kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка, 7 класс; Понятие о деепричастии. Урок №1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, конструирования предложений по заданным моделям с использованием деепричастий;

Воспитание интереса к изучению русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка, 7 класс; Понятие о деепричастии. Урок №1»

Урок русского языка, 7 класс

Учитель: Р.А. Харабарь, г. Керчь


Тема. Понятие о деепричастии

Цель: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как особой формы глагола; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, конструирования предложений по заданным моделям с использованием деепричастий;

воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: учебник для 7 класса (Л.М. Рыбченкова,

О.М. Александрова, О.В. Загоровская), презентация учителя, учебные тексты.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы работы: лингвистическое исследование, беседа, работа в группах, парах, интерактивная игра «Снежный ком», творческое конструирование, технология «Метод ПРЕСС».

Ход урока:

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Беседа.

- Прочитайте (на слайде) предложения, поставьте вопросы к выделенным словам:

1.Из дома вышел человек и направился к машине.

2. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

- Что вы можете сказать о глаголе и его особых формах?

- Сможете ли дать полную грамматическую характеристику слову «выйдя»?

2. Объявление темы, цели, задач урока.

- Какая же тема урока? (запишите)

- И перед нами стоят такие задачи (ознакомьтесь и определите личные цели урока:

  • Познакомиться с лексическим и грамматическим значеним деепричастия как особой формы глагола.

  • Научиться разграничивать основное и добавочное действие в предложениях.

  • Выработать навык правильно употреблять деепричастия в речи.

II. Изучение нового материала

  1. Лингвистическое исследование № 1 (формирование понятия о значении деепричастия).

Проведите исследования и сделайте выводы:

  • Прочитайте предложения на слайде и сравните их:

  1. Человек идет по улице и улыбается.

  2. Человек идет по улице, улыбаясь.

  3. Человек, идя по улице, улыбается.

  • Выделите в каждом предложении грамматическую основу.

  • Назовите количество основных действий в каждом предложении.

  • Назовите предложения, в которых помимо основного есть добавочное действие.

  • Поставьте вопросы к словам, которые обозначают дополнительное действие, выпишите их и разберите по составу.

Вывод 1

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы как? что делая? что сделав?

  • Сравните к какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия.

Вывод 2

Деепричастие, обозначающее добавочное действие, относится не только к сказуемому, но и к подлежащему. В предложении с деепричастием и глаголом-сказуемым может быть только одно действующее лицо.


  1. Слово учителя. Рубрика «Это интересно».

Довольно распространённую и забавную ошибку, связанную с употреблением деепричастий, привёл А. Чехов в рассказе «Жалобная книга». Один из пассажиров записал в этой книге: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Поскольку действие, называемое деепричастием, и действие, называемое сказуемым, всегда относится к одному предмету, можно подумать, что к станции подъезжала... шляпа собственной персоной! (Из энциклопедии «Языкознание. Русский язык»)

  1. Лингвистическое исследование № 2 (формирование знаний о морфологических признаках деепричастия, его роли в речи).

Работая в группах, проведите исследования и подготовьтесь к интерактивной игре «Снежный ком».

Группа 1 определяет общие признака глагола и деепричастия.

§ 22, упр. 149

Группа 2 определяет общие признака глагола и наречия.

§ 22, упр. 150 (устно)

Группа 3 определяет роль деепричастия в речи.

Прочитать отрывок из произведения А.С. Пушкина, выделить деепричастия. Определить, что деепричастия помогают вам представить, почувствовать, понять.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

  1. Интерактивная игра «Снежный ком» (на слайде).

Признаки глагола у деепричастия

  • Вместе с глаголом общее … (лексическое) значение.

  • Отвечает на вопросы … …, напоминающие вопросы глагола.

  • Имеет… (вид)

  • Бывает… (возратным)

  • Управляет как и глагол … (зависимыми словами: существительными, личными местоимениями)

Признаки деепричастия, общие с наречием

  • Отвечает на вопрос … (как?)

  • Не… (изменяется: не склоняется и не спрягается).

  • В предложении бывает…(обстоятельством).

Роль деепричастия в речи

  • С помощью деепричастия можно… (живо, ярко, динамично, эмоционально и кратко) описать, дорисовать основное действие.

  1. Слово учителя. Рубрика «Это интересно».

Слово деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении «делать») + причастие (ср. причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII в. (по этой грамматике обучался ещё

М. В. Ломоносов). Сам этот термин указывает, что деепричастие имеет отношение к действию.

Деепричастия имеют сложную историю. В прошлом они были краткими формами причастий, изменялись по падежам, в предложении выступали как определения. Постепенно эти свойства утратились, а с ними исчезла и способность к изменению; деепричастия стали походить на наречия, оказавшись в полной зависимости от сказуемого.

В современном языке деепричастие обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола и наречия.

Употребляются деепричастия в текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.

IV.Закрепление материала



  1. Работа в группах.

Задание 1

Прочитайте предложения, найдите слова, обозначающие основное и добавочное действия.

Группа 1

1. Приобретая знания, мы готовим себя к будущей жизни.

2. Прочитав материал учебника, я приступаю к выполнению письменных заданий.

Группа 2

    1. 1. Можно найти много полезной информации, работая с дополнительной

  1. справочной литературой.

  2. 2. Найдя в энциклопедии интересную информацию, ученик успешно выступил с сообщением.

Группа 3

  1. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

  2. Девочка легко выполняла работу, насвистывая какую-то песенку.

Задание 2

Образуйте от глаголов деепричастия, к которым подберите зависимые слова. Запишите по образцу.

0 б р а з е ц. Играть (с к е м ? ) – играя с друзьями.

Группа 1

Читать, обдумать

Группа 2

Мечтать, нарисовать

Группа 3

Обсудить, выполнять.

  1. Творческое конструирование.

Преобразуйте предложения, заменив выделенные глаголы-сказуемые деепричастиями. Определите их синтаксическую роль. Какие новые оттенки значения появились в тексте?

Пушкин и книги

Книги Пушкин любил с детства. Он тайком забирался в кабинет отца и читал все книги, попадавшие ему под руку.

Пушкин обладал необыкновенной памятью и уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Когда находился в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Он уезжал в путешествия и всегда брал с собой книгу. (По И. Гессену)

3. Взаимопроверка (преобразованный текст «Пушкин и книги» на слайде).

V. Подведение итогов урока

1. Рефлексия. «Метод ПРЕСС».

- Какую цель ставил(ла) для себя сегодня на уроке?

- Достиг(ла) ли я поставленной цели?

- Самый мой большой успех – это…

- Какие новые вопросы возникли для меня?

2. Оценивание.

VI. Домашнее задание:

1.Выучите теоретический материал учебника (§ 22).

2. Систематизируйте знания по теме урока, заполнив в тетради данную таблицу:





Деепричастие как особая форма глагола


Что обозначает

На какие вопросы отвечает

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

глагола

наречия







  1. Выполните письменное задание по выбору:

  • упражнение 151;

  • используя деепричастия, составьте небольшой текст о своем отношении к книгам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка, 7 класс; Понятие о деепричастии. Урок №1

Автор: Харабарь Раиса Андреевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока русского языка "Понятие о деепричастии""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_poniatiie_o_dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "369909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481786436"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи""
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-upotrieblieniie-dieieprichastii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447076523"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка в 7 классе "Удивительные гибриды" (понятие о деепричастии) "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-udivitiel-nyie-ghibridy-poniatiie-o-dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "223113"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437293175"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тема урока: Деепричастие – особая форма глагола"
    ["seo_title"] => string(47) "tiemaurokadieieprichastiieosobaiaformaghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "281357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453523324"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тема урока: Деепричастие – особая форма глагола"
    ["seo_title"] => string(48) "tiemaurokadieieprichastiieosobaiaformaghlaghola1"
    ["file_id"] => string(6) "281359"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453523339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства