Урок русского языка. 11 класс. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Урок русского языка. 11 класс. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Цели: знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции; применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 11 класс. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.»
Урок русского языка. 11 класс.
Тема:Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Цели: знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции; применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
- Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)
Под ёлкой дыра Это лисья нора Здесь лисята живут Много их тут Можно их сосчитать
- Почему трудно читать? (нет знаков препинания) - Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают) - Какие знаки препинания поставили? - Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания? - О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Как называется система правил о постановке знаков препинания? - Какова тема урока? Задачи?
2. Целеполагание.
II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)
Выступление 1-й группы.
1. Сообщение «Принципы русской пунктуации».
В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:
а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме; б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части; в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.
Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.
2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).
Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.
Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.
(по Ю.Казакову)
Выступление 2-й и 3-й групп.
1. Сообщения «Одиночные знаки препинания», «Парные знаки препинания».
(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)
ЗНАК
СТАВИТСЯ
1. Точка.
В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).
2. Восклицательный знак.
В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.
3. Вопросительный знак.
В конце вопросительного предложения.
4. Многоточие.
Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.
5. Запятая.
Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.
6. Точка с запятой.
Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.
7. Двоеточие.
Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.
8. Тире.
Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.
9. Скобки.
Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.
10. Кавычки.
Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.
2. Практическое задание: заполнить таблицу в учебнике
III. Работа с текстом упр. 381 (там же)
1. Беседа:
- Перескажите текст. - С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?
2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).
1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:
а) сложноподчиненное с одним придаточным; б) сложноподчиненное с двумя придаточными; в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:
а) 4; б) 5; в) 6.
4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:
а) отделяет простые предложения; б) выделяет обособленные члены; в) отделяет сильно распространенные части.
5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:
а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”; б) оборот с как – устойчивое словосочетание; в) оборот с как – это приложение со значением причины;
6) Какое из утверждений неверное:
а) 1-е предложение текста - бессоюзное; б) в 3-ем предложении нет причастного оборота; в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.
Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
- Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему? - Что было трудным? Почему? - Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?