Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс по теме "Глагол"»
УРОК 91
Тема: Глагол.
Цель: формирование представления о глаголе как части речи; распознавание глагола по значению, вопросам, наблюдение за ролью глагола в речи.
Оборудование урока: интерактивная доска, картинки, тетради, учебник русского языка.
Межпредметные связи: познание мира, литература.
Планируемые результаты:
предметные: умение распознать глагол по вопросам и значению;
личностные: воспитание интереса и любви к родному языку, готовности к общению;
системно-деятельностные: осуществление наблюдения за признаками глагола, словарного запаса словами-глаголами, умение правильно ставить к ним вопрос, понимать их значение, использовать приемы сравнения языковых фактов, делать выводы и обобщения по теме.
Ход урока
1.Психологический настрой.
2. Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
3.Сообщение темы и цели урока. Определение критериев успеха.
4.Постановка учебных задач урока: какая часть речи называется глаголом? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Какие глаголы называются близкими и противоположными по значению?
5.Минутка чистописания.
6. Словарно-орфографическая работа.
7.Актуализация знаний учащихся.
Какие части речи вы знаете? На какие вопросы они отвечают? По каким признакам можно отличить существительное от прилагательного?
II.Работа над новой темой
упр. 435. Работа по картинке. Рассмотри картинку. Слушание текста:
Друзья идут купаться, И плавать и нырять, На пляже кувыркаться, Играть и загорать.
Что будут делать дети на пляже? Какие слова обозначают действия предметов? На какие вопросы отвечают эти слова? Какая это часть речи?
Слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают?, называются глаголом.
Постановка поисковой задачи: проведите наблюдение за ролью глагола в предложении. Прочитайте загадку. Благодаря каким словам мы можем отгадать загадку?
Летит - молчит,
Сидит - молчит.
Умрет - ревет. (Снег)
Кто плавает, ныряет, крякает? (Утка)
Можно ли по одним глаголам догадаться, о чем пойдет рассказ? Прочитайте ряд глаголов: встал, умылся, позавтракал, пошел, пришел, учился.
Вывод: роль глагола в нашей речи очень важна для ее понимания, для выразительности речи.
Предлагается работа над сравнением глаголов, близких и противоположных по значению, упр. 441. При чтении отрывка из «Приключения Незнайки» ставится вопрос: почему так много глаголов, близких по значению, использует герой? Незнайка и опоздавшие с ним друзья хотят, чтобы их простили, поэтому подбирают разные глаголы, чтобы добиться прощения у друзей (сердиться, дуться, спросить, прошептать).
При работе над глаголами, противоположными по значению, предлагается подбор антонимов к глаголам: говорить - молчать, светлеть - темнеть, радовать - печалить, зажигать - тушить, отдыхать — работать, бежать — стоять.
3 этап урока: Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.
Упражнения по закреплению материала.
Обогащение словаря. Подбери к глаголам существительные. Напиши, кто что делает, упр. 437.
Подбери к существительным глаголы, упр. 438. Кто что делает?
Умение доказывать. Докажи, что данные глаголы имеют один и тот же корень. Как называются такие глаголы? Упр. 439.
Развитие внимания, упр. 440. Спиши. Вставь пропущенные глаголы. Поставь вопросы.
Работа с загадками, упр. 436. Отгадай загадки. Найди слова, обозначающие действия предмета.
Развитие связной речи, упр. 448. Работа по картине. Составь рассказ по картинке «Как мы отдыхали в парке». Начни свой рассказ: Однажды мы пошли... . Как-то раз мы были... . Раз мы ходили... . Используй глаголы: кататься, играть, петь, отдыхать, ходить, гулять, дышать, смотреть. Прочитай свой рассказ товарищам по классу.
Выпиши глаголы из текста и вставь их в предложения.
Рефлексия урока
Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.
Результаты учебной работы:
Предметные: умеют распознать глагол по вопросам и значению.
Личностные: проявляют интерес и любовь к родному языку, готовность к общению.
Системно-деятельностные: осуществляют наблюдение за признаками глагола, обогащают словарный запас глаголами, близкими и противоположными по значению, умеют правильно ставить вопрос к глаголу, понимать его значение, использовать приемы сравнения языковых фактов, делать выводы и обобщения по теме.