kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка на тему "Типы бессоюзного сложного предложения" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок на тему "Типы бессюзного сложного предложения"  проводится в 9 классе. На уроке проводятся различные виды работ: индивидуальные и групповые,коллективные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Типы бессоюзного сложного предложения" 9 класс»

Конспект урока русского языка 9 класса

Тема урока: Типы БСП

Цели:

Образовательные:

- систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме;

-совершенствование умения находить БСП

Развивающие:

-развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

- развитие умения аргументировать, доказывать;

-развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

-правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Воспитательные:

-формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

-активизирование познавательной деятельности учащихся;

-обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип: комбинированный

Оборудование: проектор, компьютер, презентация MS Power Point .

Ход урока

І.Организационный момент.

ІІ.Опрос.

А) проверка домашнего задания

Б) Ответить на вопросы

- Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП) устная работа

- Как отличить ССП и СПП?

- В чем отличие от них БСП?

1. Индивидуальное задание: Подчеркнуть грамматические основы в предложениях, записанных на доске.

Определить вид сложных предложений, установить смысловые отношения между его частями.

2. Задание классу - выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.

1. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.(БСП)

2.Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

3.Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

4.Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.(БСП)

5.Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.(БСП)

6.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.(БСП)

- Кто был внимателен и заметил, какими были все сложные предложения? (БСП)

Выписать БСП.

ІІІ.Основная часть.Объяснение нового материала.

-Какие предложения называются БСП?

-Как выражается смысловая связь между простыми предложениями в составе БСП?

-Ознакомьтесь с таблицей типов БСП по смысловой интонации.

Ученикам предлагается задание ознакомиться с таблицей о правилах постановки знаков препинания в БСП.

Структура предложения

Пример

1

А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности)

Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)

Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены)

Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)

2

[ ]: [причина].

Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)

3

[ ]: [пояснение]. (а именно)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

4

[ ]: [дополнение]. (что?)

Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)

5

А) [условие] – [ ]. (если)

Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)

Б) [время] – [ ]. (когда)

Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)

6

[] – [следствие].

Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)

7

[] – [ ]. (противопоставление (а, но)

Лето припасает – зима поедает. (Пословица)

8

[] – [ ]. (сравнение (будто, как)

Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)


ІV.Закрепление знаний и умений


1.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.(задание группам)

1. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. ( это БСП, перечисление)

2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле. [БСП, дополнение].(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое — знаем)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)


2.Упр.242.Заменить,где возможно,ССП бессоюзными сотношениями одновременности и последовательности.Объяснить постановку знаков препинания.

Образец:Блестело море все в ярком свете,и грозно волны о берег бились.(А.Г.) - Блестело море все в ярком свете, грозно волны о берег бились.

1.Кучер вдруг осадил лошадей,и коляска остановилась.(Ч.)2.Солнце давно уже село,и на всей земле лежала сплошная серая тень.(Ч.)3.Сверкнула молния,и вслед за тем послышался резкий удар грома.(Арс.)4.Природа не спала,и ночь нельзя было назвать тихой.(Ч.) 5. Деревья не заслоняли простора,и можно было видеть небо и даль.(Ч.)6.Жужжали шмели,и порхали яркие бабочки.(А.Г.)


3.Выполнение письменных упражнения №246 по учебнику.

Списать предложения,объясняя знаки препинания.Определить смысловые отношения между частями БСП.

1.Петербургское театральное училище, где обучались юные балерины, находилось под покровительством самого царя; ежегодно вся царская семья посещала специальный ученический спектакль.(Нос.)

2.Вдруг донеслись до меня звуки музыки: я прислушался.(Л.Т.)

3.Учителя были заводилами в деревенском клубе; они и играли,и танцам учили,ставили смешные пьесы.(Аст.)

4.Княжна Мери едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество; ей удалось,однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.(Л.)

5.В городе играли вальс; контрабас гудел отрывисто,скрипка неясно заливалась,флейта свистала бойко.(Л.Т.)

6.Наконец загремела мазурка; мы с княжной уселись.(Л.)

7. Анна Павлова воспевала радость больше , чем горе; тема счастья, а не страдания, была ее главной темой.(Нос.)

2. Метод «Горячий стул»

1.Выполняют упражнение парами. 2.Каждый ученик пары выбирает устную или письменную работу у доски. Один ученик отвечает устно, другой рисует схему предложения.

V.Оценивание

VІ.Домашнее задание: упр.№243

VІІ.Рефлексия

Тестовые задания:

1. Найдите БСП.

А. Время обдумало, сдуло все лишнее.

Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.

В. Дело было вечером, делать было нечего.

Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.

Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.

Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца

2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.

А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.

Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.

В. Дрова все вышли топить нечем.

Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда

3.Определите бессоюзное сложное предложение

А) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. В)То солнце светит, то идёт дождь

С) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.

D) Там счастье не диво, где трудятся красиво. Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

А) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.

В) Май холодный - год хлебородный. С) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

D) То солнце светит, то идёт дождь Е) Ей казалось, что всё вокруг переменилось.




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка на тему "Типы бессоюзного сложного предложения" 9 класс

Автор: Дарибай Рашида Мустафакызы

Дата: 17.02.2017

Номер свидетельства: 392939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-po-russkomu-iazyku-tiema-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "128012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415401039"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-uroku-biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "181916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425408630"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Бессоюзные сложные предложения."
    ["seo_title"] => string(37) "biessoiuznyieslozhnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "314989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459797070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства