Автор: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 94» г. Саратова Гордеева С. А.
Этапы урока | Методические рекомендации |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. У. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы у всех улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться! Я хочу поделиться с вами улыбкой. И вы улыбнитесь друг другу (слайд 1). Привет, сосед, Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбку свою подарил! | Данный этап урока помогает учащимся подготовиться к работе, способствует положительному настрою на урок. |
Мотивация. 1) Мобилизующий этап, минутка каллиграфии. У. Для начала мы немного поиграем. Узнаем, кто из вас умеет распознавать слова по его значению. Игра «Отгадай слово». (Узнав слова по его лексическому значению, учащиеся записывают его, называют орфограмму, которую узнали в слове): Изделие из шерстяной, шелковой пряжи, часто с ворсом, употребляемое для покрытия пола, украшения стен (ковёр). Среди букв найдите ту, которая обозначает согласный непарный звонкий звук: ж, т, э, ц, г, р, ъ, ы Человек, который ловит рыбу (рыбак). Люди, которые связаны друг с другом дружбой (друзья). Среди букв найдите ту, которая обозначает гласный звук, который может обозначать как 2, так и 1 звук: а, у, и, е, й, о. Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья (ванна). Слайд 2: о,р, к, ь, е, н. У. Рассмотрим буквы, которые мы записали. (Буквы, обозначающие орфограммы, выводятся на экран: О, Р, К, Ь, Е, Н) (слайд 3. 1) У. Придумайте и выполните задание с данными буквами. (Из перечисленных учащимися заданий учитель обращает внимание на задание: составить из букв слово). Какое слово вы составили? Д. Корень. (слайд 3. 2) У. Где в природе, в нашей жизни мы можем встретиться с корнем? Д. Корень есть у любого растения (подземная часть), у зуба, волоса (внутренняя часть) (слайд 4). У. Что вы можете рассказать о корнях? Для чего они нужны? Какой вывод можно сделать? Д. Без здорового корня не будут расти ни деревья, ни зубы. Это очень важная часть дерева, зуба, волоса. 2) Каллиграфическая минутка. Запишем слово корень | Этот этап способствует обеспечению высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность и развитию его важнейших интеллектуальных качеств. Обеспечивает мотивацию и готовность учащихся к учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
3. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи. У. Сегодня мы совершим путешествие в мир слов. Что такое слово? У. Где можно найти значение слова слово и любого другого слова? Найдите его значение. Д. В толковых словарях, например, словарях Ожегова С. И. , Даля В. В., в школьном толковом словаре под редакцией А.Тихонова. Д. (Работа со словарями) Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, признаков, состояний, действий и т. д. Постановка проблемы. РАБОТА В ПАРАХ. (На каждой парте лежит по 2 карточки). У. Возьмите карточку № 1 (слайд 5. 1.) Прочитайте “слова”. … ничество … ной … ник … овичок пере … ок … истая (местность) … очек … ок У. Возможно ли это сделать? Почему? (Ответы детей) Можно ли сказать, что здесь записаны слова? Д. Нет, здесь отдельные кусочки, части слов. У. Есть ли у вас какие-то предположения как из этих частей получить родственные слова? (Ответы детей) В этом нам поможет карточка № 2.(слайд 5. 2.) Выберите из неё одну часть слова, которая подошла бы ко всем частям слов из карточки № 1 и помогла нам образовать слова-родственники. Карточка № 2. - сад - - лес - - ход - - бег - (Дети подбирают подходящую часть и прочитывают полученные слова.) Д. Мы использовали часть слова - лес -. У нас получились слова: лесок, Лесовичок, перелесок, лесничество, лесной, лесочек, лесистая (местность), лесничий, лесник (слайд 6). У. Значение каких слов вам не понятно? (Работа над лексическим значением слов с использованием словарей). У. Почему нам были не понятны “слова” из карточки № 1? (Была пропущена важная часть слова) Как бы вы назвали пропущенную часть слова? (Корень) Почему? У. Это самая важная, главная часть слова. У. Тема урока (на доске): Корень слова (слайд 7. 1). У. Мы выяснили, что самая важная, главная часть слова называется корнем. (слайд 7. 2) КОРЕНЬ СЛОВА У. Понятно ли значение слов без корня? Почему? Для чего нужен корень в слове? (слайд 7. 3) КОРЕНЬ СЛОВА Главная часть слова. | Передаёт основное значение слова. | | У. Как по-другому можно назвать родственные слова, которые мы записали? Д. Однокоренные слова. У. Назовите корень во всех записанных однокоренных словах. (Лес) Какой вывод можно сделать о том, что такое корень? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 51. (Чтение правила вслух.) У. Кто понял и сможет рассказать, что такое корень? (Ответы детей.) (слайд 7. 4 + вывешивается таблица на доске) КОРЕНЬ СЛОВ Главная часть слова. | Передаёт основное значение слова. | Общая часть однокоренных (родственных) слов. | У. Кто заметил, как обозначается корень в однокоренных словах? (Дугой). Выделите его в записанных словах. (слайд 8) | Учащиеся пробуют применить прежние знания в новой ситуации, ищут способы решения проблемы, анализируют, делают выводы, самостоятельно выводят тему урока, делают логические умозаключения по теме урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Усвоение новых знаний и способов действий. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА (с комментированием у доски) У. Выполним упражнение № 347 с целью развития умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень. Упражнение 347. Выпиши родственные слова в столбик. Гриб, подберёзовик, крепкий грибок, грибное место в лесу, сушёные грибы, грибной суп. Найди и обозначь в словах общую часть значком (дугой). У. Какие родственные (однокоренные) слова мы выписали? ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: 1.Слова близкие, схожие по смыслу. | 2.Имеют общую часть – корень. | У. Выделим в выписанных словах корень. Памятка (алгоритм): 1 шаг: смотрю значение слова 2 шаг: подбираю родственные (однокоренные) слова 3 шаг: выделяю общую часть – корень. Для чего выполняли это упражнение? (Развивали умение распознавать однокоренные слова и выделять в них корень) | На данном этапе урока на основе практических действий учащиеся выбирают способ решения учебной задачи, выводят алгоритм. Эта работа выполняется у доски. Учащиеся объясняют свой выбор, спираясь на полученные на предыдущем этапе знания. Одновременно идет работа по углублению знаний обучающихся по теме урока: выведения признаков однокоренных слов и алгоритма выделения корня в словах. Этот этап обеспечивает осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий учащихся. |
Физкультминутка. Физкультминутка музыкальная. Дети выполняют зарядку под музыку. Движения зарядки выполняются в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821 -10. | |
5. Первичное закрепление. РАБОТА В ГРУППАХ. У. Для следующего задания предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним наши правила работы в группе: Д. Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай. У. Всем группам предлагаю одинаковые правила работы с заданиями: (слайд 11) 1. Прочитайте задание. 2.Выполните задание. 3.Сделайте отчет группы. Задание для группы №1. (слайд 12) Прочитайте группу слов. Сад, садик, садовник, посадил. По каким признакам эти слова объединены в одну группу? Как называются слова, имеющие общий корень? Докажите правильность своего ответа. Отчет группы – проверка выполнения задания. Мы работали с группой слов (назвать слова). У этих слов схожее __________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта часть слова называется ____________. Мы выделили её __________. Вывод: общая часть родственных слов называется __________. Задание для группы №2. (слайд 13) Подберите однокоренные слова к корню мороз-. По каким признакам эти слова объединены в одну группу? Как называются слова, имеющие общий корень? Докажите правильность своего ответа. Отчет группы – проверка выполнения задания. Мы подобрали однокоренные слова (назвать слова). У этих слов схожее __________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта часть слова называется ____________. Мы выделили её __________. Вывод: однокоренные слова имеют общую часть __________ и они близкие, схожие по _________. Задание для группы №3. (слайд 14) Найдите однокоренные слова слову гора (возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью): горевал, горный, загорел, горка, горцы, горестные, горит, пригорюнился, гористая, погорельцы, пригорок. По каким признакам эти слова объединены в одну группу? Как называются слова, имеющие общий корень? Докажите правильность своего ответа. Отчет группы – проверка выполнения задания. Мы выбрали однокоренные слова (назвать слова). У этих слов схожее __________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта часть слова называется ____________. Мы выделили её __________. Вывод: слова _____________ являются однокоренными, потому что ____________. Задание для группы №4. (слайды 15, 16) Являются ли следующие пары слов однокоренными? Конь – лошадь. Врач – доктор. Учить – ученик. Докажите правильность своего ответа Отчет группы – проверка выполнения задания. Вывод: в первой паре слова являются (не являются) однокоренными, потому что __________, во второй паре слова являются (не являются) однокоренными, потому что __________, в третьей паре слова являются (не являются) однокоренными, потому что __________ Задание для группы №5. (слайды 17 - 20) Прочитайте текст «Чужак». Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка камушки подбрасывает. Даже сам Водяной пожаловал. И все Воду ждут. Вышла Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела прочь в свою семью идти. Пригорюнился чужак: где ему родственников искать? Найдите в тексте слова, имеющие общий корень – ВОД – . Какие слова являются родственными, а какое слово лишнее? Почему? Подберите родственные (однокоренные) слова к лишнему слову. Отчет группы – проверка выполнения задания. Мы работали с текстом «Чужак» и нашли однокоренные слова, имеющие схожее значение и общую часть (назвать слова). У этих слов схожее __________. Во всех словах есть общая часть ____________. Эта часть слова называется ____________. Мы выделили её __________. Лишнее слово ___________, потому что ___________. Мы подобрали ему родственные слова ___________________________. Вывод: слова, имеющие общую часть и схожее значение называются __________. | Данная работа разноуровневая: задания № 1 и 2 предлагаются для слабоуспевающих обучающихся, задание № 3 и 4 для детей достаточно сильных, но медленно работающих и усваивающих материал с небольшими затруднениями, задание № 5 для одаренных детей. На этом этапе учащиеся в группах решают задания с проговариванием алгоритмов, в помощь каждой группе предлагается отчет – проверка задания и шаблон вывода. |
6. Гимнастика для глаз. | На уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на полу, боковых стенах класса и специальные “бегущие огоньки” с использованием лазерной указки. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Данная гимнастика помогает снять зрительное напряжение глаз, развивает внимание и быстроту реакций. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (слайд 21) У. Заканчивается самое волшебное время года – зима, поэтому в заключении урока предлагаю выполнить творческое задание – написать текст о зиме. Перед вами два конверта. В конвертах задания разные по уровню сложности. Если вы хотите выполнить задание потруднее, возьмите красный конверт. Если хотите выполнить задание попроще, возьмите желтый конверт. (Из опыта работы: 16 обучающихся из 23 выбрали задание более сложное по уровню выполнения. Все ребята с заданием справились.) Задание из красной карточки. Допишите текст, в каждое предложение вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег- (снеж-). Выделите в них корень. Придумай и напиши название текста. Наступила зима. В воздухе мелькают пушистые … . Тёплым одеялом укрывает землю … . … метели заметают лесные тропы. Дети рады зиме . Они лепят … , строят крепости. Задание из желтой карточки. Допишите текст, в каждое предложение вставьте подходящие по смыслу слова из слов для справок. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Придумай и напиши название текста. Наступила зима. В воздухе мелькают пушистые … . Тёплым одеялом укрывает землю … . … метели заметают лесные тропы. Дети рады зиме . Они лепят … , строят крепости. Слова для справок: снежинки, снег, снежный, снеговик. Самопроверка, пошаговое сравнение с эталоном (слайд 22). | На данном этапе используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Для создания ситуации успеха используются разноуровневые задания. Выбор задания по уровню сложности предлагается сделать каждому ученику самостоятельно. |
8. Рефлексия. Оценка деятельности. - Какие важные открытия вы сегодня сделали? (Какие слова мы называем родственными? Как называется общая часть родственных (однокоренных) слов? Как найти в слове корень?) - Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах? - Какие трудности вы испытывали на уроке? - Какое задание показалось самым трудным? - Какое самым интересным? - За что ты можешь себя похвалить? (Помогал товарищу!) Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке. (слайд 23) Я понял(а) … Я узнал(а)… Теперь я могу сам(а)… Я легко справился(лась) … Мне было трудно … Мне было интересно … Мне понравилось … Используя цветовые сигналы, покажите оценку своей работы на уроке. На уроке активно работали и показали хорошие результаты …. Сегодня вы подарили хорошее настроение друг другу и мне. Спасибо (слайд 24). Урок окончен. | На этом этапе учащиеся с использованием схем и алгоритмов, полученных на уроке, делают выводы о результатах деятельности на уроке. Пользуясь таблицей и цветовыми сигналами дают оценку своей деятельности и уроку в целом. |
9. Домашнее задание. Сегодня на уроке вы составляли рассказ «Зима». На следующем уроке мы будем учиться писать сочинение по теме: «Зимние забавы». Предлагаю вам дома подумать, какие слова мы можем использовать в сочинении текста о зимних развлечениях. Подберите группы однокоренных слов по теме сочинения, не забудьте выделить у них корень. По желанию можно подготовить презентацию или кроссворд, ребусы по теме «Зима. Зимние забавы». (Из опыта работы: из 23 обучающихся 2 ученика подготовили презентации о зиме и зимних играх, забавах, 5 учащихся подготовили кроссворды или ребусы и 1 ребенок – газету о зиме и зимних развлечениях с загадками, пословицами и т. д.) | Домашнее задание носит творческий характер и направлено на поиск однокоренных слов по определенной теме. Для активных, одаренных и творческих учащихся дано дополнительное задание, которое можно было выполнить по желанию. |