен гласный звук? Согласный?

- Почему зелёный? Докажите.(буква «е» смягчает предыдущую согласную «р»)

-Молодцы! Вы внимательны!

-Что ещё видим в таблице?

-Объясните значение слова «орех» (Можно говорить о плоде, а можно о кусте).

-Давайте приведём примеры, составим предложения.

СЛАЙД 7.

СЛАЙД 8.


-Прочитайте в учебнике прямое(лексическое) значение слова.(Плод некоторых растений со съедобным ядром в твёрдой оболочке).

- Прочитайте на экране слова, близкие по значению:

Орех, орешник, лещина.


СЛАЙД9.

-Такие слова близкие по смыслу называют синонимами, но мы поговорим о них завтра.

-Прочитайте общее значение слова.(что? Орех – название предмета).

- Итак, что мы рассказали с помощью таблицы об особенностях слов русского языка?

-Почему в таблице использован образ ореха?

-Какое умение помогло сделать вывод?(анализ, обобщение)

Оцените себя в кружочке №4.

-На страницу учебника выбежал помощник, чтобы сделать заметку. Прочтём её на стр.65.

-Наш могучий русский язык содержит в себе огромное количество слов, оттого он и богат. И порой возникают вопросы о конкретном(лексическом ) значении непонятных нам слов. И в этом у нас есть бесценные помощники – толковые словари. –

-И белочка принесла их из библиотеки на наш урок.

Существуют большие толковые словари, а также школьные толковые словари, которые лежат у вас на партах. В них вы найдёте лексическое значение любого слова русского языка. Также в конце ваших учебников имеется толковый словарик.

- И именно с ним вам необходимо поработать при выполнении упр.№4. Внимательно прочтите двустишие и найдите новое слово, спишите двустишие в тетрадь.

Спинку ровно я держу,

За посадкою слежу

Глазки вниз я опущу

На «отлично» напишу!


-Какое слово искали?(кузовок).

-Каково его лексическое значение? (плетёный короб из коры деревьев).

СЛАЙД 10.


-Каково его общее значение?(что? – кузовок, название предмета).

Молодцы!

-Какое умение применяли?(Умение работать со словарями)

Оцените себя в кружочке №5.

-Молодцы! Поработали на уроке хорошо, а теперь пора подвести итоги.

Взгляните на свои листы самооценки. Какой цвет преобладает на них? Закрасьте преобладающим цветом в кружочке №6. Отложите листы.

Найдите на партах кармашек №2. Каждому из вас досталась возможность определить конкретное и общее значение слова с помощью толкового словаря. Выпишите его дома в тетрадь и составьте с ним предложение.

5. Рефлексия деятельности.

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось выяснить?

Что нам помогло?

Кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?


Урок окончен.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Конкретные и общие понятия слов"

Автор: Гридина Наталия Николаевна

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "259779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448818981"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства