Данный урок разработан с целью формирования уважительного отношения среди учащихся к людям "опасных профессий", участникам современных вооруженных конфликтов; с целью совершенствования умений написания сочинений в форме письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Письмо современнику"»
Урок развития речи (9 класс)
Урок письма
Тема урока: «Письмо современнику – участнику вооруженного конфликта в Чечне»
(тема и эпиграф появится на слайде, когда учащиеся выскажут свои предположения)
Это было недавно,
Это было давно…
М. Матусовский
Цель урока: подготовить обучающихся к написания сочинения в эпистолярном жанре.
Задачи урока:
Совершенствовать умения написания сочинения в форме письма.
Показать роль письма в жизни современного человека.
Воспитывать любовь к Родине, гордость за своих земляков – ветеранов, участников боевых действий.
Развивать чувство уважения к людям «опасных профессий».
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Учитель. Ребята, у нас с вами сегодня не совсем обычный урок развития речи. Посмотрите на свои рабочие столы, что вы на них видите? (Почтовые конверты).
- А для чего они нужны? (Чтобы можно было отправлять письма по почте).
- Скажите, а часто ли вы пишите письма?
- А кому из вас нравится получать письма именно в конверте?
Написание писем – это целое искусство, оно очень ценилось во все времена. К сожалению, в век информационных технологий мало людей, которые по-прежнему пользуются услугами почты. Электронная переписка не подчиняется жестким требованиям написания писем. Но ведь очень приятно получить весточку от родных или друзей, ведь в ней - ваше внимание и любовь.
- Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?
(будем писать письма).
Мы постараемся вспомнить, что же такое «письмо», познакомимся с требованиями, которые предъявляются к эпистолярному жанру. А кому будет адресовано ваше письмо, постарайтесь догадаться.
Просмотр видеоролика с песней Сергея Тимошенко «Смерть под названием Чечня» (Вновь приклад автомата воткнулся в плечо).
С помощью этого видеоролика мне хотелось показать вам, что война страшна в любое, даже мирное время.
Как писал Иосиф Уткин в стихотворении «Ты пишешь письмо мне»:
Теплее на фронте от ласковых писем,
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Беседа – диалог
- Нужно ли знать о людях – защитниках нашего Отечества?
Для чего?
- Кого из современников – ветеранов или участников боевых действий вы знаете?
- Как вы думаете, почему и в наше, на первый взгляд, мирное время находятся люди, которые способны жертвовать собой ради спасения от терроризма и вооруженных бандитских формирований?
- А о какой войне до сих пор не любят вспоминать в нашей стране, хотя закончилась она давно? (Война в Афганистане 1979-1989 гг.) А с чем это связано?
- Да, участники войны в Афганистане долгое время находились в забвении, и только по истечению определенного времени о них вспомнили и признали заслуги в выполнении интернационального долга.
Просмотр фрагмента фильма «Честь имею!..» (2004г.) – режиссера Виктора Бутурлина («Солдатам и офицерам, отдавшим свои жизни в борьбе с террористами, посвящается…»), снятого на основе реальных событий конца февраля 2000 года, произошедших в Аргунском ущелье в Чечне.
- А как вы понимаете толкования слова «герой»? Кто для вас является современным героем?
- А можно ли назвать героем капитана Числова? Почему?
Слайд 1
(Герой – храбрый витязь, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин, сподвижник в войне и мире, самоотверженец.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)
Подготовительная работа.
Учитель. Давайте попытаемся соприкоснуться с внутренним миром человека, солдата - воина. Прежде всего – это чей-то сын, брат, муж, отец. Кто-то из них не сможет создать семью, кому-то увечья не дадут нормально трудиться, а у кого-то будет нарушена психика. В последнее время в средствах массовой информации много внимания уделяется ветеранам Великой Отечественной войны (к сожалению, их осталось очень мало, в нашем селе – всего лишь два), проходят различные акции во всех городах нашей страны. Несомненно, их подвиг бесценен! Наша с вами задача окружить их постоянной заботой и вниманием.
Но, как часто бывает в нашей стране, мы вспоминаем об ушедших и совсем не думаем о людях, живущих рядом, по соседству. Их еще не признали героями, хотя многие награждены Государственными наградами и являются ветеранами боевых действий.
В 1999 году началась «вторая» Чеченская кампания (официально контртеррористическая операция на Северном Кавказе, «первая» - с 1994 по 1996 гг.), когда вооруженные бандформирования вновь стали угрожать целостности нашей страны, убивать ни в чем не повинных людей. На протяжении ряда лет брянские сотрудники правоохранительных органов, в том числе и сотрудники органов внутренних дел Климовского района, несли службу в горном селении Шатой. Многим из них пришлось побывать в командировке не один раз, но те ребята, которые принимали участие в контртеррористической операции с марта по июнь 2000 года, были вынуждены спать под открытым небом или в разбитом здании шатойской больницы, не имели возможности связаться со своими близкими (почта в горном селении не работала, сотовой связи тогда еще не было, а по спутниковой – не всегда была возможность позвонить) – больше не смогли вернуться туда, где все напоминало об ужасах и лишениях настоящего военного времени.
Мне очень нравится стихотворение М. Исаковского, я хочу прочесть вам отрывок из него:
Этот маленький белый листок Посылаю в землянку к тебе, Чтобы строчками этими мог Часто думать в бою обо мне. Не давая пощады врагу, Чтоб, в землянке порой находясь, Знал: любовь я твою берегу, Вспоминаю тебя каждый час.
- Да, это стихотворение посвящено солдату Великой Отечественной войны.
- А что же грело его душу, что вдохновляло солдата в бою и в походе?
( Письма согревали солдат, они были необходимы им во все времена.)
Среди нас живут люди, которые видели смерть, видели, как гибли их товарищи, но, к сожалению, в наше непростое время мы мало уделяем им внимания, а ведь пройдут годы, о них обязательно вспомнят, но кого-то уже не будет в живых, а кто-то просто не захочет теребить старые раны. К сожалению, есть и такие ребята, кого не смогли дождаться дома мамы, жены, дети. Мы с вами не должны забывать о тех, благодаря кому вооруженные боевики не смогли разобщить наши народы.
Объявление темы сочинения.
- Кому же, на ваш взгляд, мы адресуем свое письмо?
Слайд 2 («Письмо современнику – участнику вооруженного конфликта в Чечне»)
- На мой взгляд, у вас есть возможность обратиться к ним в своих письмах, а может и пригласить на классный час, посвященный Дню защитника Отечества.
Слайд 3 (эпиграф к уроку)
Работа над темой.
Беседа об эпистолярном жанре.
Учитель. Что обозначает слово почта?
(Это здание, где письма сортируют, разносят по адресам или отправляют в другие города наземным или воздушным транспортом)
Учитель. Откройте толковый словарь С.И. Ожегова и прочтите значение этого слова.
(Почта – это учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение.)
Учитель. А кто же такой почтальон?
Слайд 4
( Это человек, который доставляет письма по адресам.)
Учитель. Верно, но более точное определение можно найти в словаре. Найдите и прочтите.
( Почтальон – работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам.)
Учитель. Раньше, много лет назад, почту доставляли посыльные – это работники, которых отправляли куда-нибудь с поручениями. Чтобы доставить почту быстро на дальние расстояния, запрягали тройку почтовых лошадей, также отправляли с почтовыми голубями. Сейчас письма отправляются в путешествие к своим адресатам на поездах и самолетах, благодаря научному прогрессу, появилась совсем недавно электронная почта, которая доставляет письма за считанные секунды. К сожалению, исчезает эпистолярный способ общения.
Эпистолярный – это значит относящийся к частной переписке, к письмам.
- Что же мы называем письмом?
(Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.)
Правила написания письма
Учитель. Кому из вас уже приходилось писать письма?
Какими словами вы начинали и заканчивали свои письма?
Как хорошо, что у некоторых из вас есть такой богатый опыт в написании писем.
Все же, я хочу познакомить всех с правилами написания письма.
Слайд 5
Приветствие. С чего начинается письмо? (С приветствия) С каким приветствием можно обратиться к ветерану, участнику контртеррористической операции?
(Ответы детей вносятся в таблицу). 2. Вступительное слово. Начинается со слов благодарности. 3. Основная мысль письма. Высказываются свои мысли о том, что вас побудило написать письмо: – прочитанная статья в газете; – просмотренная передача по ТВ; – рассказ человека прошедшего и пережившего войну;
- услышанная по радио песня;
- просмотренный художественный фильм; – услышанный рассказ сегодня на уроке. 4. Пожелания. Что можно пожелать ветерану, участнику боевых действий? 5. Заключительное слово. Какие слова говорят на прощание?
На доске план письма в таблице.
План.
Возможные варианты:
1. Приветствие
1. Дорогой ветеран (участник боевых действий)! 2. Уважаемый ветеран (участник контртеррористической операции)! Пишет вам ученик(ца) 7 класса МБОУ Митьковской СОШ.
2.Вступительное слово
1. Примите слова благодарности… 2. Я вам благодарен(на) за то, что… 3. Благодарю вас за то, что…
3. Основная мысль
- Что помогло вам пройти через ужасы страшной войны
и одержать победу над вооруженными бандформированиями? 1. Ваше мужество не позволило вам отступать,
и вы победили всех боевиков. 2. Беззаветная любовь к родной земле. 3. Чувство ответственности за жизнь и здоровье детей,
женщин, стариков.
4. Пожелания
1. Чтобы ваше сердце никогда не стало черствым из-за
пережитого. 2. Семья для вас была крепкой опорой. 3. Долгой жизни и здоровья.
5.Заключительное слово
1. До свидания. 2. До встречи. 3. Низко кланяюсь.
Слайд 6
Очень важно правильно написать адрес на конверте, чтобы адресат смог получить ваше письмо.
Что такое адрес и адресат, что общего у этих слов?
(– Адрес – это место, где мы живем, где живут наши знакомые и друзья.
– По адресу мы разыскиваем одноклассников, когда идем к ним в гости.
– Адрес есть даже у нашей школы, где нам нравится учиться!
– У этих слов одинаковый корень – адрес. Эти слова - родственники.)
Учитель. Правильно, адрес и адресат – однокоренные слова. - Адрес – это местонахождение, местожительство, а так же это надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя (лицо или учреждение, получающее какие-нибудь адресованные ему ценности, грузы, корреспонденцию). Синоним слову получатель – адресат. Вспомните, какие слова мы называем синонимами?
(Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.)
Учитель. Перед вами почтовый конверт, подумайте, кому вы адресуете свое послание? А теперь очень внимательно правильно напишем адрес на конверте.
В него входит: индекс; страна; край (область, регион); город (поселок, село, деревня, хутор); улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе); номер дома; корпус (строение, дробь); номер квартиры; фамилия, имя, отчество получателя; обратный адрес (укажите свой адрес и свою фамилию, имя, отчество).
Теперь закройте глаза и попробуйте мысленно написать письмо. Вспомните, с чего вы начнете свое послание, о чем будете писать дальше, какие добрые слова вы сможете сказать адресату, чтобы ему было интересно читать ваше письмо, что пожелаете на прощание, как закончите свой текст. Напоминаю, что письма свои сегодня вы адресуете ветеранам, участникам боевых действий в Чечне.
Рядом с нами живут ветераны, Что прошли по дорогам войны, Пусть болят у них старые раны, Но по-прежнему духом сильны. Ветеранам нельзя на покой уходить, Когда мир вновь тревогой объят. Люди новой войны не должны допустить. По ночам ветераны не спят. Им погибших друзей не забыть никогда, Хотя в этом и нет их вины. Но в душе рядом с ними они навсегда, И не могут уйти от войны. Потому ветераны себя не щадят, Без волнения жить - не для них, Ярким пламенем жизни сердца их горят, На борьбу вдохновляя других.
Работа в парах.
Учащиеся первого варианта рассказывают свои варианты писем учащимся второго варианта, а потом наоборот.
- А теперь выберите, на ваш взгляд, лучшее письмо из своей пары (понравившиеся варианты писем рассказывают всему классу).
Рефлексия.
- Какая информация на уроке была для вас новой?
- Что вам больше всего запомнилось?
- А о чем бы вы еще хотели узнать?
Итог урока.
Учитель. Вы получили представление о том, насколько актуальным является возрождение российских традиций эпистолярного жанра, ведь в письмах проявляется духовность и сердечность людей, это наше славное прошлое и наше будущее. Вы вспомнили о роли писем в годы Великой Отечественной войны и о роли писем в наши дни. Вы получили представление об основных правилах написания писем, узнали о значении новых слов, расширили свои знания. Показали свои знания о Великой Отечественной войне, о вооруженных конфликтах в современное время. Показали знания русского языка, умения размышлять, работать в парах, самостоятельно.
За активное участие на уроке получают оценки…
Домашнее задание.
Слайд 7
Теперь закрепите полученные знания при выполнении домашнего задания. Напишите на листочке письмо ветерану, участнику боевых действий (контртеррористической операции на Северном Кавказе), проверьте грамотность написания адреса на конверте. На следующем уроке вы прочитаете свои работы, и мы их отправим адресатам.