kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка Часть речи. Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Открытие новых знаний.

Педагогические технологии: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения.

Цель: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

Задачи: развитие умений подбирать прилагательные к существительным,

развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль. Сопоставлять их с признаками существительного; формировать навыки правописания родовых окончаний имен   прилагательных; развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематический слух; развить коммуникативные навыки и словарный запас учащихся; развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого.

 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Оборудование: учебник “Русский язык” В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, индивидуальные карточки с заданием для групп.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд1

Дети проговаривают стихотворение и выполняют действия.

Ладошка к ладошке

Мы руки возьмем

 И дружной семьей

работу начнем.

Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

Учитель: Обратите внимание на доску! Прочитайте про себя под каким девизом мы будем работать на нашем уроке.

«Где есть желание, найдётся путь!»  слайд2

  • - Почему сегодня у нас такой девиз?
  • Наверно, мы будем открывать новые знания.
  • - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия новых знаний.

Будем продолжать исследование тайн русского языка, а помогать нам будет хороший наш знакомый –Карлсон.

II. Каллиграфическая минутка. Слайд3

  • – Что надо записать? (Дату.)  Напишите «Классная работа».
  • Чтобы узнать, какую букву вы должны прописать, найдите закономерность в схеме. Слайд4

Ученики: парные согласные.

  • обоснуйте ответ.  
  • Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Слайд4

  • - Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.

III. Формулирование темы.

1. Создание проблемной ситуации.

  • Отгадайте загадку. Слайд 5

Сам ……, ………

Кафтан ……., ……….

  • Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз.  Слайд6

Сам алый, сахарный

Кафтан зелёный, бархатный.

Что это? (Арбуз)

  • Какие слова вам помогли отгадать загадку?  Слайд7

Что эти слова обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? (Признак предмета.)

  • Сформулируйте тему урока? (Имя прилагательное)

Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Ученик: активные, умные, внимательные ….

  Карлсон (какой?) …

  • а сейчас мы продолжим нашу игру «словарные эстафеты». Слайд 9
  • На парте у вас лежат листочки. Ваша задача: подберите имена прилагательные к словосочетанию «Наша семья…» 
  • Проверка работ.

IV. Актуализация знаний. Слайд 10

Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Учитель: Сейчас мы поработаем в группках.

- 1,2,3 – группку быстро собери. (Дети собираются в группки, которые уже сформированы)

  • На партах у вас лежат карточки со словами. Прочитайте и подумайте по каким признакам они распределены.

Работа в группе.

а) 1 группа                     2 группа                3 группа

      фруктовый              высокое                 народная

     тенистый                   голубое                  весёлая

    яблоневый                звёздное                мелодичная

      старый                      ночное                    эстрадная

  • они имеют одинаковые вопросы.

 Учитель: Молодцы, ребята! Пока мы с вами выполняли работу, наш друг Карлсон уснул и в сладких снах его проплывают слова.  Прочитайте их, догадайтесь, что снится ему? (Сад, небо, песня)

Учитель: определите и запишите признаки этих предметов из наших карточек слов.  (Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.)     

  • проверим, что у вас получилось. Сад какой?

Ученик: сад фруктовый, яблоневый, старый.

  • Что общего у слов, в каждом столбике, называющих признаки предметов?

  Ученик: Отвечают на один и тот же вопрос.

Учитель: существительное какой имеет род?

Ученик: Мужской, средний и женский.

V. Основная часть.

   Учитель: Карлсону понравилась ваша работа и он передал свои чувства в своих картинах. Слайд 11

   Учитель: но, чтобы описать нам эти чувства нам не обойтись без прилагательных.  Опишите картины, которые вы видите на слайдах. 

 Развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных (работа в группе).

Дети выбирают одну из картинок и письменно описывают.

   Учитель: как точно и правильно вы описали картины нашего друга. Какие из этих прилагательных описывают погоду, которая у нас сейчас за окном?  А какое время года описывается на следующем рисунке?

1.Холодная            серое, пасмурное, короткие, дождливая, золотая

2.Скрипучий,              белый, чистый, пушистый.

   Учитель: – Что же это за слова?  К какой части речи они относятся?

Физкультминутка.

Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой, существительное – приседание с вытянутыми вперёд руками, местоимение – круговые вращения головы.          

 1. Связь имени прилагательного с именем существительным.   

Работа по учебнику.

   Учитель: откройте свои учебники, найдите упражнение 98 стр. 57

  • Прочитайте загадки. Объясните отгадки к загадкам.

Ученик: Отгадки можно назвать одним словом – растения.

  • Где вы можете встретить эти растения? Растут ли они в нашем родном крае? Какое из этих растений принять считать лекарственным?
  • Подберите к отгадкам те прилагательные, которые их описывают. Определите род и число существительных.
  • Пронаблюдаем как изменяются прилагательные.

Игра «Исправь ошибки»

Письмо от Карлсона. Он варил варенье и использовал ягоды, которые встречались в нашем упражнении. Вот рецепт от Карлсона.

Положил маленькие малину, добавил землянику, которую нашел на лесная полянке. Ох и вкусный получилось варенье!

Учитель: какой можно сделать вывод?

Ученик: имя прилагательное зависит от имени существительного и стоит в том же числе и имеет одинаковый род.

VI. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа слайд 12

Сладкий …    Сладкая …   Сладкое …  Сладкие …

  • Подберите к прилагательным существительные. Определите род и число имени существительного и прилагательного.
  • Проанализируем нашу самостоятельную работу.  (Проверка)

Учитель: кто сможет ответить на вопросы нашего друга? Прилагательные изменяются по ….

VII. Итог урока.

  • Заполните таблицы- помощники (индивидуально у доски работают 2 ученика) слайд 13

Изменяются

По родам

По числам

Имена существительные

Имена прилагательные

VII Рефлексия.     

Упражнение «Кораблик»

- вспомнил  

- я узнал,

- я научился

И я желаю вам памяти светлой, здоровья богатырского, зрения острого, настроения чудесного, дня ясного.      Слайд 14

Домашнее задание: дома у вас у каждого есть любимый питомец. Напишите кто он и опишите какой он 3 – 4 предложения.

1X. Д/З.  стр.57 упр 99

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Часть речи. Имя прилагательное»

Амвросиевская общеобразовательная

Школа I – III ступеней №4

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики.







Конспект урока русского языка

3 – Б класс

«Часть речи. Имя прилагательное»



Андрощук Инна Николаевна Учитель начальных классов



















Тема: Часть речи. Имя прилагательное

Тип урока: Открытие новых знаний.

Педагогические технологии: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения.

Цель: сформировать у учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с именем существительным.

Задачи: развитие умений подбирать прилагательные к существительным,

развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль. Сопоставлять их с признаками существительного; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематический слух; развить коммуникативные навыки и словарный запас учащихся; развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Оборудование: учебник “Русский язык” В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, индивидуальные карточки с заданием для групп.



Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд1

Дети проговаривают стихотворение и выполняют действия.

Ладошка к ладошке

Мы руки возьмем

И дружной семьей

работу начнем.

Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

Учитель: Обратите внимание на доску! Прочитайте про себя под каким девизом мы будем работать на нашем уроке.

«Где есть желание, найдётся путь!» слайд2

Учитель: - Почему сегодня у нас такой девиз?

Ученики: Наверно, мы будем открывать новые знания.

Учитель: - Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия новых знаний.

Будем продолжать исследование тайн русского языка, а помогать нам будет хороший наш знакомый –Карлсон.

II. Каллиграфическая минутка. Слайд3

Учитель: – Что надо записать? (Дату.) Напишите «Классная работа».

Учитель: Чтобы узнать, какую букву вы должны прописать, найдите закономерность в схеме. Слайд4

Ученики: парные согласные.

Учитель: обоснуйте ответ.

Учитель: Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Слайд4

Учитель: - Спишите, найдите слова с парными согласными на конце слова. Подчеркните, подберите проверочные слова.

III. Формулирование темы.

1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Отгадайте загадку. Слайд 5

Сам ……, ………

Кафтан ……., ……….

Учитель: Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз. Слайд6

Сам алый, сахарный

Кафтан зелёный, бархатный.

Что это? (Арбуз)

Учитель: Какие слова вам помогли отгадать загадку? Слайд7

Что эти слова обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? (Признак предмета.)

Учитель: Сформулируйте тему урока? (Имя прилагательное)

Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Ученик: активные, умные, внимательные ….

Учитель: Ребята, какие вы должны быть на уроке? Почему? Слайд 8

Карлсон (какой?) …

Учитель: а сейчас мы продолжим нашу игру «словарные эстафеты». Слайд 9

Учитель: На парте у вас лежат листочки. Ваша задача: подберите имена прилагательные к словосочетанию «Наша семья…»

IV. Актуализация знаний. Слайд 10

Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Учитель: Сейчас мы поработаем в группках. 1,2,3 – группку быстро собери. (Дети собираются в группки, которые уже сформированы)

Учитель: На партах у вас лежат карточки со словами. Прочитайте и подумайте по каким признакам они распределены.

Работа в группе.

а) 1 группа 2 группа 3 группа

фруктовый высокое народная

тенистый голубое весёлая

яблоневый звёздное мелодичная

старый ночное эстрадная

Ученик: они имеют одинаковые вопросы.

Учитель: Молодцы, ребята! Пока мы с вами выполняли работу, наш друг Карлсон уснул и в сладких снах его проплывают слова. Прочитайте их, догадайтесь, что снится ему? (Сад, небо, песня)

Учитель: определите и запишите признаки этих предметов из наших карточек слов. (Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.)

Учитель: проверим, что у вас получилось. Сад какой?

Ученик: сад фруктовый, яблоневый, старый.

Учитель: Что общего у слов, в каждом столбике, называющих признаки предметов?

Ученик: Отвечают на один и тот же вопрос.

Учитель: существительное какой имеет род?

Ученик: Мужской, средний и женский.

V. Основная часть.

Учитель: Карлсону понравилась ваша работа и он передал свои чувства в своих картинах. Слайд 11

Учитель: но, чтобы описать нам эти чувства нам не обойтись без прилагательных. Опишите картины, которые вы видите на слайдах.

Развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных (работа в группе).

Дети выбирают одну из картинок и письменно описывают.

Проверка.

Учитель: как точно и правильно вы описали картины нашего друга. Какие из этих прилагательных описывают погоду, которая у нас сейчас за окном? А какое время года описывается на следующем рисунке?

(Дети отвечают устно, затем проверяют).

1.Холодная серое, пасмурное, короткие, дождливая, золотая

2.Скрипучий, белый, чистый, пушистый.

Учитель: – Что же это за слова? К какой части речи они относятся?

Физкультминутка.

Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой, существительное – приседание с вытянутыми вперёд руками, местоимение – круговые вращения головы.

1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Работа по учебнику.

Учитель: откройте свои учебники, найдите упражнение 98 стр. 57

Учитель: Прочитайте загадки. Объясните отгадки к загадкам.

Ученик: Отгадки можно назвать одним словом – растения.

Учитель: Где вы можете встретить эти растения? Растут ли они в нашем родном крае? Какое из этих растений принять считать лекарственным?

Учитель: Подберите к отгадкам те прилагательные, которые их описывают. Определите род и число существительных.

Учитель: Пронаблюдаем как изменяются прилагательные.

Игра «Исправь ошибки»

Письмо от Карлсона. Он варил варенье и использовал ягоды, которые встречались в нашем упражнении. Вот рецепт от Карлсона.

Положил маленькие малину, добавил землянику, которую нашел на лесная полянке. Ох и вкусный получилось варенье!

Учитель: какой можно сделать вывод?

Ученик: имя прилагательное зависит от имени существительного и стоит в том же числе и имеет одинаковый род.

VI. Закрепление знаний.

Самостоятельная работа слайд 12

Сладкий … Сладкая … Сладкое … Сладкие …

Учитель: Подберите к прилагательным существительные. Определите род и число имени существительного и прилагательного.

Учитель: Проанализируем нашу самостоятельную работу. (Проверка)

Учитель: кто сможет ответить на вопросы нашего друга? Прилагательные изменяются по ….

VII. Итог урока.

Учитель: Заполните таблицы- помощники (индивидуально у доски работают 2 ученика) слайд 13

Изменяются

По родам

По числам

Имена существительные



Имена прилагательные



VII Рефлексия. Упражнение «Кораблик» - вспомнил - я узнал, - я научился И я желаю вам памяти светлой, здоровья богатырского, зрения острого, настроения чудесного, дня ясного. Слайд 14

Домашнее задание: дома у вас у каждого есть любимый питомец. Напишите кто он и опишите какой он 3 – 4 предложения.

1X. Д/З. стр.57 упр 99Continue


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка Часть речи. Имя прилагательное

Автор: Андрощук Инна Николаевна

Дата: 15.10.2016

Номер свидетельства: 349382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок русского языка 2 класс "Имя  прилагательное" УМК Школа России" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-russkogho-iazyka-2-klass-imia-prilaghatiel-noie-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "241043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445174185"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "166657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422979740"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока русского языка на тему "Имя прилагательное как часть речи" (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "109119"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404134671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства