Урок русского языка по теме "Конкретные и общие понятия слов"
Урок русского языка по теме "Конкретные и общие понятия слов"
Цель: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.
Планируемые результаты:
Личностные: Применяют приобретённые навыки в практической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные: научаться выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные: научатся применять правила правописания слов; получат возможность научиться осознавать свойства значения слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Конкретные и общие понятия слов"»
Урок русского языка 2 класс УМК «Планета Знаний».
Тема : Конкретные и общие значения слов.
Цель: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.
Планируемые результаты:
Личностные: Применяют приобретённые навыки в практической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные: научаться выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные: научатся применять правила правописания слов; получат возможность научиться осознавать свойства значения слов.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Постановка цели, задач урока.
- Ребята, для того, чтобы узнать, какое слово нам поможет раскрыть тему урока, его задачу, вам нужно будет отгадать загадку.
И к нам в гости на урок пришла белочка, она – то и задаст эту загадку.
СЛАЙД1.
- Отгадайте , и подумайте, случайно ли белка загадала её.
СЛАЙД2.
Чок-чок-чок-чок,
Рос на ветке сундучок
Сундучок не простой
Сундучок костяной.
- Отгадали?( да, это орех)
-Верно!
- А какое умение вам помогло отгадать загадку? (Мышление).
-Оцените себя в кружочке №1, одним из цветов светофорчика. (красный, жёлтый, зелёный)
СЛАЙД3.
-Случайно ли белка выбрала вам эту загадку?
-А почему же?(Она любит орехи).
- Верно, это одно из лакомств белки, и она принесла орех к нам на урок.
(На столе макет ореха)
Слайд 4.
-Посмотрите, ребята. Взглянув на строение ореха, вы сможете определить о чём будем говорить на уроке.
-Из чего состоит орех?(Ядро, скорлупа).
-С помощью ореха можно образно представить значение любого слова, в котором скорлупа- это оболочка, а ядро – это главная часть, его значение.
- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?(о слове, его строении).
-Образно назовём понятия «оболочка» и «ядро» слова, а как же точнее звучит тема нашего урока, прочтём в учебнике на с.64.
СЛАЙД5.
ТЕМА «Конкретные и общие значения слов»
-Какое умение помогло вам определить тему и задачу урока?(сравнение, обобщение).
-Оцените себя в кружочке №2.
-А теперь проскандируйте хором первую строку загадки:
СЛАЙД6.
Чок-чок-чок-чок
-Какой шипящий звук повторяется?(Ч)
-Что вы можете рассказать об этом звуке?(согласный, непарный глухой, всегда мягкий).
-Молодцы!
-Значит какая буква нас посетила на минутке чистописания?(Буква Чч)
- Пропишите до конца строки буквы Чч.
-Подчеркните самую удачную букву.
-Устно назовите слова, начинающиеся на эту букву.
-Запишите одно слово, составьте с ним предложение. Запишите в тетради.
-Молодцы!
3. Работа над новым материалом.
-Ребята, оказывается, слово-отгадка «орех» нам сегодня поможет на уроке усвоить новую тему. И сейчас вы в этом убедитесь.
-А вы слышали что-нибудь о молочных лесах?
-Авторы учебника предлагают вам об этом узнать, прочитав текст в упр.1 на с.64.
-Внимательно прочитайте про себя и ответьте на вопрос: существуют ли молочные леса?
(да, ядра орехов в 8 раз питательнее молока).
-А давайте сейчас, чтобы узнать о строении слова, проведём звуко-буквенный анализ слова «орех».
(К доске 1 ученик).
Орех – [арэх] о- рех
о – [а]-гласный, безударный.
Р - [р] – согласный, звонкий, мягкий.
е -[э]- гласный, ударный.
Х - [х]- согласный, глухой, твёрдый.
4 буквы, 4 звука.
-Молодцы!
-Что помогло выполнить анализ?(память, мышление).
Оцените себя в кружочке №3
-Белочка советует нам отдохнуть вместе с ней и её друзьями(интерактивная физкультминутка).
-Продолжим работу и обратим внимание на таблицу в учебник е. Что можно узнать о слове «орех» из таблицы?
(Оно имеет форму слова(оболочку) : звуковую и буквенную.
-Сколько в этом слове гласных? Согласных?
-Каким цветом обозначен гласный звук? Согласный?
- Почему зелёный? Докажите.(буква «е» смягчает предыдущую согласную «р»)
-Молодцы! Вы внимательны!
-Что ещё видим в таблице?
-Объясните значение слова «орех» (Можно говорить о плоде, а можно о кусте).
-Давайте приведём примеры, составим предложения.
СЛАЙД 7.
СЛАЙД 8.
-Прочитайте в учебнике прямое(лексическое) значение слова.(Плод некоторых растений со съедобным ядром в твёрдой оболочке).
- Прочитайте на экране слова, близкие по значению:
Орех, орешник, лещина.
СЛАЙД9.
-Такие слова близкие по смыслу называют синонимами, но мы поговорим о них завтра.
-Прочитайте общее значение слова.(что? Орех – название предмета).
- Итак, что мы рассказали с помощью таблицы об особенностях слов русского языка?
-Почему в таблице использован образ ореха?
-Какое умение помогло сделать вывод?(анализ, обобщение)
Оцените себя в кружочке №4.
-На страницу учебника выбежал помощник, чтобы сделать заметку. Прочтём её на стр.65.
-Наш могучий русский язык содержит в себе огромное количество слов, оттого он и богат. И порой возникают вопросы о конкретном(лексическом ) значении непонятных нам слов. И в этом у нас есть бесценные помощники – толковые словари. –
-И белочка принесла их из библиотеки на наш урок.
Существуют большие толковые словари, а также школьные толковые словари, которые лежат у вас на партах. В них вы найдёте лексическое значение любого слова русского языка. Также в конце ваших учебников имеется толковый словарик.
- И именно с ним вам необходимо поработать при выполнении упр.№4. Внимательно прочтите двустишие и найдите новое слово, спишите двустишие в тетрадь.
Спинку ровно я держу,
За посадкою слежу
Глазки вниз я опущу
На «отлично» напишу!
-Какое слово искали?(кузовок).
-Каково его лексическое значение? (плетёный короб из коры деревьев).
СЛАЙД 10.
-Каково его общее значение?(что? – кузовок, название предмета).
Молодцы!
-Какое умение применяли?(Умение работать со словарями)
Оцените себя в кружочке №5.
-Молодцы! Поработали на уроке хорошо, а теперь пора подвести итоги.
Взгляните на свои листы самооценки. Какой цвет преобладает на них? Закрасьте преобладающим цветом в кружочке №6. Отложите листы.
Найдите на партах кармашек №2. Каждому из вас досталась возможность определить конкретное и общее значение слова с помощью толкового словаря. Выпишите его дома в тетрадь и составьте с ним предложение.
5. Рефлексия деятельности.
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось выяснить?
Что нам помогло?
Кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?
object(ArrayObject)#861 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}