kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "С.А.Есенин Персидские мотивы" стихотворение "Шаганэ, ты моя Шаганэ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С.Есенин. Лирика. Персидские мотивы.

Стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

Цели урока:

образовательные

научить ребят глубже анализировать поэтический текст; соотносить его содержание с критической и мемуарной литературой; формировать навыки, опираясь на факты, разгадать «зашифрованную» информацию, оставшуюся вне поля зрения

развивающие

развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение

воспитательные

воспитание ответственности; привить интерес к творчеству поэта

Тип урока

Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов и деятельности

Форма урока:

Урок - исследование

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Вызов

1. Объявление темы и целей урока

ІІІ. Осмысление.

Разделила класс на 3 группы по желаниям учащихся. Учащиеся по собственной выбору распределили изучаемый материал: кто-то читал стихотворения, кто-то готовил их анализ, а кто-то защитил работу.

Во вступительном слове ознакомила с жизнью и творчеством поэта, период пребывания на Кавказе, о созданий цикла стихотворений «Персидские мотивы».

Выступление первой группы учащихся

Один из учеников выразительно читает стихотворения поэта посвященные Шаганэ. Это: «Ты искала, что Саади….» декабрь 1924 г. «В Хоросане есть такие двери…» март 1925г, «Голубая родина Фирдоуси …» март 1925 г., «Руки милой - пара лебедей…» август 1925 г. «Отчего луна светит тускло…» август 1925 г.

Задание первой группе:

Учащимся предлагаю попробовать раскрыть тайну образа, который делает стихотворения трогательным. Проследить и сделать выводы: сколько времени продолжались отношения поэта с Шаганэ. Чем закончились их отношения.

Выводы:

Учащиеся, изучив материал определяют: Шаганэ – армянская учительница, которую полюбил поэт и посвятил один из лучших стихотворений цикла «Персидские мотивы». Они встречались с декабря 1924 г. по август 1925 г. Причиной расставания, вероятно, послужила измена Шаганэ с другим мужчиной.

Учитель: читает отрывки стихотворений:

«Там на севере, девушка тоже

На тебя она страшно похожа

Может думает обо мне….

Шаганэ, ты моя Шаганэ ».

«Никогда я не был на Босфорсе…»

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.

Задание второй группе учащихся

Попытаться выяснить, был ли прототип у той северянки, раскрыть тайну образа чем она «страшно похожа» на Шаганэ?

Заранее учащимся предлагаю изучить письма поэта, написанные в период 1924-1925 г.

Выводы:

Большинство писем адресованы Галине Артуровне Бениславской. Изучение мемуарной литературы позволяет установить, что Галина Бениславская – журналистка, которая несколько лет, вплоть до своей смерти работала в московской газете «Беднота». Её родословная по матери - грузинка, а по отцу – француженка. Учащиеся предполагают, что она возможно сохранила черты лица (восточные), была чем-то похожа на Шаганэ.

Учитель: отрывок стихотворения «Собаке Качалова»

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тому поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват

Задание третьей группе

Продолжить поиск. Раскрыть тайну образа «той, что безмолвней и грустней » В чем был и не был виноват поэт?

Выводы

Изучив мемуарную литературу, воспоминания современников предполагают, что возможно это образ Г. Бенисловской. Бениславская была для поэта верным другом. Есенин, как написал в своем письме не любил её как женщину. Она покончила с собой. По завещанию ее похоронили рядом с могилой поэта.

IY. Подведение итогов. Рефлексия

В декабре 1925 года произошла трагедия в гостинице «Англатер». ( Из воспоминаний Е.Устиновой).

Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать утром кровью. Скоро пришёл Вольф Эрлих Есенин подошёл к столу, вырвал из блокнота написанное утром стихотворение и сунул его Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин остановил: «Потом прочитаешь, не надо!» 28-го зашла звать Есенина завтракать, долго стучала, подошёл Эрлих – и мы вместе стучались. Я попросил открыть дверь отмычкой. Комендант открыл и ушёл. Я вошла в комнату: кровать не тронута, поднимаю глаза и вижу его в петле у окна.

Почему Есенин вручил письмо Эрлиху? Не потому ли, что был уверен, что он покажет письмо Галине Бениславской? Быть может именно ей посвятил это стихотворение

Стихотворение «До свиданья, друг мой, досвиданья».

Через год после смерти Есенина (3 декабря 1926 года) Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое.». По завешанию её похоронили рядом с могилой поэта.

Y. Домашнее задание.

Выучить стихотворение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "С.А.Есенин Персидские мотивы" стихотворение "Шаганэ, ты моя Шаганэ" »

класс: 11 предмет русская литература

Тема урока:

С.Есенин. Лирика. Персидские мотивы.

Стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

Цели урока:

образовательные

научить ребят глубже анализировать поэтический текст; соотносить его содержание с критической и мемуарной литературой; формировать навыки, опираясь на факты, разгадать «зашифрованную» информацию, оставшуюся вне поля зрения

развивающие

развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение

воспитательные

воспитание ответственности; привить интерес к творчеству поэта

Тип урока

Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов и деятельности

Форма урока:

Урок - исследование

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Вызов

  1. Объявление темы и целей урока

ІІІ. Осмысление.

Разделила класс на 3 группы по желаниям учащихся. Учащиеся по собственной выбору распределили изучаемый материал: кто-то читал стихотворения, кто-то готовил их анализ, а кто-то защитил работу.

Во вступительном слове ознакомила с жизнью и творчеством поэта, период пребывания на Кавказе, о созданий цикла стихотворений «Персидские мотивы».

Выступление первой группы учащихся

Один из учеников выразительно читает стихотворения поэта посвященные Шаганэ. Это: «Ты искала, что Саади…..» декабрь 1924 г. «В Хоросане есть такие двери…» март 1925г, «Голубая родина Фирдоуси …» март 1925 г., «Руки милой - пара лебедей…» август 1925 г. «Отчего луна светит тускло…» август 1925 г.

Задание первой группе:

Учащимся предлагаю попробовать раскрыть тайну образа, который делает стихотворения трогательным. Проследить и сделать выводы: сколько времени продолжались отношения поэта с Шаганэ. Чем закончились их отношения.

Выводы:

Учащиеся, изучив материал определяют: Шаганэ – армянская учительница, которую полюбил поэт и посвятил один из лучших стихотворений цикла «Персидские мотивы». Они встречались с декабря 1924 г . по август 1925 г. Причиной расставания, вероятно , послужила измена Шаганэ с другим мужчиной.


Учитель: читает отрывки стихотворений:

«Там на севере, девушка тоже

На тебя она страшно похожа

Может думает обо мне….

Шаганэ, ты моя Шаганэ ».


«Никогда я не был на Босфорсе…»


Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.


Задание второй группе учащихся

Попытаться выяснить, был ли прототип у той северянки, раскрыть тайну образа чем она «страшно похожа» на Шаганэ?

Заранее учащимся предлагаю изучить письма поэта, написанные в период 1924-1925 г.

Выводы:

Большинство писем адресованы Галине Артуровне Бениславской. Изучение мемуарной литературы позволяет установить, что Галина Бениславская – журналистка, которая несколько лет, вплоть до своей смерти работала в московской газете «Беднота». Её родословная по матери - грузинка, а по отцу – француженка. Учащиеся предполагают, что она возможно сохранила черты лица (восточные), была чем-то похожа на Шаганэ.

Учитель: отрывок стихотворения «Собаке Качалова»

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тому поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват

Задание третьей группе

Продолжить поиск. Раскрыть тайну образа «той, что безмолвней и грустней » В чем был и не был виноват поэт?

Выводы

Изучив мемуарную литературу, воспоминания современников предполагают, что возможно это образ Г. Бенисловской. Бениславская была для поэта верным другом. Есенин, как написал в своем письме не любил её как женщину. Она покончила с собой. По завещанию ее похоронили рядом с могилой поэта.

IY. Подведение итогов. Рефлексия

В декабре 1925 года произошла трагедия в гостинице «Англатер». ( Из воспоминаний Е.Устиновой).

Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать утром кровью. Скоро пришёл Вольф Эрлих Есенин подошёл к столу, вырвал из блокнота написанное утром стихотворение и сунул его Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин остановил: «Потом прочитаешь, не надо!» 28-го зашла звать Есенина завтракать, долго стучала, подошёл Эрлих – и мы вместе стучались. Я попросил открыть дверь отмычкой. Комендант открыл и ушёл. Я вошла в комнату: кровать не тронута, поднимаю глаза и вижу его в петле у окна.

Почему Есенин вручил письмо Эрлиху? Не потому ли, что был уверен, что он покажет письмо Галине Бениславской? Быть может именно ей посвятил это стихотворение

Стихотворение «До свиданья, друг мой, досвиданья».

Через год после смерти Есенина (3 декабря 1926 года) Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина... Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое...». По завешанию её похоронили рядом с могилой поэта.


Y. Домашнее задание.

Выучить стихотворение




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Джомартова Хатира Сапаровна

Дата: 21.10.2015

Номер свидетельства: 242318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства