Тип урока: Открытие новых знаний.
Педагогические технологии: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения.
Цель: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.
Задачи: развитие умений подбирать прилагательные к существительным,
развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль. Сопоставлять их с признаками существительного; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематический слух; развить коммуникативные навыки и словарный запас учащихся; развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого.
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Оборудование: учебник “Русский язык” В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, индивидуальные карточки с заданием для групп.
Ход урока
- Организационный момент. Слайд1
Дети проговаривают стихотворение и выполняют действия.
Ладошка к ладошке
Мы руки возьмем
И дружной семьей
работу начнем.
Самоопределение к учебной деятельности.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).
Учитель: Обратите внимание на доску! Прочитайте про себя под каким девизом мы будем работать на нашем уроке.
«Где есть желание, найдётся путь!» слайд2
- - Почему сегодня у нас такой девиз?
- Наверно, мы будем открывать новые знания.
- - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия новых знаний.
Будем продолжать исследование тайн русского языка, а помогать нам будет хороший наш знакомый –Карлсон.
II. Каллиграфическая минутка. Слайд3
- – Что надо записать? (Дату.) Напишите «Классная работа».
- Чтобы узнать, какую букву вы должны прописать, найдите закономерность в схеме. Слайд4
Ученики: парные согласные.
- обоснуйте ответ.
- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Слайд4
- - Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.
III. Формулирование темы.
1. Создание проблемной ситуации.
- Отгадайте загадку. Слайд 5
Сам ……, ………
Кафтан ……., ……….
- Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?
Послушайте ещё раз. Слайд6
Сам алый, сахарный
Кафтан зелёный, бархатный.
Что это? (Арбуз)
- Какие слова вам помогли отгадать загадку? Слайд7
Что эти слова обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? (Признак предмета.)
- Сформулируйте тему урока? (Имя прилагательное)
Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
Ученик: активные, умные, внимательные ….
Карлсон (какой?) …
- а сейчас мы продолжим нашу игру «словарные эстафеты». Слайд 9
- На парте у вас лежат листочки. Ваша задача: подберите имена прилагательные к словосочетанию «Наша семья…»
- Проверка работ.
IV. Актуализация знаний. Слайд 10
Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
Учитель: Сейчас мы поработаем в группках.
- 1,2,3 – группку быстро собери. (Дети собираются в группки, которые уже сформированы)
- На партах у вас лежат карточки со словами. Прочитайте и подумайте по каким признакам они распределены.
Работа в группе.
а) 1 группа 2 группа 3 группа
фруктовый высокое народная
тенистый голубое весёлая
яблоневый звёздное мелодичная
старый ночное эстрадная
- они имеют одинаковые вопросы.
Учитель: Молодцы, ребята! Пока мы с вами выполняли работу, наш друг Карлсон уснул и в сладких снах его проплывают слова. Прочитайте их, догадайтесь, что снится ему? (Сад, небо, песня)
Учитель: определите и запишите признаки этих предметов из наших карточек слов. (Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.)
- проверим, что у вас получилось. Сад какой?
Ученик: сад фруктовый, яблоневый, старый.
- Что общего у слов, в каждом столбике, называющих признаки предметов?
Ученик: Отвечают на один и тот же вопрос.
Учитель: существительное какой имеет род?
Ученик: Мужской, средний и женский.
V. Основная часть.
Учитель: Карлсону понравилась ваша работа и он передал свои чувства в своих картинах. Слайд 11
Учитель: но, чтобы описать нам эти чувства нам не обойтись без прилагательных. Опишите картины, которые вы видите на слайдах.
Развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных (работа в группе).
Дети выбирают одну из картинок и письменно описывают.
Учитель: как точно и правильно вы описали картины нашего друга. Какие из этих прилагательных описывают погоду, которая у нас сейчас за окном? А какое время года описывается на следующем рисунке?
1.Холодная серое, пасмурное, короткие, дождливая, золотая
2.Скрипучий, белый, чистый, пушистый.
Учитель: – Что же это за слова? К какой части речи они относятся?
Физкультминутка.
Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой, существительное – приседание с вытянутыми вперёд руками, местоимение – круговые вращения головы.
1. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Работа по учебнику.
Учитель: откройте свои учебники, найдите упражнение 98 стр. 57
- Прочитайте загадки. Объясните отгадки к загадкам.
Ученик: Отгадки можно назвать одним словом – растения.
- Где вы можете встретить эти растения? Растут ли они в нашем родном крае? Какое из этих растений принять считать лекарственным?
- Подберите к отгадкам те прилагательные, которые их описывают. Определите род и число существительных.
- Пронаблюдаем как изменяются прилагательные.
Игра «Исправь ошибки»
Письмо от Карлсона. Он варил варенье и использовал ягоды, которые встречались в нашем упражнении. Вот рецепт от Карлсона.
Положил маленькие малину, добавил землянику, которую нашел на лесная полянке. Ох и вкусный получилось варенье!
Учитель: какой можно сделать вывод?
Ученик: имя прилагательное зависит от имени существительного и стоит в том же числе и имеет одинаковый род.
VI. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа слайд 12
Сладкий … Сладкая … Сладкое … Сладкие …
- Подберите к прилагательным существительные. Определите род и число имени существительного и прилагательного.
- Проанализируем нашу самостоятельную работу. (Проверка)
Учитель: кто сможет ответить на вопросы нашего друга? Прилагательные изменяются по ….
VII. Итог урока.
- Заполните таблицы- помощники (индивидуально у доски работают 2 ученика) слайд 13
Изменяются
По родам
По числам
Имена существительные
Имена прилагательные
VII Рефлексия.
Упражнение «Кораблик»
- вспомнил
- я узнал,
- я научился
И я желаю вам памяти светлой, здоровья богатырского, зрения острого, настроения чудесного, дня ясного. Слайд 14
Домашнее задание: дома у вас у каждого есть любимый питомец. Напишите кто он и опишите какой он 3 – 4 предложения.
1X. Д/З. стр.57 упр 99